Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (682) → Отцовское благословение

Отцовское благословение

№25 (682) / 25 июня ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

(Окончание. Начало в № 24)

Благословение, которым благословляет патриарх своих потомков, есть не только благословение, предполагающее обладание каким-то имуществом, или пожелание хорошей, благой жизни, как это имеем в виду мы, желая чего-то детям или собираясь отходить в мир иной. Тут нечто иное. Благословение, которым благословляют патриархи своих потомков, есть преемственность духовная, передача дара Святого Духа, некоторой силы Божией – самой веры. Этим благословением передается вера, пребывание Духа с человеком, которым вера утверждается, животворит род этого человека, через которую род становится способным сохранять веру из поколения в поколение. Как говорит апостол Павел, вера есть тоже дар Бога и плоть Святого Духа в нас, стало быть, вера сохраняется в нас силой Святого Духа. Мы проносим эту веру через всю нашу жизнь не своей же силою, а потому, что Дух Святой споспешествует нам в наших немощах, очищает, защищает, покрывает, вдохновляет, укрепляет нас, чтобы мы жили в согласии с верой. Если бы Дух Святой в какой-то момент отошел от нас, наша вера бы иссякла, изнемогла: Источник всего доброго в нас, в том числе и веры, это Бог; все благое, что созидается в нас, есть плод Духа Святого, нужна лишь наша готовность, способность, желание претерпеть то, что велит, на что вдохновляет нас Святой Дух. Поэтому, чтобы сохранять эту веру в обетованное Пришествие Спасителя из рода в род, из поколения в поколение, несомненно, нужен дар Святого Духа. Благословением дар Святого Духа и передается, а с ним передается способность сохранять веру среди всех искушений, способность животворить этой верой окружающую жизнь. Такое благословение дарует способность из поколения в поколение уже индивидуально сохранять эту особую веру. И, в конце концов, приводит к той великой вере, в которой жили Дева Мария, Иосиф Обручник. Без такой веры Воплощение Сына Божия было бы невозможным. В этом суть благословения, которым благословляет Авраам своего сына. И Исаак в свою очередь будет благословлять своего сына, а тот в свою очередь своего.

Но наследовать благословение может только один сын, из множества сынов только по одной линии может состояться Воплощение Спасителя мира. В Библии нет особых свидетельств, как потом, из поколения в поколение, из рода в род, от отца к сыну передается это благословение, она как бы покрывает это молчанием, тайной, хотя, несомненно все это было – не будь этого, апостолы не смогли бы восстановить родословную Иисуса Христа: смысл этого родословия в том виде, в котором оно до нас дошло, в свидетельстве того, что благословение было. Библия очень подробно и внимательно рассматривает благословение именно первых потомков Авраама, чтобы люди, читающие ее, вникающие в тайну общения Бога и человека, узрели нечто чрезвычайно важное. Вот об этом мы и поговорим.

Аврааму было не сложно благословить Исаака, он – один сын, засвидетельствовавший свою веру. Но у самого Исаака рождается два сына, близнеца. Они очень отличаются друг от друга и внешне, и внутренне. Один считается старшим, а другой младшим. Старший зовется Исавом, меньший Иаковом. Кому же отец передаст благословение? Ведь только один может получить этот духовный дар, плодом которого будет Рождение Спасителя мира. Исаак к этому подходит достаточно просто, он не сомневается: благословение должен принять старший. Но Промысел Божий действует иначе, Бог избирает иначе. И понять, почему один избирается, а другой нет, нам очень важно. Как говорится в Библии, Бог Иакова возлюбил, а Исава возненавидел. Почему, за что? У Бога нет лицеприятия, Исав ничего плохого не сделал, он не Каин, который убил своего брата, внешне его жизнь не ведет ни к каким большим грехам, она вполне естественна по-человечески. Почему же Бог его возненавидел? Это объясняется позже, а пока мы не знаем, как будут складываться взаимоотношения братьев и их взаимоотношения с отцом.

Исаак стареет. Он, очевидно, очень любил старшего сына. Старший был рослый, косматый, настоящий мужчина, который все умеет, у которого все получается. Он был замечательным охотником, ничего не боялся, приносил много добычи, кормил себя, отца. Исаак очень любил кушанья, которые готовил ему Исав, он любил пищу, дичь, которую приносил ему Исав, – и больше никто другой такую дичь принести и так приготовить ее не мог; получается, он любил своего сына, потому что тот умел его ублажить. А Иаков был, как бы мы сказали, маменькиным сыночком. Всегда жил в шатрах, всегда около мамы, мужское начало в нем сильно не проявлялось, он был слишком спокойным, слишком тихим, слишком задумчивым, и Исаак его не любил. Он считал, что этот сын не сможет утвердиться в жизни, не сможет себя реализовать, а на Исава можно было положиться.

Но однажды Исав прибегает с охоты взмыленный, уставший и, как всякий мужчина в подобной ситуации, ужасно голодный: ни думать, ни говорить, ни общаться с кем-то он не может, пока не насытится. Иаков в это время спокойно варит чечевичную похлебку. Это не было специально подстроено, он просто в это время готовил пищу. Исав видит то, что готовит Иаков; не сказать, что это вкусная еда, но он ужасно хочет есть и говорит: «Дай мне скорее то, что ты готовишь». Иаков говорит: «Хорошо, только отдай мне сначала свое первородство». Исав говорит: «Я умираю с голоду, что толку мне от моего первородства?»

И отдает.

Этот момент очень важен, он показывает внутреннее состояние братьев. Исаву все равно; первородство в данном случае, по мысли братьев и отца, означало, что тот, кто раньше родился, и получит то самое благословение возглавить род, в котором родится Спаситель мира.

И вот Исав говорит, что ему, в принципе, все равно – ему неважно, для него не важны духовные потребности и размышления, для него жизнь в этом мире гораздо важнее, она для него насущна, он думает о сегодняшнем дне, о телесном своем бытии. А Иаков напряженно всматривается в будущее. Он думает, как бы ему получить благословение. Речь идет, конечно, не об имуществе: отречение Исава, с юридической точки зрения, ничего не значит, оба они понимают, что не случись то, что в конце концов случилось, они бы не пришли к отцу и не стали бы спорить, кто из них что сказал когда-то в порыве каких-то страстей. Это никакого воздействия на Исаака не оказало бы, он благословил бы своего старшего сына, просто считая, что так надо делать, и просто любя Исава.

Речь идет не о разделе имущества, оба получили бы вполне равноценные части. Вся интрига в том (и Библия именно поэтому и показывает эту историю с чечевичной похлебкой), что Иакову важно получить это благословение, он очень хочет сделать то, что от него зависит, чтобы действительно в его колене родился Спаситель мира. А Исаву это действительно внутренне не важно, он не беспокоится об этом, он, даже не задумываясь, легко от этого отрекается. И этот момент важен: он помогает понять их внутреннюю жизнь.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

Общение по крови

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 24) Дальше, подчеркивая эту мысль, апостол Иоанн Богослов свидетельствует: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» – человек, который начинает с того, что говорит «я не имею греха» (у него нет нужды в чем-либо исповедоваться перед Богом: он совершенно чист перед Ним)

 
Крещеный мир

Поклонимся мощам апостола Андрея

Александр Ларин

Продолжаем путешествие по Вечному городу. Наш путь лежит на смотровую площадку Авентинского холма, откуда Рим виден с высоты птичьего полета. Этот храм воздвигнут во имя Святого Мученика Вонифатия, посланного купить христианские мощи. Житие этого страдальца хорошо известно.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс