Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (682) → Общение по крови

Общение по крови

№25 (682) / 25 июня ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

(Окончание. Начало в № 24)

Дальше, подчеркивая эту мысль, апостол Иоанн Богослов свидетельствует: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» – человек, который начинает с того, что говорит «я не имею греха» (у него нет нужды в чем-либо исповедоваться перед Богом: он совершенно чист перед Ним), этой фразой в тот же момент свершает свое органическое опустошение, искажаются основы его бытия, его духовной жизни. Когда человек это свидетельствует, он обвиняет Бога во лжи, клевещет на Бога. Утверждая, что он не имеет греха и не нуждается в исповедовании, он ясно показывает, что на самом деле всецело уподобился отцу лжи – дьяволу, поскольку тот и есть первый клеветник, в первую очередь на Бога. Вроде бы такое обыденное утверждение об отсутствии собственного греха, но, по свидетельству Иоанна Богослова, нахождение в подобном состоянии есть серьезная духовная катастрофа, тогда как признание себя грешным – основа и духовной жизни в частности, и всей человеческой жизни вообще.

Признавая себя грешным, человек обращается к свету, а само это признание есть действие света в человеке: если он не видит своих грехов, значит, он пребывает в темноте – только в темноте человек ничего не видит. Видя неправду, он причастен свету – значит, свет в нем действует. И чем больше в нем действует этот свет, чем больше он видит собственную неправду, свои грехи, тем более жаждет очищения, стремится заполнить всего себя светом – как засвидетельствовал в своем Послании апостол Павел, говоря, что «вся же обличаемая от света являются, все бо являемое свет есть». То есть обнаружение наших грехов есть действие света, благодати – на языке святых отцов, действие жизни в человеке. И этот процесс есть фундамент правильного строительства духовной жизни человека, устремленности его к Богу.

Признание себя виновным, грешным, нужда в исповедании и очищении приводят человека к тому, что он вносит в свой дом, в свою душу свет-огонь. Вносит, чтобы увидеть, что у него в доме, и видя наваленный ворох грязных, смрадных вещей, старается этот мусор испепелить. Человек, зная, что он грешен, пытается испепелить свои страсти и обращается к Крови Христовой, которая, как мы говорили, есть и огонь, и свет, она освещает, просвещает, испепеляет и сжигает. Таинство Причащения Тела и Крови Христовых совершает над человеком важнейшие вещи: просвещает его душу и попаляет в нем грехи.

Но чтобы обратиться к этому таинству, необходимо важнейшее условие – человек должен исповедать свой грех: сознавая себя грешным, искренне признавать себя таковым. Если в нем этого нет, то, стало быть, ничего не будет; таинства не произойдет. Потому что, как мы уже видели из контекста Иоанна Богослова, грешник ниспровергает все существо жизни, все таинство спасения человека Богом, и, стало быть, фактически причащается в осуждение себе.

Отсюда и выросла церковно-литургическая практика обязательной Исповеди накануне Причащения Святых Христовых Таин. И в первые века христианства, и позже можно было услышать, что не обязательно исповедоваться каждый раз, когда причащаешься, если причащаешься регулярно. Но если человек, приступая к святому Причащению, даже не сознает (в сердце своем не раскаивается и молитвы подготовительные ко святому Причащению читает без сокрушения, плача, раскаяния) себя грешным перед Лицом Бога, то причащается он заведомо в осуждение себе.

Важно помнить, что послание Иоанна Богослова касается вопросов общения как человека с Богом, так и человека с человеком: фундамент подлинного, истинного общения человека с человеком это исповедование своих грехов пред Богом, знание о том, что он грешен, – то самое движение человеческого духа, которое приводит к смирению и сокрушению, приводит и к истинному общению.

Основа общения человека с человеком – знание самого себя, исповедание своей немощи и грехов перед Богом. Вот почему общения сейчас нет: человек начинает сейчас общаться, исходя из других установок. Он не признает своей немощи и не со смирением приходит к общению, уверенно считая себя способным ко всему, неспособным ошибаться. Он стыдится, когда ему указывают на ошибки и огрехи – для него само указание на ошибки и огрехи считается достаточным основанием для прекращения общения.

И поэтому никто не общается глубоко, все стараются не задевать друг друга; скользят по периферии собственной психической жизни, не пытаясь вступить в общение, – зная по себе, что, кроме задетого самолюбия, это общение ни к чему не приведет.

Исповедание грехов – не однократное явление. Апостол Иоанн Богослов в самом начале второй главы призывает, чтобы человек всячески избегал греха, но далее призывает к сокрушению перед Богом. Апостол утверждает, что человек, стараясь не грешить, все же не может не грешить (и это состояние естественно для него). Как только он помыслит, что достиг состояния безгрешности, в милости Бога, в исповедании и прощении грехов не нуждается, тут же он извращает все основы бытия. Поэтому так важны постоянные сокрушение и смирение, о которых – как об основе духовной жизни человека, фундаменте правильных взаимоотношений со Христом – настойчиво говорят святые отцы.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Патриотизм

Наша единственная стратегия – возвращение к вере

Беседовал Андрей Печерский

– Чтобы обозначить тему нашей беседы, приведу слова одного священника, который как-то мне сказал: «У нас в стране почему-то верующих не особенно прибавляется…». То есть мы говорим высокие слова, в храм ходим, свечки ставим, некоторые причащаются…

 
Читаем Ветхий Завет

Отцовское благословение

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 24) Благословение, которым благословляет патриарх своих потомков, есть не только благословение, предполагающее обладание каким-то имуществом, или пожелание хорошей, благой жизни, как это имеем в виду мы

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс