Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (727) → Терпением спасайте души ваши

Терпением спасайте души ваши

№22 (727) / 10 июня ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О надежде

Преподобный Силуан Афонский, пережив удивительное откровение, дарованное Богом, восклицал: «Господи, дай всем людям мира познать Тебя Духом Святым». Потому что, познав Бога Духом Святым, человек понимает, что невозможно отпасть от Бога, Он никогда не позволит этого сделать – ничем невозможно раздражить или оскорбить Его любовь.

И возникает тогда вопрос: значит, все, уверовал человек, и живи как хочешь? Вроде ничего больше и не требуется, само собой все устроится. Так просто? Да, так и есть. Но вместе с тем все чрезвычайно сложно. Об этих сложностях и написаны послания апостольские и многочисленные книги святых отцов. Все Предание Церкви говорит о том, что, как сказал один подвижник XX века, Бог у нас такой, что вообще уму непостижимо, как человек может погибнуть. И потом добавил: Бог у нас такой, что вообще уму непостижимо, как человек может спастись. Действительно, ум человеческий не способен вместить всего Бога. Он оправдывает человека через веру, но эта вера есть жизнь. Человек может отвергнуть эту жизнь и отвергнуть эту любовь. Апостол Павел дополняет свое свидетельство об оправдании верой словами, которые мы сознательно опустили в самом начале V главы: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

То есть мы хвалимся скорбями точно так же, как хвалимся надеждой. Скорбь есть обратная сторона надежды, скорбь – это и есть свидетельство того, что мы действительно верующие. Если нет скорби, возникает вопрос: верующие ли мы? Скорбь становится показателем того, что человек действительно стал верующим. Как для бывалого солдата или генерала рана, полученная на полях сражений, есть свидетельство его храбрости, так для уверовавшего человека явившаяся скорбь есть знак, что он действительно верующий – Бог его отметил, Бог признал его Своим. Как же ею не хвалиться? Меня заметили!

От скорби происходит терпение, от терпения происходит опытность – не опытность в мире сем, не опытность житейская, а опытность, которую святые отцы обозначили как рассудительность, трезвомыслие: человек, опытный в вере, прошедший многие искушения знает, что Бог действительно всегда спасает; одно дело – прочитать об этом в книге, другое – узнать на собственном опыте. К примеру, человек был на пороге смерти, и Бог избавил его.

Вспомните подвиг трех отроков в печи Вавилонской. Они знали, что Бог может спасать, но когда увидели, что в пламенеющую печь к ним сходит ангел и выбрасывает оттуда огонь, поняли на собственном опыте, как Он может спасать. Опытность дается не просто, это дар, который очень ценен и очень востребован во все времена. Дай Бог каждому встретить лицом к лицу человека, который в опыте своей жизни испытал, что Бог жив, что Он может спасать из любой ситуации, может исполнить любую просьбу, любое моление, с которым обращается человек: он пережил опыт богообщения, вкусил от щедрой руки Божией.

Кроме того, человек, который в терпении переживает скорби, приобретает некоторую мудрость, опыт стояния в вере, научается, как нужно хранить и беречь свою веру в обстоятельствах, которые ее разрушают. И «...как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Это очень ценный опыт.

И от этой опытности, как дальше говорит апостол Павел, рождается надежда. В первых 5 стихах V главы апостол Павел дважды говорит о надежде – первый раз: «мы стоим и хвалимся надеждой славы Божией», а второй раз, что «от опытности происходит надежда, которая не постыжает». Во-первых, мы поверили и обретаем надежду на Бога, а второе – надежда рождается через претерпевание скорбей, через стояние в вере, ради Бога предпринимаемого труда. Так, с одной стороны, вера объективно приводит человека к надежде на силу благодати Божией, на неоскудевающую любовь Божию. Но, с другой стороны, вера предполагает терпение, какое-то деланье, которым благодать присваивается человеку, он делает действенной свою веру. То есть путь, кратко намеченный апостолом Павлом: скорби, терпение, опытность, надежда – это то дело, к которому и приводит наша вера.

Как говорил апостол Иаков: «Вера без дел мертва» – от уверовавшего требуется претерпеть скорби за веру, терпеливо стоять в вере, от чего будет дана ему надежда, скрытая в самой природе веры. Ну и дальше, как говорит Сам Христос в Евангелии: «В терпении вашем стяжите души ваши». Все дано, но чтобы это усвоить, необходимо скорбеть и терпеть. С такой же неизбежностью человек обретет надежду и вкусит любовь Божию.

Крещение дает человеку благодать. Благодать с неизбежностью предполагает путь скорбей: таким путем прошел Христос, а мы именно с Ним соединяемся в Крещении – стало быть, с неизбежностью должны идти тем же самым путем.

В заключение еще раз обращу внимание на 5-й стих V главы: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Особенно ярко сказал об этом Серафим Саровский: «Цель христианской жизни это стяжание Святаго Духа». Но стяжать его можно только потому, что он дан нам в Крещении.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№34 (691) / 3 сентября ‘12

Исследуйте писания

Или любишь, или убиваешь

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Судьба каждого человека наполнена Промыслом Божиим

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Третья Книга Царств начинается воцарением Соломона. Вообще, Третья и Четвертая Книги Царств повествуют о царях. В них подчеркивается важный момент – в истории происходит взаимодействие двух воль: Божественной и человеческой.

 
Медицинский городок

Врач-психотерапевт В.В. Боровских: Источник жизни – в Боге

Беседовала Валентина Ефремова

Из цикла «Если болит душа»На вопросы отвечает православный врач-психотерапевт Вячеслав Владимирович Боровских. – Пока наши уважаемые радиослушатели готовят свои вопросы, я бы хотела спросить, что нового произошло в вашей жизни, жизни вашего реабилитационного центра?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс