Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с настоятелем храма Тихвинской Иконы Божией Матери в селе Выпуково Сергиево-Посадского благочиния Московской епархии священником Максимом Каскуном в эфире телеканала «Союз»
– Тема сегодняшнего разговора – терпение скорбей.
– Батюшка, что такое скорбь?
– Скорбь – это то, что причиняет нам беспокойство, нарушает мир и покой.
– Какие скорби бывают?
– Скорби делятся на душевные и телесные. К душевным относятся скорби, связанные с грехами, с духовными переживаниями, а к скорбям плоти относятся болевые эффекты, болезни разные. Бывает еще, что душа болит так, что тело изнемогает и скорбит вместе с душою. Бывают скорби житейские, скорби семейные, профессиональные.
– Но прежде всего о причинах.
– Причин скорбей много. Важно, чтобы человек немножко вышел из состояния сытости, покоя и комфорта, состояния стабильности. Все это приводит человека к расслаблению, то есть к деградации духовной. И поэтому скорбь, когда приходит, начинает человека взбадривать, заставляет его обращать внимание на внутренние вещи: может быть, он делает что-то неправильно, и его совесть начинает обличать. И человек начинает думать, где же он был неправ, что же сделал греховного. Поэтому первейшая причина появления скорбей – это пробуждение к духовной жизни. А второе, как апостол Петр говорит, страдающие плотью перестают грешить. Человек, находясь в страдании, не то что не способен ко греху, но о грехе думает меньше. Допустим, человек крепкого здоровья с радостью идет блудить, и ничто его не останавливает до тех пор, пока он не заболеет. Если человек начинает пребывать в немощах от скорбей, то он становится более мягким по отношению к другим, и, соответственно, менее подверженным греху.
– Скорбь – это хорошо или плохо?
– Скорбь – это хорошо. У каждой медали есть две стороны. Саму по себе скорбь святые отцы не только просили, а благодарили за них Бога и просили, чтобы Господь эти скорби не отнимал. Если не было скорбей, молились и раскаивались перед Богом – они считали, что если нет скорбей, значит, Господь забыл их. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): если человек скорбит, значит, на нем печать избранничества Божия. И ситуация такова, что в жизни должно проходить так: только внешние скорби закончились, на работе или еще с кем-то, начинаются скорби семейные, семейные неурядицы только закончились, начинаются какие-то внутренние скорби и проблемы. И, соответственно, человек, находясь постоянно в состоянии скорби, пробуждается к молитве, к покаянию, и, конечно, это хорошо. Но сама скорбь для человека, который любит покой, смерти подобна, и поэтому мы все сегодня скорбей избегаем.
– То есть, можно сказать, скорби – это полезно: в них человек активизируется в своей духовной жизни. Но помимо пользы есть еще что-то?
– Что касается пользы, она вообще многообразная, человек скорбящий может и милостыню творить, и человека простить; будучи без скорбей, он может этого не сделать. Поэтому скорбь, безусловно, приносит человеку пользу, но только в том случае, если человек терпит это все с благодарением Богу. Как говорят святые отцы, если ты просто терпишь и не благодаришь Бога, не участвуешь в этой скорби, как говорит преподобный Амвросий Оптинский, то скорбь не приносит плодов, и человек, который может укрепиться и благодарить Бога, превращается в ропотника, а это приносит обратный эффект. Но если человек к скорби относится правильно, он получает, безусловно, пользу, которая прежде всего выражается, как мы уже сказали, как в духовном пробуждении, так и во внутреннем прозрении, настрое на покаяние, на смиренномудрие – скорбящий человек не высокомудрствует, он сокрушен, немножко подавлен. И это состояние помогает человеку если не избежать, то как-то умерить свои страсти, чтобы не сделать конкретно какого-то грубого греха.
– Человек становится еще и сочувствующим, и сопереживающим.
– Да, он размягчается от скорби. Говорил же преподобный Исаак Сирин, что скорбь – это путь к Богу, то есть невозможно прийти к Богу без скорби. Если мы посмотрим всех, кто приходит в храм, 90%, а может быть, и больше, это те, кто пришли, из-за скорбей – потери ближних, скорбей на работе, уныния (очень часто, бывает, уныние так гнетет людей, что они от неизбывности приходят в храм).
– А если, как Вы сказали, человек становится ропотником, начинается некая ненависть не только к своей жизни, но и ко всему окружающему?
– Да, и к Богу тоже, и это называется – путь к сатане. И сегодня мы видим очень много примеров, когда люди, озлобившись не только на окружающих, но и на Бога, реально становятся неспособными к добру: у них все и во всем виноваты. Единственный, кого они готовы оправдать, сатана, как бедный падший дух, который захотел свободы от Бога, но не получил и был за это наказан. Это все так и происходит.
– У нас звонок – Нижегородская область на связи.
– Батюшка, у меня сын – психически больной человек, он иногда богохульствует, но вообще-то добрый. Как Господь примет таких людей, которые больны?
– Что касается людей душевнобольных, то этот грех, конечно, им не вменяется, ведь люди с больной психикой не могут контролировать свои эмоции. И поэтому, когда на них находит скорбь, приступ болезни или еще что-то, они начинают говорить не то, от немощи, бывает, и проклятья произносят, в том числе и на тех, кто за ними ухаживает.
Когда у вас происходят с сыном такие вещи, надо, конечно же, молиться и постараться помочь ему в этот момент, как-то поддержать его. Крест этот очень тяжелый, заниматься с больными людьми очень тяжело, и помоги вам Господь все это преодолеть и сохранить доброе сердце.
– Слушаем звонок из Перми.
– Батюшка, я уже много лет скорблю, что у меня не проходит безответная влюбленность, меня это очень мучает, что можно сделать?
– Я могу сказать, что эта скорбь происходит от неправильного духовного устроения. Как ни прискорбно это звучит для многих женщин, женщина не должна любить, когда выходит замуж, не должна искать ответной любви.
Потому что Господь, и апостол Павел об этом говорит, изложил духовный закон, на основании которого создается семья. Семья создается на основании двух вещей. Первое – это любовь мужчины к женщине, и второе – это уважение женщины к мужчине. Самое главное при взаимоотношениях мужчины и женщины вот это. Если это есть вначале, то брак будет успешным. И в вашем случае вы должны молиться, чтобы Господь послал вам человека, которого вы могли бы уважать, и через это уважение у вас проснулась бы настоящая любовь к нему, которую имели святые жены.
Благоговейная, почтительная любовь является основанием брака. В таком браке женщины не скандалят, не закатывают истерик, там все более стабильно. И даже если бывают какие-то трудности, все проходит мягче, потому что женщина в этом случае боится обидеть мужа. А вот эти ваши чувства – ложные, скорее всего, и лучше от них отходить.
– Следующий звонок – из Барнаула.
– Батюшка сказал, что скорбящие люди – это избранники Божии. Так что, вдовы – это избранные люди? Конечно, я отношу себя к тем, кто больше ропотник, но ведь лишившись мужа ты как бы лишаешься своего господина жизни, и думаю, что таким путем быть избранником никто не согласен.
– Я хочу сказать, что скорбь всем посылается в свое время, по нужде, и Господь лучше знает, кого, как и какими скорбями вразумлять, и вдовство – это избранничество Божие. Господь всегда в Священном Писании говорит: «Не обижайте вдову и сироту» – вот два статуса, о которых Господь имеет такое серьезное попечение. Поэтому тот крест, который вам воздал Господь, вы несите, терпите, благодарите Бога, раскайтесь в своих согрешениях, помните, что достойно по делам своим приемлем. И когда мы будем ощущать себя не только достойными того, что Господь нам по своей милости посылает такие легкие скорби (по грехам нашим побольше надо было бы посылать), соответственно, сердце наше будет очищаться, смягчаться, смиряться, и мы почувствуем в своем сердце теплоту к Богу, радость, любовь, и будем благодарить Его еще больше.
– Следующий вопрос задает Кирилл, город Днепрорудный, Украина: « Говорят, что скорбь не бывает выше сил человека, но почему всегда кажется наоборот?».
– В Священном Писании говорится во многих местах: Господи, не дай скорби праведнику, чтобы он не согрешил, то есть убереги его. Господь посылает те скорби, которые человек может перенести. Скорби бывают разные, но всем нам тяжело, в этой жизни легко никому не бывает, и если нам даже кажется, что какой-то человек жизнь прожил мирно и счастливо, то мы не знаем его духовного мира вообще – как он живет и что с ним происходит. Поэтому утверждение, что Господь сверх сил не посылает – это предмет нашей веры, посредством которой мы потом приобретаем опыт и действительно познаем, что Бог сверх меры искушений не посылает.
– Следующий вопрос – от Татьяны из Когалыма Тюменской области: «Почему происходящее с тобой переносится легче, чем если что-то происходит с детьми или ближними?».
– Что касается детей или ближних, которых любишь, то, безусловно, их скорби ты переживаешь очень серьезно. Здесь, с одной стороны, забота, а с другой стороны, может быть, скрытый эгоизм, какая-то гордость говорит в нас, что мы готовы понести наказание от Господа, лишь бы не видеть страданий близких. На самом деле так размышлять не нужно, а нужно просить у Бога мудрости, чтобы те скорби и страдания, которые бывают с нашими ближними, воспринимать именно с Промыслом Божиим, что это принесет потом пользу безусловную.
– У нас звонок – Белгородская область на связи.
– Отец Максим, Вы про скорби рассказали. Но есть такое выражение, что Господь посылает дождь и на праведников, и на грешников. Масса людей живет и скорбей не испытывает, припеваючи, и не особенно напрягаются насчет веры, и все у них хорошо – как это все сочетается, объясните.
– Объясняется все это очень просто. Мы просто не знаем их внутренней жизни. Был такой сериал «Богатые тоже плачут», – я бы добавил: еще как плачут, скорбей-то везде хватает. Но бывает так, что человек действительно вроде как бы упокоен, и ничто его не трогает – и сыт, и одет, и обут, и денег немеряно. В этом случае надо размышлять так, что Господь ему в этой жизни воздает за добро, которое он делает. Потому что ни один человек в жизни не был без добра, каждый из нас все равно сделал какое-то доброе дело. И поэтому Господь, предвидя его вечное осуждение, пытается ему в этой жизни воздать небольшим добром, хотя бы временным, за то добро, которое он сделал. Это нужно понимать только так.
– Людмила из Тамбова спрашивает: «Как терпеть скорби от ближнего человека, мужа? Иногда трудно понять, почему близкий человек предает и изменяет, ведь мы же одна плоть».
– Семейные скорби – самые тяжелые, которые человек в горизонтали этого мира воспринимает. Потому что муж и жена – это люди, которые открыты друг другу и которые могут дома, по расслабленности духовной, наносить друг другу непоправимый вред. И когда мы получаем скорби от своих ближних, они до глубины души пронизывают. Но на самом деле именно здесь нам нужно с вами активизироваться и понять, что Господь дал нам наших ближних не для того, чтобы мы их просто любили и лелеяли, а научились этой любви и тогда, когда испытываем от них скорбь.
Вопрос измены, конечно, сложный, потому что измена – это тяжкий грех. Только этот грех в Священном Писании стал основанием для развода, потому что он разрушает брак. А все остальные грехи не без помощи друг друга надо терпеть, молиться об исправлении и стараться как-то сглаживать все острые углы.
– А как относиться к денежным скорбям, когда в семье даже на еду нет денег? Где здесь Промысел?
– Нормально к этому относиться надо: сегодня чего-то нет, а завтра будет. Надо только трудиться, стараться, не сидеть на месте. Господь заботится о том, что нам есть, что пить, во что одеться. И если этого пока нет, так Господь испытывает нас, и если мы не сломаемся и с благодарением Господу все это перенесем, то получим потом позитивные плоды. Но надо трудиться.
– А когда эти плоды от скорбей могут прийти к нам, и бывает ли, что их нет?
– К плодам скорбей нужно отнести такие добродетели, как терпение, через которое все плоды и появляются. Потому что терпение рождает надежду, опытность, мудрость, человек приобретает смиренномудрие, кротость, тихий нрав, молитвенность, уступчивость и ряд других добродетелей, которые помогают ему в дальнейшем справляться не только со скорбями, но и с разными другими трудными жизненными ситуациями.
– Следующий вопрос – от Татьяны из Белгорода: «Судя по ситуации, с 2013 года всем россиянам предстоит сделать выбор: брать или нет электронный паспорт, ловушку антихриста. Будет ли скорбь у людей, отказавшихся от его печати, угодна Богу?».
– Никто не сказал, что в 2013 году будет печать антихриста. Я думаю, что Святейший Патриарх и Святейший Синод нас об этом заблаговременно предупредят. Предвестники этих явлений действительно есть, потому что к 2025 году вся страна должна будет перейти на электронные карты. Все это есть, и государство пытается вмешиваться в личную жизнь граждан, все контролировать, пытаются это сделать под благовидным предлогом: терроризм, разбойники, грабители. А потом все это закончится банально просто: тоталитаризм, полный контроль над личностью, и когда антихрист все это объединит под собой, тогда все это будет.
Что касается новых паспортов, я об этом ничего не могу сказать; что касается ИНН, могу сказать, что это не печать антихриста. И все скорби верующих людей будут угодны Богу, скорбь будет великая. Даже сказано, что если Господь не сократит те дни скорби, то вообще тогда никакая плоть не спасется и ни один памятник не устоит. Поэтому дни скорби будут сокращены, чтобы верующий человек смог перенести их.
– Есть звонок – Екатеринбург на связи, слушаем ваш вопрос.
– Батюшка сказал, что Господь посылает скорби по силам человека, а откуда тогда берутся самоубийцы? Значит, кто-то не рассчитал величину скорби?
– Вопрос не в том, что кто-то там не рассчитал, а в том, что кто-то здесь не рассчитал – именно заигрывания с помощью уныния с бесами печали и отчаяния. Статистика показывает, что люди часто сводят счеты с жизнью из-за пустяков. Потому и не отпеваются самоубийцы в Церкви, что они реально не способны к духовной жизни, они не смогли справиться с ситуацией и добровольно отказались от того дара, который дал им Господь.
– Волоколамск на связи.
– Я хотела бы узнать, угодна ли Богу скорбь по домашним животным, можно ли по умершим животным читать Псалтирь и наследуют ли души животных Царство Божие?
– Что касается скорби по животным, то преподобный Силуан Афонский говорил, что с животными, когда они живут, мы не должны даже разговаривать, потому что они не имеют образа Божия. А мы, к сожалению, это делаем, и, соответственно, привязываемся к существам неразумным, неличностным. И когда они уходят от нас, мы начинаем скорбеть, но такая скорбь Богу не угодна. Никакой молитвы о животных мы произносить не должны, потому что у них нет личности, нет образа Божия.
А что касается наследования Царствия Небесного, возможно, весь тварный мир наследует Царствие Небесное, и при воскресении мертвых все животные тоже воскреснут и будут царствовать, потому что творение Божие неуничтожимо.
– У нас звонок из Сирии, Дамаск на связи.
– У нас сейчас очень много скорби – у нас убили детей. Как нам за них молиться?
– Скорбь большая, поэтому нужно молиться об упокоении денно и нощно, чтобы молитва была горячая, помолиться Богу о прегрешениях, которые были у детей, чтобы Господь даровал им Царствие Небесное. Потому что, как говорят святые отцы, сердце сокрушенное Господь принимает, и это наше состояние, когда сердце скорбит перед Богом, есть самое действенное.
– Как же переносить все-таки скорбь?
– Скорбь нужно переносить с благодушием. Благодушие – это добродетель, которая сегодня дается не сразу. Любая скорбь подавляет человека, наполняет душу смущением, сомнением, отягощает и отяжеляет. Но благодушие, когда человек настраивает душу свою на благие мысли и с терпением благодарит Господа, соответственно, прощает обидчиков, молится за тех, кто причиняет ему скорби, приносит ему неоценимые плоды, и эти скорби начинают приносить человеку большие духовные радости и продвижение в духовной жизни.
– Скорбь и последние времена...
– Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), скорбь и последние времена суть друзья неразлучные, поэтому это подвиг последних времен. Нужно понимать, что мы должны вооружиться философией терпения этих скорбей и через скорби приобретать для себя духовные блага. Об этом и святые отцы говорили в древности, что со временем в людях вообще подвижничество ослабеет, но будут попускаться такие скорби, благодаря которым люди будут в Царствии Небесном впереди нас.
– На что нужно обратить внимание в первую очередь, когда нас посетила скорбь?
– Когда скорбь приходит, ни в коем случае не надо расстраиваться, нужно сразу обратиться к смиренномудрию, в молитвах благодарить Бога и укреплять свою душу именно благодушием. И скорбь будет просто от нас отходить, укрепляя и закаляя в духовной жизни.
Процесс развития бесконечен– Владыка, недруги Православной Церкви для нападок на нее стали в последнее время использовать еще один аргумент. Они утверждают, что Церковь исчерпала творческий потенциал и потому выступает против современного искусства.
Крестный ход – это богослужение, передающее шествование Церкви к Господу Иисусу Христу. Это путь покаяния, молитвы, подвижничества и исполнения христианских заповедей. Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер Православия на Руси.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.