Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (680) → Кто пребывает в свете

Кто пребывает в свете

№23 (680) / 11 июня ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Продолжаем исследование Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова

(Окончание. Начало в № 20, 21, 22)

В общении должен происходить не просто обмен информацией, ведь цель общения не в таком обмене, это мы в падшем мире извратили общение, сделали его обменом (и зачастую уже даже не информацией, а просто «бессодержанием», потоком бессмыслиц). Общение предполагает обретение общности, становится путем людей к единству; подлинное общение – это путь к потерянному в грехопадении единству. По-настоящему общение возможно только в Церкви. Только здесь человек сам стремится к свету и встречает то же стремление в другом. Церковь и создана как место, в котором люди могут обрести единство, стать общностью. И Чаша, вокруг которой они собраны, есть Чаша общения, общности, причащаясь которой они действительно вкушают свет, потому что Бог и есть свет. Причащаясь, люди становятся общниками друг другу, в них течет один свет, одна жизнь.

С вершин апостольского свидетельства можно спуститься в наши психологические реалии. Ревность, зависть, обида, гордость, сластолюбие, страсть похоти, любые другие страсти мешают общению. Они не дают человеку возможность общаться, разрушают всякое общение: чем больше страстей в человеке, тем менее он способен к общению. Страсти и есть та тьма, которая застит свет в человеке, не дает ему быть светом; тьма, что гнездится в человеке, есть плод грехопадения, который искажает его первоначальный светоносный облик. Свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир, помрачается в человеке из-за страстей. Он никогда не потухает окончательно, но помрачается так, что фактически человек превращается в черную дыру: все поглощая, ничего не отдавая, он становится очень темным явлением человеческого мира. В менее серьезных случаях у человека страстей не так много, но они все равно мешают общению, и это приводит его к одиночеству.

Апостол Иоанн во второй главе продолжает:

«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит,
и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза».

В этом отрывке важно увидеть не то, что нам хочется: «если я люблю, значит, я в свете, если я говорю другому человеку «люблю», значит, я – светлый человек!». Евангелист Иоанн не так свидетельствует: если есть тьма, значит, это неполнота света; если есть неполнота света, значит, никакой любви нет. Если есть хоть какая-то страсть в человеке, то есть в нем тьма, а значит, этот человек не имеет права говорить, что он любит другого. Конечно, мы говорим так, и говорим иногда очень искренне, но со временем понимаем, что чувство на самом деле было не настоящей любовью, а лишь ее преддверием. Наше желание любви – не совершенная любовь, та, в которой человек сливается со светом. О ней могут говорить Амвросий Оптинский, Серафим Саровский и другие святые: в их жизни сияла любовь, они видели, ощущали, находили общность с любым человеком, к ним приходящим, – таковую, что в приходящих к ним людях благодаря им начинал сиять их собственный внутренний свет, когда-то данный им Богом при рождении.

Святыми обреталась совершенно невероятная общность, о которой мы сейчас читаем в их жизнеописаниях. Они достигли совершенной любви, быв пропитаны светом. И поскольку все вокруг них было светло, они видели другого человека. Собственно, прозорливость не есть угадывание, некий дополнительный дар. Когда человек совершенен, перед ним все прозрачно и прозрачно на свету сердце другого человека. Святой не обращает внимания на грехи гостя, но он видит его светлое и помогает победить тьму, которая тоже есть в пришедшем.

Именно этот путь раскрывает нам Иоанн Богослов. Мы знаем сколь угодно историй страстной любви, напитанных тьмой. И не только в романах. Например, в Печерском патерике есть сказание о друзьях-монахах – Тите и Евагрии, которые жили рядом в полном согласии, все между собой разделяя; что-то случилось, и они возненавидели друг друга лютой ненавистью. И разлад значил, что на самом деле они жили не в свете, а во тьме, считая ее светом. И тьма в конце концов, по крайней мере одного из них, поглотила окончательно. То есть нельзя сказать, что испытывая симпатию, испытываешь подлинную любовь: только Бог есть любовь. Подлинность любви меряется Божественной меркой, Божественной высотой, и говорить о подлинности любви может только отсутствие тьмы в человеке.

В заключение апостол Иоанн Богослов говорит, что в Боге нет никакой тьмы. Нам кажется это естественным: откуда же в Боге может быть тьма? Там, разумеется, только свет... Но из свидетельства Иоанна Богослова мы можем понять, что такое тьма. Синонимы тьме – муть, мутность: отсутствие света, прозрачности; то, что смущает, не дает света, вносит страстное волнение – всегда тьма. И с этой точки зрения ценно свидетельство святых отцов: если во время какого-либо явления сверхъестественного света, существа, откровения в сердце возникает смущение, поднимается некая муть со дна сердца в ответ на эти явления, – значит, это не от Бога. Потому что в Боге нет тьмы и Он не может вызывать тьму в нас. Наоборот, Он все в нас может делать только светлым. И когда действительно являются свет от Бога и любовь во свете, никакая тьма, никакое волнение страстей, никакая муть со дна сердца не могут подниматься. Отсутствие подобного смущения, смятения – точный критерий отличия истинного Богооткровения от ложного.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Уроки Православия

«...Быть благочестивым и довольным»

Монахиня Евстафия (Морозова), помощник председателя Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской митрополии

Будущий ревностный труженик на ниве Христовой, архиепископ Корнилий (Соболев) родился в 1880 году в семье потомственного священнослужителя в городе Выборге, окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, Духовную академию.

 
Читаем Ветхий Завет

Бог дал, Бог взял

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

История патриарха Авраама(Окончание. Начало в № 20, 21, 22) Авраам – избранный Богом. Что значит это избранничество? Оно не от наших качеств – Христос говорит Своим ученикам-апостолам: «Не вы Меня избрали, Я вас избрал»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс