Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжаем исследование Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова
(Продолжение. Начало в №20)
Иоанн Богослов говорит не о нашей причастности к земной жизни, она у нас есть, и (поддерживая эту земную жизнь заботой о собственном здоровье, об условиях обитания) мы можем некоторым образом ее даже продлить. Но когда-нибудь она все равно иссякнет, потому что любое существо в мире умирает. Апостол свидетельствует нам о Жизни самой по себе – той, что не прерывается смертью, что есть только у Бога, поскольку только Бог по-настоящему и жив и живет, и является жизнью, и только содержание Его бытия и есть жизнь. Апостол Иоанн утверждает, что и мы-то живем только потому, что имеем некий доступ к животворящим энергиям Бога. Если бы этот источник иссяк, если бы мы оказались совершенно оторваны от Бога, мы бы не смогли жить самый малый срок. Потому что есть лишь один источник жизни – Бог, все остальное существует только по мере своей причастности к Нему. Об этом свидетельствуют и весь Ветхий и Новый Заветы – как говорит Иоанн Богослов в 17 главе своего Евангелия, «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
И вот именно эта жизнь является нам в Слове, об этом свидетельствует Иоанн Богослов. А раз это жизнь, явившаяся нам, то к ней надо приобщаться, быть ее причастником. Не надо пытаться понять, из чего она состоит, надо просто ее черпать, ею питаться. Эта жизнь явилась, чтобы с нами поделится, чтобы в нас жить, нам себя даровав, чтобы мы тоже стали причастны ей – Жизнь является, чтобы нам даровать способность жить Ею. В мир Словом пришла жизнь.
Церковь созидается на апостольских свидетельствах, начинается с них, с опыта апостолов, с их причастия этой Жизни и способности приобщить и нас той же Жизни. Мы не видели Иисуса Христа – явившейся Жизни, но апостолы разносят ее миру, наполнившись этой жизни, получивши способность приобщать к ней. Они разносят слово Жизни по пространству Римской империи, чтобы люди могли приобщиться к тому, к чему приобщились они. И, следовательно, без приобщения к их опыту, к их свидетельству нельзя, как видно из контекста Евангельского отрывка, быть причастным Слову. Кто причастен апостольским свидетельству, вере, традиции бытия с Богом, тот причастен и самой этой Жизни.
В нас бьется одна Жизнь – она струится во всех людях, вступивших в общение с этой Жизнью, а значит, и с апостолами. Если палец отсечен от остального тела, то в нем нет жизни, он загнивает и разлагается. Но пока причастен к телу, он причастен к жизни, которой животворится все. И, как свидетельствует Иоанн Богослов, кто имеет общность со Христом, кто причастен этой Жизни, несомненно причастен апостолам (а если он не причастен апостолам, то так же несомненно, что он не причастен Жизни, ему только кажется, что он причастен). Для нас важны причастность и сохранение апостольской традиции, но ее сохранение важно для нас не как музейное: апостольская традиция есть Жизнь, ее нельзя мумифицировать, заспиртовать – она исчезает. Жизнь сохраняется тем, что к ней приобщаются, и жизнь апостольская хранится именно в тех, кто живут опытом апостолов, их жизнью. Апостольство – фундаментальное качество Церкви. А Евхаристия, как назначенная Богом передача жизни от Христа каждому человеку, желающему приобщиться к ней, приобщает нас к Жизни.
Неслучайно раньше Евхаристическая Чаша называлась Чашей общения. И мы все «при-общаемся», мы все пьем из этой Чаши лекарство от греха –именно жизнь, которую мы все вкушаем из этой Чаши, струится в каждом из нас. Именно одна Жизнь вливается в нас, в таких разных, из одной Чаши. Но само приобщение из Евхаристической Чаши невозможно без представления об апостольской традиции Церкви. Потому что причаститься мы можем только если наше желание поддерживается и возглавляется священнослужителем, получившим возможность совершать таинство: возможность приобщать Церковь жизни, которая во Христе открывается для священника только через епископов, которые сохраняют апостольское преемство.
Сейчас порой говорят, что «апостольское преемство – это мертвая формула», «каноническое право не имеет никакого смысла». Но приобщиться Жизни возможно только через верность апостольству, через разделение с апостолами их свидетельства, в том числе и той благодати, которую они передали последующим за ними епископам, а те в свою очередь следующим епископам. И возможность приобщаться именно к апостольству открывается через Евхаристию, поскольку возглавляется Евхаристическое собрание именно человеком, имеющим благодать, полученную им от апостолов.
Архиепископ Томский и Асиновский РостиславДата рождения: 27 января 1963 г. Дата хиротонии: 28 ноября 1993 г. День ангела: 27 марта.Родился в г. Кимры Калининской обл. в семье рабочих.
История патриарха Авраама(Продолжение. Начало в №20) Авраам не просто верил древним сказаниям – он жаждал встречи с Богом
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.