Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (679) → Кто пребывает в свете

Кто пребывает в свете

№22 (679) / 4 июня ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Продолжаем исследование Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова

(Продолжение. Начало в № 20, 21)

Истины, о которых свидетельствует апостол Иоанн Богослов, сложны для восприятия. Каждое слово в этом Послании, даже если не просто его читать, а в него погрузиться, заучить его наизусть, все равно будет сложным. За каждым словом истины – бездна содержания. И поэтому так трудно исследовать это Послание. Моя задача – не исчерпать все смыслы, даже не прикоснуться к ним, а просто остановиться на некоторых важных моментах, чтобы читатель сам принял на себя дальнейший исследовательский труд, обратившись к святым отцам в их изучении.

Обратимся к следующему фрагменту первой главы Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова (с 5 по 7 стих).

«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Свидетельство Иоанна Богослова, казалось бы, нам хорошо знакомо: «Бог есть свет». Мы слышали об этом в его Евангелии, и есть свидетельство Самого Иисуса Христа: «Доколе Я в мире, Я свет миру», – говорит Христос.

«Если ходим мы во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом». Остановимся на этой фразе. Вроде бы все понятно, – но все не так просто. Человеческое общение (о котором мы стали говорить уже просто как о коммуникации) сейчас признано квинтэссенцией жизни, знаковым явлением человеческого общества. Даже богословие сегодня уже мыслится в категориях диалога. Об этом пишут докторские диссертации, произносят проповеди, дискутируют богословы. Это – тема дня. Много говорится об общении, о коммуникациях, особенно в контексте глобализации, того, что дает миру, в частности, интернет.

Но апостол Иоанн свидетельствует, что подлинное общение возможно только «во свете» – только когда люди причастны к свету, и чем больше в них света, тем больше они способны общаться, поскольку самый светлый свет, если не сказать – единственный, – Бог. И подлинное общение возможно только в Боге, внутри Бога есть подлинное и совершенное общение: так общаются Лица Святой Троицы. Богословы использовали несколько другие слова и описывали несколько другое явление, но если мы можем говорить об общении Лиц Святой Троицы, то это и есть истинное общение. Это совершенное общение назначено и человеку. Чем дальше человек от Бога, тем меньше в нем света, тем меньше он способен к общению, тем меньше подлинности в общении, тем менее истинно то, что человек называет общением.

Что же такое общение? Это корень общности: способность стать единым, проникнуть в другого и быть пронизанным другим; в общении человека с человеком раскрывается тайна Святой Троицы, как она обозначена святыми отцами. Человечество призвано соединиться по образу Святой Троицы – стать единой человеческой природой во множестве человеческих ипостасей, лиц.

Это не надуманное предположение. И потому Церковь так много говорит сейчас об опасности разобщений и свидетельствует миру о правильном общении, пытаясь на языке, понятном и доступном миру, раскрыть все-таки непреходящую и никогда не устаревающую новость – свидетельство о Боге-Троице. В книге аввы Дорофея приводится образ круга, Центр которого Бог, как Источник света и жизни. На самых дальних радиусах от этой точки находятся люди. И чем ближе они к Центру – к Богу, тем ближе они друг другу, тем больше у них общности. Чем светлее они сами, тем проникновеннее их общение друг с другом.

Общение есть удел светлого человека – только светлый человек и может быть способным к общению: во тьме тяжело, а иногда просто невозможно общаться. Если темнота настолько густа, что ничего не видно, не осязаемо, как в ней общаться с другим человеком? О такой невещественной тьме, в частности, говорится в Книге Премудрости Соломона, – о подлинно адской тьме, которая иногда настолько охватывает души людей, что они не могут общаться. В темноте порой люди доходят до самых отчаянных шагов, выключая себя из жизни. И как ни стараются близкие вывести их, выцарапать из этой темноты, сделать хоть немного способными к общению, это оказывается невозможным.

Человек может общаться только в свете, и чем ярче свет, тем правильнее и глубже оказывается общение. Чтобы общение началось, человек должен раскрыть свое сердце навстречу другому, выпустить свет из себя или впустить его. И чем больше в нем самом светлого, искреннего, чем больше в нем действительно правильного, человеческого, тем больше в нем от образа Божия, Который и есть свет Истины, просвещающий всякого человека, приходящего в мир, как сказал апостол Иоанн в прологе к своему Евангелию: насколько человек в образе Божием ходит, насколько он действительно светел, настолько отверст навстречу другому и способен к истинному общению. Человеческая общность будет тем больше, чем больше света в другом человеке, чем больше он сам сохранил в себе образа и подобия Божия.

(Окончание в следующем номере)


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Библейский сюжет

Евангелие от Луки

Дмитрий Менделеев

11 июня – 51 год со дня кончины святителя Луки (Войно-Ясенецкого)В 1932 году ссыльный епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, обнаружил у себя бугристую опухоль, возбуждавшую подозрения о раке, и попросил начальника Архангельского секретного отдела ГПУ отпустить его на операцию.

 
Читаем Ветхий Завет

Бог дал, Бог взял

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

История патриарха Авраама(Продолжение. Начало в № 20, 21) Мы начали рассказ о патриархе Аврааме, являвшем несказанную любовь ко Господу и выполнявшем все его повеления, порой настолько суровые, что Авраам стал для нас символом послушания воле Божией.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс