Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Гость программы «Люди Церкви» – руководитель телевизионной студии «Неофит» Дмитрий Менделеев. Он известен и как ведущий программы «Библейские сюжеты» на телеканалах «Культура» и «Союз»
– Результат деятельности руководимой Вами телевизионной студии «Неофит» – 300 фильмов на библейскую тематику за 10 лет. Дмитрий, «Библейских сюжетов» больше в жизни или в литературе?
– Жизнь – бесконечный библейский сюжет.
– Как началась Ваша жизнь в Церкви?
– Мама моя крещена была в детстве, но не была верующей, хотя мы заходили иногда в храм – в Москве всегда были какие-то открытые храмы. А в школе висели плакаты антирелигиозные, и, конечно, все, что было «нельзя», нам было интересно.
– Как все-таки произошла Ваша встреча с Богом?
– Было несколько ситуаций, но одна была судьбоносная. Мы поехали с женой в Италию, и в последний день была экскурсия в собор Святого Петра; собственно я уже был крещен, но все-таки этот момент был важный. Я пошел на экскурсию в скептическом настроении. Жена была верующей, а я нет. Для меня тогда Господь был исторической Личностью, я верил, что был очень такой хороший Учитель, Пророк, и замечательное Учение – но для бабушек. А я-то человек с высшим образованием. Вот с таким настроением я пошел в собор Святого Петра. А там очень много всегда народа, просто невозможно войти, одни туристы. Хотя просят не шуметь, но это невозможно: тысячи человек, все снимают, шумят, экскурсоводы с группами, в общем, стоит гул, все смотрят по сторонам. Я походил со всеми вместе, а потом вижу – идет дедушка такой, невысокого роста, седой, в епископском облачении повседневном. Идет от иконы к иконе и здоровается, кланяется одной иконе, другой – он как бы между людей идет. И я поймал себя на том, что мне хочется за ним идти, потому что это человек из какой-то другой жизни. Было ощущение, что все вокруг мертвые, толпа зевающая со стеклянными глазами, а тут живой человек идет и здоровается с иконами, то есть понятно, что для него что-то другое открыто. Я шел, шел за ним, пока он не довел меня до алтаря, увидел распятие и стал плакать. Были такие рыдания, с которыми я не мог справиться, потому что осознал в один момент Божие присутствие, почувствовал через этого человека. Вот так внешне, может, это не было эффектно, но внутри у меня все перевернулось, я вышел уже другим человеком из собора Святого Петра.
– А собственно Евхаристическая жизнь, основа жизни каждого христианина и его общения с Богом, его пути в Царство Небесное, для Вас началась сразу, или воцерковление шло постепенно?
– Постепенный процесс был. Мне очень повезло. Когда я прибежал каяться, то встретил отца Аркадия, настоятеля нашего храма Тихвинской Иконы Божией Матери в селе Алексеевском.
Он сразу понял, кто перед ним стоит, сам за меня рассказывал все мои грехи, обо всем побеседовал. Вот таким я и представлял себе пастыря. Он очень опытный священник – уже тогда лет 50 как служил, поэтому, конечно, это была большая удача. Потом еще много-много раз сам за меня исповедовался, иногда происходит так и сейчас. Он удивительный пастырь.
– Как возникла идея этой студии?
– У меня и мама, и папа на телевидении, у жены моей папа тоже, и все наши родственники, можно сказать, связаны были так или иначе с телевидением. Я после школы, до армии еще, стал работать на телевидении. С детства вращался в этой среде, когда к родителям приходили гости или мы ездили в Софрино… Какие-то вещи мне не нужно было объяснять, я их и так знал, эту внутреннюю кухню.
– Вы сказали, что до Вашего воцерковления Ваша жена уже была церковным человеком?
– Да, она молилась за всю семью, за своих родителей, за меня, мы все были нецерковные, а стали церковные из-за ее молитвы.
За что я благодарен жене – за то, что не только молитвами, но и своим образом жизни она и меня привела к вере. Когда у нее начался активный период воцерковления, то она не выходила из храма, ездила в хоспис, ухаживала за больными раком, тяжелобольными, я всегда помогал ей в храме и видел, как она себя раздает. Конечно, все во мне сопротивлялось, потому что ее образ жизни совершенно не совпадал с образом жизни нашей компании. Но ее бескорыстие, и самоотверженное служение людям в первую очередь, сыграло огромную роль. Так все было, так что она меня воцерковила и своих родителей тоже.
– Что такое «Библейский сюжет»? Ваша программа – о том, как что-то в жизни может проецироваться из Библии? Что это такое?
– В первую очередь мы людям говорим о Христе, чтобы всегда люди помнили о Боге, и выбираем такие сюжеты, которые прошли сквозь жизнь большого художника. Если это произведение шедевр, художник настоящий, то в его произведении не могла не отразиться его жизнь, он не мог холодным умом, «левой ногой» что-то написать. Шедевр на то и шедевр, что человек проливает кровь и получает Духа Святого. Как святые отцы говорят, «пролей кровь и прими Духа», так и есть.
– Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – тоже библейский сюжет, но он совершенно по-другому подан и пережит автором.
– Булгаков решил написать роман именно как апологию христианства и роман о дьяволе, то есть как дьявол действует в нашей жизни. И он его стал писать. Само произведение специально бездарным, пошлым языком написано, потому что дьявол бездарен и те люди, которых он использует, тоже отвратительны. Та же Маргарита ведьма просто. Все это нами воспринималось в школьные годы как позитив, как мелодрама, а на самом деле Булгаков их раздевает.
– Но он награждает их покоем в конце?
– Ну какой же это покой? Это просто нирвана такая жуткая.
– Но язычник, который читает этот роман, воспринимает его как позитив.
– Все же пришли в храм после этого – после романа начали читать Евангелие? То есть на уровне подсознания поняли, что надо читать Евангелие. Есть много священников, которые скажут вам, что первые шаги они делали, прочитав роман «Мастер и Маргарита».
– Дмитрий, я очень благодарен Вам за этот разговор, надеюсь, что мы продолжим цикл таких бесед с Вами. Спасибо, удачи Вам и помощи Божией в Ваших делах и успехов студии «Неофит».
(Окончание. Начало в № 13) ПО ЦЕРКОВНЫМ правилам, человек при одной болезни должен собороваться один раз в жизни – так записано в «Настольной книге священно-церковнослужителя».
(Окончание. Начало в №13) АПОСТОЛ Петр говорит, что если вы живете по воле Божией, оставив жизнь по воле языческой, то мир начинает сразу обращать на вас внимание.Я однажды видел человека, обратившегося ко Христу вопреки отсутствию церкви в его селе.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.