Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Окончание. Начало в № 13)
ПО ЦЕРКОВНЫМ правилам, человек при одной болезни должен собороваться один раз в жизни – так записано в «Настольной книге священно-церковнослужителя». Если человек пособоровался, а болезнь все равно приобрела хроническую форму, что это означает? То, что Господь дал этому человеку епитимью, которую он должен претерпеть. Но в наше время люди часто относятся к Соборованию, как к посещению супермаркета. Господь дал мне епитимью, а я требую: «Забери ее у меня – я хочу быть здоров». А для чего мне быть здоровым? Ведь, если я буду здоров, я опять о Боге забуду и опять начну творить то, от чего Господь меня обезопасил посредством болезни. Поэтому пациенту нужно соблюдать духовное целомудрие, как лечебный режим, и не требовать настырно от Врача Небесного отмены Его лечения.
Когда Иисус Христос проповедовал в синагогах по всей Галилее, пришел к Нему человек, тяжко страдающий от проказы. Упав на колени, он умолял Спасителя об исцелении, и к своим мольбам добавлял такие слова: «Если хочешь, можешь меня очистить!» Евангелие свидетельствует: Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся прокаженного и сказал ему: «Хочу, очистись!» И после этих слов проказа тотчас сошла с человека и он стал чист.
Главная подготовка к Соборованию в этом смиренном призыве: «Если хочешь, исцели – если воля Твоя есть, исцели, а если нет Твоей воли, то дай мне сил перетерпеть, потому что без Тебя ничего не могу». С покаянием грешного мытаря, не требующего ничего, а лишь молящего о помощи, и нужно подходить к Соборованию.
Другой пример такого отношения к действию Божию в нашей жизни дает прп. Амвросий Оптинский. Он, тяжело заболев, терпеливо нес этот тяжкий крест до самой кончины. В одном из писем старец писал: «Болезненные прижимки во всем теле есть, и от холоду и от невольного голоду. Много вещей есть, да многое нельзя есть. Впрочем, по старой привычке, я все-таки понуждаюсь есть, хотя после и приходится большую тяготу понесть от головной боли и от рвотной доли». Эти недуги лишали старца возможности совершать Божественную литургию, о чем он очень скорбел. Сам же старец терпеливо и со смирением переносил все испытания, и часто от него можно было слышать: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».
Святитель Игнатий говорит: «Подлечиваться мы можем, но лечиться не в нашей власти», и это совершенно правильный взгляд на болезнь. Мы знаем по жизни многих святых, что они физически подлечивались, но не исцелялись и не просили этого у Бога.
Не надо думать, что исцеление нужно непременно вырвать из рук Божиих. Это неправильно, нецеломудренно, не по-христиански. Так теряется Евангельский дух, смирение.
Церковь предлагает больному иной, более смиренный труд: внимательно исследовать свою жизнь, поискать в ней причины болезней и что-то на этом этапе изменить. Что до медицинской помощи, то к ней Церковь всегда относилась положительно, как к благословленной Богом части человеческой жизни, и никогда не поощряла людей под мнимыми религиозными предлогами избегать лечения. Когда же человек принимает помощь от врачей – через лекарства, процедуры или операции, и от Бога – через молитву и благодатные таинства Церкви, то болезнь обычно этими совокупными, естественными и благодатными способами лечится (или хотя бы ослабляется). Если и после всех усилий болезнь не оставляет нас, лишь тогда можно сделать духовный вывод, что это испытание для нас – промыслительное действие Божие. Тогда нам остается благодарить Бога за все, и за эту болезнь тоже.
Но в наше время существует опасность профанации таинства Елеосвящения, люди соборуются «на всякий случай», без особой на то нужды, хотя любое таинство Церкви предполагает нужду человека в нем – и нужду крайнюю, как величайшую потребность и готовность приобщиться Богу через благодать Святого Духа, подаваемую в таинствах, в том числе и в таинстве Елеосвящения.
В НАРОДНОМ сознании произошло искажение смысла этого таинства. Одно из суеверий – собороваться якобы нужно только перед смертью. И «если пособоруешься, значит, умрешь». Поэтому, к сожалению, сами больные и их здоровые родственники оттягивают приглашение священника, хотя в молитвах Соборования есть обращение к Господу об исцелении человека, о возможности его покаяния, о покаянном изменении его жизни. И когда священник приходит к человеку, находящемуся в бессознательном состоянии, то его, по сути, и соборовать-то уже нельзя.
Еще одно искажение лично меня огорчает во встречах с людьми, желающими пособороваться. Оно – в умалении таинства Причастия: для многих таинство Соборования становится выше Причастия. Такого не должно быть. Ведь, если мы говорим о системе включения Соборования в таинственную жизнь человека, то больной человек, нуждающийся в помощи Церкви, должен сначала исповедоваться, сам, как может, а потом и причаститься. А некоторые рассуждают: «Соборование – это редкий дар, которого я целый год жду, мне это очень полезно, а Причастие каждое воскресенье бывает, поэтому оно не так ценно». В этой ситуации человек святое масло возводит выше Тела и Крови Христовых, а это немыслимо, с точки зрения Церкви.
Святитель Феофан Затворник писал: «Когда Господь предложил Учение о таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Слишком чудесной показалась им такая беспредельная к нам милость Божия, и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это, и, однако, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно было необходимо для нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: «не хотите ли и вы отойти», изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся перед чудесным». Отсюда выходит, пишет святитель, что избегать чудесного есть то же, что избегать Господа Спасителя, и отвращающийся от чудесного (то есть Евхаристии) – тот же, что и погибающий. «Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании об этом! Встретят и они чудо, которому не смогут уже перечить: это смерть и после смерти Суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает».
Да, Причастие возможно почти каждый день, и мы принимаем Христа буквально «во исцеление души и тела». А получается, что христиане Христа забыли, если мимо Чаши ходят и не причащаются. Не спешат, не готовятся к Причастию, а «ждут год, чтобы Великим постом пособороваться», хотя время совершения Собрования нигде не оговорено: собороваться человек может в любое время суток, в любое время года, по потребности. Заболел – «зови пресвитеров церковных»!
Приведу слова архиепископа Нафанаила (Львова), известного богослова, церковного писателя и публициста русского зарубежья. Завершая свою книгу «Ключ к сокровищнице», Архипастырь написал: «В Православии нет тайн, в нем есть благодатная и всем доступная жизнь, которая совершается в тайниках души с Божией помощью и потому она и таинственная и благодатная! Эта жизнь таит в себе бесконечную радость, не зависящую ни от каких внешних факторов и непобедимую даже для огненных смерчей нашего времени. И к этой жизни всем нам надо самим приобщиться и помогать приобщаться другим».
Беседа с руководителем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами
Гость программы «Люди Церкви» – руководитель телевизионной студии «Неофит» Дмитрий Менделеев. Он известен и как ведущий программы «Библейские сюжеты» на телеканалах «Культура» и «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.