Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В эфире телеканала «Союз» – беседа с руководителем Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным
(Продолжение. Начало в № 11, 12)
– Слушаем звонок из Нижнего Новгорода.
– Батюшка, как, по Вашему мнению, в наше время возможно появление настоящего православного политика, если возможно вообще такое сочетание? Именно политика-православного, который будет четко заявлять о своей православной позиции и не будет таким толерантным, как многие наши политики.
– На самом деле, много православных людей в политике. Проблема, правда, в том, что некоторые из них как будто стесняются не то чтобы говорить о своей вере, а даже хоть как-то обозначать религиозную и нравственную мотивацию своей деятельности. Это очень странно, это неправильно, это даже позорно, я бы сказал. Посмотрите на американских политиков, на политиков в Европе, на политиков в тех же исламских странах. Никто из них не стесняется говорить о Боге и не боится, что кто-то из внешних критиков или критиков в собственной стране скажет им, что «это ты говоришь о вере, вот я неверующий или инаковерующий и не буду тебя слушать и разделять твои аргументы». Надо слушать не этих критиков, а собственный народ, и не бояться быть самим собой.
Слишком сильно у нас боятся прослыть непросвещенными, в то время как в самых просвещенных странах прекрасно знают, что политик без мотивации, без миссии, в том числе духовной и нравственной, как правило, рано или поздно потеряет себя. На самом деле сегодня верующим людям в политике не нужно прятаться по углам, нужно стараться говорить о себе как о верующих людях, при этом, впрочем, никак не ущемляя людей другой веры или неверующих.
– У нас Новокузнецк на связи.
– Скажите, пожалуйста, если Церковь будет заниматься политикой, то кто будет народу объяснять, что все люди равны на Земле и что нельзя нарушать нравственные законы, что для Бога все равны? Ведь это прямая обязанность Церкви.
– Церковь всегда об этом говорила в большей степени, чем политики. Но нужно иметь в виду две реальности. Да, люди все равны, и мы имеем очень хорошие, добрые отношения с теми людьми, которые исповедуют ислам, иудаизм, буддизм, мы стараемся помогать друг другу. Иногда говорят, что общественная активность Православной Церкви или исламского духовенства, или иудаизма будут вредить, потому что будет ответная активность иных религиозных общин. На самом деле, по большинству вопросов, касающихся устройства жизни общества, общественной нравственности, наши мнения почти полностью совпадают с мнениями представителей тех религиозных общин, которые традиционно присутствуют в стране. При этом, правда, надо иметь в виду, что православный христианин знает, ему Бог открыл, что в Царствии Божием никакого равенства не будет. Господь будет судить людей по их делам и по чистоте их веры. Некоторые люди считают, что Бог один, и на самом деле никогда не видели настоящего Бога. Поэтому разговоры, что все представления о Боге правильные и нужно на этом остановиться, несовместимы с Православием (по-моему, с исламом тоже). Есть разные мнения о Боге, но одни правильные, а другие ложные. Иногда человек обращается, как он считает, к Богу, а на самом деле обращается либо к тому, чего нет, либо к кому-то другому, а иногда к противоположному Божией миссии существу.
Сегодня очень популярна точка зрения, что «Бог в душе»: «У меня свой путь к Богу, я беру понемножку из разных религиозных традиций и ощущаю Бога так или иначе». Очень важно при этом не обмануться: не все пути ведут к Богу.
– Еще несколько вопросов хотелось бы Вам задать. Отец Всеволод, недавно возле Вашего храма Ваши оппоненты устроили митинг, акцию протеста из-за того, что Вы довольно резко высказываетесь и не всем это нравится. Чем это закончилось?
– Я не пересекся с этими людьми, они ушли несколько раньше начала Всенощного бдения, очевидно, были уведены сотрудниками полиции, но злобы к этим людям у меня нет – ну, так они самовыражаются. Единственное, что меня удивило – то, что они пытались говорить от имени общества, а их было, как мне сказали, 4 человека. Но даже если б собралось 44 или 144, любопытно, на каком основании они считают себя выразителями мнения народа? Наш народ хочет возвращения к настоящей нравственной политике, к настоящему присутствию мощных нравственных мотиваций и ограничений во всех областях жизни, в первую очередь в СМИ и культуре. Был недавно социологический опрос, организованный Общественной палатой, который был почему-то интерпретирован как говорящий о нежелании людей видеть присутствие религии в общественной жизни, но там были очень интересные данные: люди за последние годы с неприятием стали относиться к аборту, стали говорить о неприятии гомосексуализма, поддерживать те нравственные принципы, которые очень мучительно пробивали себе дорогу в течение последних двух десятилетий, при том что в постсоветском обществе о них просто никто ничего не знал. Люди хотят, чтобы изменился климат в культуре, нравственный климат на телевидении, в политике, в экономике, чтобы стало больше справедливости, больше открытости, больше честности.
– На Ваш взгляд, каким должно быть наше общество и государство, чтобы всем было хорошо?
– Разумным, способным постигать волю Божию, раскрывать образ Божий в человеке и жить так, как диктует тебе образ Божий. И когда действия всех будут слагаться в совместные действия, в том числе гражданские, тогда может многое измениться в жизни страны.
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Лидия Александровна Титовская – помощник проректора духовной семинарии по учебной работе, преподаватель предметов «постановка голоса», «основы голосообразования», «церковно-славянское чтение», разработчик и составитель учебного плана и учебных программ, заслуженная артистка России
Епископ Каменский и Алапаевский СергийЕпископ Сергий родился 29 августа 1957 года в России (Орловская область, Никольский, а ныне Ливенский район, село Троицкое). Родители: отец – Иван Григорьевич Иванников, 1928 года рождения, и мать – Нина Егоровна Иванникова, 1929 года рождения, крестьяне.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.