Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (668) → Протоиерей Всеволод Чаплин: Власть и элита должны услышать голос большинства

Протоиерей Всеволод Чаплин: Власть и элита должны услышать голос большинства

№11 (668) / 12 марта ‘12

Беседовал Александр СергиенкоЦерковь и общество

В эфире телеканала «Союз» – беседа с руководителем Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным

Батюшка, начать предлагаю с обсуждения культурного климата нашего общества. Под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло расширенное заседание Совета по культуре, на котором присутствовали иерархи Церкви, видные деятели искусства, культуры, науки. О чем шла речь?

– Прежде всего, о нравственном состоянии общества. Совет состоит из разных людей. Это и иерархи, и священнослужители, и богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, люди, которые преподавательской деятельностью занимаются в области культуры, журналисты. Вот они вместе сказали очень важную вещь – государство должно изменить свой подход к культуре, к нравственности, к воспитанию, к образованию.

Нас обвиняют иногда, в том числе представители и Церкви, и культуры, что мы слишком тихо, слишком робко выглядим перед лицом представителей власти. Я думаю, в очередной раз было ясно продемонстрировано, что это не так. Была предложена целая программа, которая касается, может быть, главной проблемы в жизни страны – неправильной политики государства в области нравственности. Эту политику нужно менять. Либо ее поменяет власть, либо народ, третьего не дано. Думаю, положения программного документа, который является обращением к новому Президенту России, должны быть восприняты очень серьезно. Здесь сказано о ценностях, которые должны лежать в основе политики. Это, в первую очередь, вопросы нравственности. Это мир, справедливость, правда, честность, ответственность. Должна быть выработана сознательная политика государства в отношении культуры, образования и воспитания.

Общественное телевидение должно быть общественным. Если в нем не участвуют представители религиозных общин, его общественным назвать нельзя. Если к формированию общественного телевидения не будут допущены самые широкие слои нашего народа, в том числе крестьянство, казачество, рабочие, интеллигенция, значит, оно не общественное, значит те, кто его создают, лгут. Особенно это касается разного рода экспертных, информационных элит, которые уже пытаются, насколько я вижу, идею создания общественного телевидения прибрать к рукам. Хватит уже, и так достаточно много телевидения, которое ненавидимо нашим народом, телевидение должно стать другим. Думаю, что и общество, и государство должны ясно понять – с содержанием некоторых телеканалов, сегодня существующих, никто мириться больше не будет.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о программном документе.

– Это программа действий, которая предлагается Президенту страны. Здесь говорится, в частности, вот о чем. Нам нужен гражданский мир, этнический, социальный. Вся история буквально вопиет: революции – это зло, их результат – страдания, кровь, откат народов на многие годы, а то и десятилетия назад. Нам не нужны революции, об этом очень ясно говорят члены Патриаршего совета по культуре. В то же время нам нужен диалог между различными группами в обществе, нам нужно помочь тому, чтобы власть и элита лучше слышали голос большинства наших сограждан и проводили сбалансированный курс. Власть должна восстановить диалог с народом – между народом и элитами пока такого диалога недостаточно. Люди говорят, что происходит в области образования и здравоохранения, в политике, – они недовольны экономической политикой последних десятилетий. Значит, ее нужно менять.

– В Советском Союзе было лучше?

– Даже при тех перекосах, которые там были, не было такой несправедливости. Об этом сегодня не говорит только ленивый. Несправедливое общественное, экономическое устройство порождает огромную нравственную рану в душах людей – значит, это устройство нужно менять.

– Последнее время с завидной регулярностью в нашей стране проходят митинги в поддержку честных выборов, звучат лозунги о смене политического режима. Как Вы считаете, это и есть демократия, или демократия – это что-то другое? Вообще, стоит ли православному человеку таким образом высказывать свою гражданскую позицию?

– Люди говорят сейчас разные вещи, нет однонаправленной митинговой стихии. Кто-то поддерживает власть, и таких, как мы видим, больше, чем тех, кто ее критикует. Но и те, и другие вовсе не собираются любить власть только потому, что она власть, и одобрять любые ее действия. Люди имеют определенное видение будущего России, они хотят, чтобы это видение повлияло на действия власти. По-моему, люди не хотят менять власть в большинстве своем.

Все разговоры, что «кто-то должен уйти немедленно», разделяются, с моей точки зрения, меньшинством граждан России. Это меньшинство, наверное, относится к части элиты, которая хотела бы просто перемешать все политические карты, чтобы потом использовать это в своих целях, или просто чтобы исполнить некую внешнюю волю.

На самом деле, надо иметь в виду, что люди желают перемен, не революционных, а тех, которые позволили бы народу действительно решать наболевшие проблемы. Это непрописанный в нашем праве и политической системе статус русского народа, это конфликты между мигрантами и коренным населением, это чудовищная несправедливость. Мы знаем, как были сделаны многие состояния в девяностые годы, – на крови и на чудовищных преступлениях. Я не знаю, стоит ли возвращаться к пересмотру того, что было сделано в девяностые годы, но само поведение людей, которые тогда приобрели определенное политическое влияние и экономические средства воздействия на окружающую жизнь, – само поведение этих людей должно измениться в принципе. Не они хозяева жизни – хозяин жизни народ, и значит, они должны быть подотчетны обществу, меняться в соответствии с ожиданиями этого общества. Сейчас тема справедливости будет обязательно звучать. О ценности справедливости говорит Святейший Патриарх Кирилл. Это не его прихоть, а понимание того, насколько справедливость сегодня важна для нашего народа. Некоторые говорят, что это не христианская ценность, кто-то дописался до того, что считает, что эта ценность менее значима в христианстве, чем ценности любви, мира, всепрощения. На самом деле, мира без справедливости не бывает, вот почему в этом документе говорится, что мир в обществе немыслим без справедливости.

И наша Церковь не раз говорила о том, чем грозит такой чудовищный разрыв между богатыми и бедными. Церковь предлагала повысить налоги на роскошь и сверхпотребление, сдержать бегство капиталов из страны. В ответ иногда смеялись, говоря: «Не лезьте не в свое дело», – сейчас, слава Богу, эти же мысли повторяются руководством государства. Будем надеяться, что повторение этих мыслей приведет, в том числе, к тому, что будут приняты конкретные законы, конкретные административные решения.

Теперь о том, как относиться православным христианам к общественной активности. Есть разные православные христиане. Кто-то с большей готовностью предпочтет свою глубокую духовную жизнь общественным дискуссиям. А для кого-то такая активность естественна в силу характера, в силу профессии. Ведь Церковь и православные христиане – это не только духовенство и не только бабушки в платочках. Сегодня это главы государств (я не только Россию имею в виду), министры, политики, предприниматели, рабочие и крестьяне, писатели, журналисты, художники, поэты.

На Совете по культуре были самые разные люди, и большинство их никак не соответствует тому искаженному образу Церкви, который пытаются нам навязать некоторые публицисты. Якобы, Церковь – это люди, которые в храме что-то непонятное делают. Нет, Церковь сегодня это и активные православные миряне – Никита Михалков, Николай Бурляев, Алексей Варламов, мыслящие, граждански активные люди. Так что православные христиане сегодня – это все чаще и все больше люди с активной гражданской позицией, которые будут участвовать в выборах и в качестве кандидатов, и в качестве активных участников избирательных дебатов, избирательных кампаний.

В свое время кто-то говорил, что, якобы, Святейший Патриарх не разрешил людям идти на митинги, это совершенно не так. Он мне сам говорил, что его слова неправильно интерпретированы. Он сказал следующее: «Мы живем в православной в большинстве своем стране, эти люди не выходят на демонстрации, их голосов не слышно. Они молятся в тиши монастырей, в домах, но они переживают всем сердцем то, что происходит с народом нашим, приводя в своем сознании ясные исторические параллели с беспутством и беспамятством предреволюционных лет, с разбродом, шатанием и разрушением страны в девяностых годах».

У него ни разу не прозвучало слов о том, что кто-то не должен ходить на митинги, но здесь говорится очень важная вещь. Есть огромное количество людей, которые не умеют ходить на демонстрации и не ходят на них, но это не значит, что у этих людей нет своего понимания происходящего в России, нет своей гражданской позиции. Не нужно считать, что такие люди – это политический коллективный труп (как сказал в 90-е годы политолог Дмитрий Галковский в «Независимой газете», что народ – это политический труп, так до сих пор и считает некоторая часть нашей элиты).

– Спасибо; у нас Московская область на связи, задавайте ваш вопрос.

– Меня зовут Ирина Михайловна. Я слушала вашего гостя, меня удивило его высказывание, что он убежден, что очень многие не хотят менять эту власть. Хочу вам сказать: я, пятидесятилетняя женщина, езжу по стране, я убеждена, что большинство хочет сменить эту власть. Почему у нас такие расхождения с вами?

– Вы имеете право на свою позицию. Да, есть люди, которые хотели бы видеть другую власть, но для меня всегда очень важным был вопрос, какую именно.

Есть масса претензий у многих верующих людей ко многим действиям нынешней власти. Слушайте, люди выходили на пикеты против универсальной электронной карты. Можно долго рассуждать, все ли лозунги в этих пикетах были оправданы, но озабоченность людей опасностью тотального контроля – это серьезная озабоченность. Это тема, которую не нужно карикатуризировать, говоря, что «какие-то психи боятся шестерок». Люди резко выступают против того, что происходит в здравоохранении и образовании, в некоторых других сферах жизни общества. Тема социального обеспечения, конечно, очень-очень важна. Так вот, смотрите, миряне критикуют власть, как и многие священники. Почитайте высказывания в интернете. Десятки священников сейчас высказываются по темам образования и социальной политики, и высказываются очень жестко, по теме национальной, и сдержать этот поток высказываний уже никому не удастся. Но люди в Церкви в большинстве своем, на мой взгляд, совершенно не готовы идти за теми, кто сегодня пытается встать во главе оппозиционных движений (я имею в виду ту оппозицию, которая себя называет реальной, пытается говорить от имени народа).

А то иногда пытаются христианское миропонимание подменить чуть ли не гаданиями: «открою Библию на такой-то странице – пойму, какой кандидат мне ближе». Вот это не христианство. Христианство и Христос учат тому, чтобы человек, приняв Учение Христово в свое сердце, живя жизнью Церкви, таинствами ее, был бы в повседневной жизни способен действовать как христианин. Бог не водит людей за руку, Он не насилует в них свободы, Он не задает в них добрые качества, иначе это был бы уже не человек, а робот. А Бог создал человека не рабом, не механизмом с заданными свойствами и с заданным вектором движения, а свободным сотворцом Себе.

(Продолжение в следующем номере)


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Комментарий недели» протоиерея Всеволода Чаплина: воскресенье 00.30, 04.45, 19.45, понедельник 11.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Беседы с батюшкой

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич): Христианин должен быть образованным человеком

Беседа с заместителем декана факультета церковного служения Российского Православного университета кандидатом богословия иеродиаконом Лаврентием (Полешкевичем) в эфире телеканала «Союз»

 
Епархия

Симбирская и Мелекесская епархия

Архиепископ Симбирский и Мелекесский ПроклДата рождения: 10 октября 1943 г. Дата хиротонии: 18 октября 1987 г. Дата пострига: 5 января 1973 г.Родился в г. Ленинграде в семье служащего. Окончив техникум, в 1964–1967 гг. служил в рядах Советской армии. В 1970 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс