Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 19 февраля 1952 г.
Дата хиротонии: 22 марта 1992 г.
Дата пострига: декабрь 1977 г.
День ангела: 12 июля.
Образование:
Церковные награды:
Патриаршее поздравление митрополиту Рязанскому Павлу с 60-летием со дня рождения
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Павлу,
митрополиту Рязанскому и Михайловскому
ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО!
Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни – 60-летием со дня рождения, а также с грядущим 20-летием Архиерейской хиротонии.
За минувшие годы Вы много потрудились в винограднике Христовом: были начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме, наместником Псково-Печерского монастыря, управляющим Патриаршими приходами в США и в Канаде, Правящим Архиереем Венской, Будапештской и Рязанской епархий.
Благоговейно совершая Архипастырское служение, сопрягая богатый духовный опыт с административными обязанностями, Вы всегда стремились со тщанием исполнять возложенные на Вас послушания, дабы внести весомый вклад в возрождение и развитие епархиальной жизни.
Во внимание к усердным трудам, в связи с 60-летием со дня рождения и 20-летием архиерейской хиротонии полагаю справедливым удостоить Вас ордена Святителя Иннокентия Московского II степени.
Молитвенно желаю Вам крепости сил, духовной радости и помощи Божией в Вашем дальнейшем Архипастырском служении во благо Святой Церкви.
Да хранит Вас Господь в добром здравии на многая лета.
С любовью во Христе,
КИРИЛЛ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Дата создания: 1198 г.
Входит в состав Рязанской митрополии.
Первые свидетельства об утверждении власти Киевских князей на берегах Оки относятся к Х – началу ХI вв. Первоначально Рязань зависела от Черниговских епископов. В 1198 г. была учреждена самостоятельная Рязанская епархия; с 1589 г. – архиепископия, в 1667–1722 гг. – митрополия.
До 1682 г. границы епархии практически совпадали с границами Рязанского великого княжества. После учреждения Воронежского и Тамбовского уездов из подчинения епархии эти территории вышли. В 1699 г. Тамбовская епархия была упразднена, ее приходы входили в состав Рязанской епархии до 1758 г. С образованием Рязанской губернии границы епархии стали совпадать с губернскими.
Со времени основания епархия называлась Муромской и Рязанской. После перенесения епископской кафедры на рязанскую землю она именовалась Рязанской и Муромской. С 1764 г. епархия стала называться Рязанской и Шацкой, с 1799 г. – Рязанской и Зарайской, с 1928 г. – Рязанской и Шацкой, с 1944 г. – Рязанской и Касимовской.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 104) из Рязанской епархии выделены Касимовская и Скопинская епархии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Рязанский и Михайловский. Также определением Синода Рязанская епархию включена (журнал № 132) в состав Рязанской митрополии.
Адрес: 390000, г. Рязань, пл. Соборная, 3.
Телефон: (4912) 28-27-60 .
Факс: (4912) 25-29-34.
E-mail: ryazeparh@mail.ru
МУЖСКИЕ:
ЖЕНСКИЕ:
25 апреля (12 апреля ст. ст.)
Принесена икона из Киева в Муром святым князем Константином Муромским (память 3 июня н. ст.) в начале XII века. Константин долго старался убедить язычников в Муроме принять христианскую веру, но они не только не изъявляли на то согласия, а даже в ярости составили заговор и хотели убить его. Когда благоверный князь узнал об этом, то усердно помолился Богу и вышел к ним с Муромской иконой Богородицы. Язычники тотчас переменили мысли и сами стали просить крещения.
В конце XIII века изгнанный из Мурома епископ святитель Василий Рязанский (память 23 июня и 16 июля н. ст.), молился перед изгнанием пред этой иконой, поэтому ее еще называют «Молением святого Василия». Через три года святитель Василий избрал для жительства новую Рязань, как место, более защищенное от монголов, и там утвердил в 1291 году свою кафедру. Туда же перенесли и Муромскую икону Богородицы.
Впоследствии чудотворный образ был помещен над гробницей святителя Василия в рязанском кафедральном соборе Рождества Христова. После революции собор был закрыт, Муромская икона Божией Матери пропала.
На Муромской иконе Богомладенец держит в руке развернутый свиток. На некоторых иконах Богоматери свиток изображается свернутым. Это приводит к тому, что часто Муромскую икону Пресвятой Богородицы путают со Словенской иконой.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Муромская» молятся о даровании благочестия, милосердия, кротости, чистоты и правды, о сохранении града и страны христианской, об избавлении от иноплеменных, о помощи в учении и даровании духа разума к обучению наукам.
Жил он в XIII столетии; к сожалению, до нас не сохранилось сведений о его происхождении. Известно лишь, что первые подвиги благочестия он совершал в Муроме. Там он принял монашество, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромо-Рязанской. Он был известен как «муж праведен и благочестив».
Приняв высокое святительское служение, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Однако, как повествует житие, по проискам ненавистника и врага рода человеческого святитель Божий был оболган, заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель Василий упросил их, говоря: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня». Кротость святителя смягчила жестокие сердца. Согласившись, все разошлись по домам. Праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме: совершив Всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенской церкви совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери. Взяв с собой эту икону и предав себя в волю Божию, он пошел к Оке, навсегда оставляя Муром. Подойдя к реке, святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, взойдя на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения. Это было чудо. Господь совершил его, чтобы явить людям невинность святителя. Мантия сделалась для праведника легким кораблем, а Промышление Божие и заступление Богоматери – кормилом. Пораженные чудом, муромцы возопили со слезами: «О, святый Владыко Василий! прости нас грешных. Согрешили пред тобою, отче святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от муромских жителей «во мгновение ока». Предание повествует, что жители Рязани перед самым появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, первым увидел святителя и потому, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко», воскликнул: «Владыка грядет, сретайте его». Тогда весь народ поспешил на берег Оки на встречу святителю и, увидев его плывущего на мантии с Пречистым Ликом Богоматери, приняли его с великой радостью. Великий князь Рязанский Олег «срети его со кресты».
Но недолго пришлось рязанской пастве быть под окормлением чудесно дарованного им святителя. В 1288 г., во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань со всеми ее храмами была разрушена. И вновь святитель Василий под покровом своей Избавительницы – Муромской иконы Богоматери – приплыл на своей мантии по Оке и притоку ее Трубежу к церкви Бориса и Глеба Переяславля. Здесь он основал новую епископию, а церковь Святых Страстотерпцев Бориса и Глеба с этого времени стала соборной. Здесь и закончил свой святительский подвиг Преосвященный Василий – 3 июля 1295 г. он отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе (при перестройках его могила оказалась снаружи храма).
Время не охладило благоговейного и усердного почитания святителя Василия в народе, ибо «праведники во веки живут». Жители Муромо-Рязанской земли, зная святую жизнь своего Архипастыря, прославленного еще здесь, на земле, славой чудотворца, с самой его кончины стали прибегать к его предстательству пред Богом. Сказание об угоднике Божием запечатлелось в памяти народной и передавалось из уст в уста.
В ХV в. сказание, записанное Ермолаем-Еразмом, было представлено в комиссию по собиранию житий святых, возглавляемую митрополитом Московским и всея Руси Макарием (1542–1563). В Смутное время Промыслу Божию угодно было еще более прославить святителя Василия. 10 июня 1609 г. состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии переименован в Христорождественский) собор в кремле, который со времени епископа Рязанского Ионы II стал кафедральным. Мощи святителя Василия положены были под спудом на левом клиросе, подле иконостаса.
Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605–1617). Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю.
В настоящее время святитель Василий особенно почитается на рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.
В летописи повествуется, что в древности берега Оки были заселены вятичами, а в нижнем течении – муромой, черемисами и мордвой. Судя по летописям, в ХV в. черемисы заменяются мещерой. Примерно до Х в. район средней Оки был заселен неизвестным угро-финским племенем. До сих пор для ученых остается загадкой, по каким причинам и при каких обстоятельствах угро-финское население покинуло район средней Оки.
Под 988 г. начальная летопись сообщает об определении сыновей князя Владимира на княжение в разные города. Отмеченное сообщение было лишь приурочено к 988 году. Направлялись же в эти земли князья в разное время.
Как явствует из Жития святых благоверных князей Бориса и Глеба, святой Борис был Ростовским князем, а святой Глеб – Муромским.
На первых порах после принятия христианства, при равноапостольном князе Владимире и Ярославе Мудром, немногочисленное, надо полагать, христианское население городов и селений бассейна реки Оки окормлялось или церковной иерархией Чернигова (Рязань и все земли к югу и западу от нее), или же Ростовским епископом (Муром). До конца ХI в. Муром и Рязань представляли собой лишь зависимые от черниговского князя уделы. Первая половина ХII в. – это время обособления Муромо-Рязанской земли от Приднепровья. Вторая половина ХII в. – формирование самостоятельного Рязанского княжества. Родоначальником всех муромских и рязанских князей считается святой благоверный князь Константин Муромский (память его 21 мая ст. ст.), в миру Ярослав Святославович (†1129).
В церковном отношении Рязань и после выделения Мурома и Рязани в самостоятельное княжество, до конца ХII в., зависела от Черниговских епископов.
Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии.
В «Истории» В. Н. Татищева повествуется, что «Ярослав, князь Резанский, по согласию с братьями, просил великого князя Рюрика и митрополита, дабы область Резанскую от епархии Черниговские отделить и поставить в Резань особого епископа. И как князь великий соизволил, избрали игумена Арсения, в послали к митрополиту Иоанну, его же митрополит поставил сентября 26 дня».
Годом поставления игумена Арсения во епископа Муромо-Рязанского княжества источники указывают 1198-й. Следовательно, конец ХII в. и следует считать началом самостоятельного существования Рязанской епархии.
Открытие новой епископской кафедры было для того времени делом нелегким. Исследователи не без основания считают, что сами Рязанские князья положили много труда в этом направлении, понимая, каким великим благом было для удельного княжества иметь собственную епископскую кафедру. На вопрос, где находилась кафедра епископов «Муромо-Рязанского княжества» – в Муроме или в Рязани, – ответить, оказывается, не совсем просто.
С одной стороны, Муром, как более древний и в то время более богатый город, к тому же бывший резиденцией святого благоверного князя Глеба и имевший значение стольного города, мог претендовать на первенствующую роль и в церковном отношении. Само наименование княжества «Муромо-Рязанское» – должно было, казалось, говорить и о титуле епископов «Муромские и Рязанские», и о пребывании их в Муроме. С другой стороны, вышеприведенное сообщение историка В. Н. Татищева прямо указывает, что Рязанские князья просили епископа не в Муром, а в Рязань.
Первый епископ Арсений скончался в 1213 г., и после него на Муромо-Рязанской кафедре не было епископа 12 лет.
Вторым епископом был Евфросин Святогорец (1225–1237). Его управление епархией совпало с нашествием Батыя и разгромом Рязани в 1237 г., а затем и Мурома – в 1239 г. После разорения Рязани (в 1237 г.), когда, по сообщению летописей, епископ отъехал, на время епархия оставалась без архипастыря.
За период с 1237 по 1284 г. не имеется сведений о том, что в Рязани был епископ. В приписке к Рязанской Кормчей книге под 1284 г. упоминается епископ Иосиф. Следующим за Преосвященным Иосифом в списках Рязанских иерархов значится святитель Василий, Рязанский чудотворец.
С момента своего образования в 1198 году и до учреждения в России Патриаршества Рязанская епархия управлялась епископами, причем степень Рязанских епископов со временем возвышалась.
Рязанская архиепископия существовала около 80 лет.
Почти до конца XVII в. границы Рязанской епархии практически совпадали с границами Рязанского великого княжества. В 1682, с учреждением Воронежского и Тамбовского уездов, из ее подчинения эти территории вышли. В 1699, поскольку епископ Игнатий оказался соучастником в расколе, Тамбовская епархия была закрыта. Подопечная ее территория входила в состав Рязанской епархии до 1758, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны Тамбовская епархия была восстановлена. С образованием Рязанской губернии границы епархии стали совпадать с губернскими, а впоследствии епархия действовала в пределах Рязанской области.
Web-сайт Рязанской епархии: www.ryazeparh.ru
Когда он приехал в семинарию, то не смог даже войти в административный корпус и написать заявление. Из робости. А когда возглавил благочиние, то прослыл одним из самых строгих благочинных. В программе «Люди Церкви» – заведующий канцелярией Московской Патриархии, благочинный церквей Центрального округа Москвы
В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.