Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (666) → Требования к христианину, превосходящие здравый смысл

Требования к христианину, превосходящие здравый смысл

№9 (666) / 27 февраля ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. ЕкатеринбургИсследуйте писания

Мы продолжаем исследовать третью главу Первого Послания апостола Петра. Вслед за свидетельством апостола о канонах, о нормах жизни семьи идет перечень нравственных требований к христианам: «Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры.

Не воздавайте злом на зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».


ЭТИ нравственные требования к христианину, о которых упоминает почти вскользь апостол Петр, с одной стороны, нам привычны. Это те требования, которые мы встречаем практически во всех апостольских посланиях, кто бы и когда бы их ни писал. Они общеизвестны, и говорить на эту тему нет большой нужды. Но среди таких общеизвестных нравственных требований, как сострадание, братолюбие, милосердие, дружелюбие, есть несколько необычных нравственных требований. Они не универсальны, не общеприняты и не используются всем человечеством.

Первое, на что обращает наше внимание апостол Петр, повторяя, если так можно выразиться, ключевую мысль апостола Павла, – будьте единомысленны. Требование единомыслия превосходит требование здравого смысла. Это требование, предъявляемое к христианам, превосходит весь человеческий опыт.

ТРЕБОВАНИЕ от людей совершенства, согласия даже на уровне мысли являлось бы тотальным порабощением человеческого сознания, если бы не природа такого требования – общество по своей греховности, по своей испорченности органически не вмещает его. Гораздо более понятен человеку плюрализм, становящийся основополагающей тенденцией мировой человеческой мысли. Единомыслие и плюрализм– не просто антонимы, сами явления антагонистичны. Плюрализм как раз и противостоит единомыслию, культивируя в обществе разные взгляды, разные отношения к проблемам, объектам познания.

И если апостол Петр только упоминает о требовании единомыслия, то апостол Павел раскрывает это явление. Церковь живет единым Духом, и все в ней должно созидаться Духом. Если один христианин живет Духом Святым, и брат его во Христе живет Духом Святым, может ли быть между ними разномыслие? Церковь есть, как говорит апостол Павел, столп и утверждение Истины, и Дух, как сказано Христом в Евангелии от Иоанна, есть Тот, Кто наставит нас на всякую истину. Если человек живет Духом Святым, и, стало быть, Дух Святой свидетельствует о нем, в нем и ему об Истине, какое может быть разномыслие? Разномыслие показывает ограниченность, а порой и греховные искажения, человеческой природы, и поэтому с ним каждый должен бороться по мере сил и благодати Христовой. Но чтобы с ним бороться, надо понимать, что цель личного бытия человека в Церкви – единомыслие. Не борьба за свое узкое понимание, за свое нынешнее мировоззрение, а попытка вместить доступную полноту Истины и полноту заповеданной благодати Святого Духа. Если человек стремится к этому, то на самом деле становится все более и более единомысленным с другими. Иное, как мы видим из рассуждения апостола Павла, – корень всякой ереси. Не то беда, если человек чего-то не понимает или о чем-то не так думает, это естественная данность падшего человека, – но то, что он упорно не хочет достигать единомыслия среди соборного церковного разума, держится за свое, за узкое. Так появляются ересь и сектантство, когда собственное мнение важнее соборного, когда дорога именно собственная точка зрения. Человек не хочет быть единомыслен с другими, он добивается, чтобы они были единомысленны с ним, присваивает себе право на единоличное обладание истиной и не сверяет ее с Соборным свидетельством Церкви, с дыханием Духа Святого, ее животворящего. Чем дальше от времен раннего христианства, тем меньше ревности людей к такой жизни, да и самих людей, просвещающих свое существо благодатью Святого Духа и усердно подвизающихся в этом направлении, становится все меньше.

ПО ВОЛЕ Святого Духа определено историческое бытие Церкви. Были приняты догматы – те границы, за пределы которых сознанию человеческому было запрещено выходить: выход за них ставит человека вне церковной истины, вне соборного разума Церкви. И таким образом человек, выходя за пределы догматов, сам уводит себя от истины; люди, отошедшие от нее, не могут мыслить едино.

Но есть и еще одно исключительное требование к христианину: благословлять тех, кто причинил ему зло, не воздавать руганью ругающим. Апостол Петр не находит оснований для этого требования только в области чистой этики. И до христианства люди как-то жили вне общения с Богом и чем-то регламентировали свои общежитие и нравственную жизнь, при этом общество не впадало в совершенный распад.

Но требования, которые формулирует апостол Петр, диктуются всей нравственной позицией христианского учения: не только не воздавать злом за зло, но более того – благословлять тех, кто причиняет зло. Апостол Петр, как и все апостолы, руководствуется не нормой, а тем, что Христос именно так и сделал.

Благословлять поносящих тебя нужно не потому, что так надо, что обществу так будет лучше (ведь нет аргументов для обоснования такого требования), но наш Бог, наш Христос, Тот, Кто для нас и нравственный идеал, и Спаситель, и Основание всей нашей жизни, сделал именно так. А если Он сделал так, стало быть, и мы, чтобы не разрывать связи с Ним, быть с Ним единым, оставаться в Нем, должны поступать так же. Вот единственное обоснование этого требования, которое приводят и апостол Павел, и апостол Петр: Христос благословлял нас, когда мы причиняли Ему зло.

Понятно, что эта заповедь, это нравственное требование к христианам менее всего воспринимается человеческим сознанием. Это труднее всего усваивается, и проблема здесь двоякая. Во-первых, человек, читая об этом в Евангелии, поначалу не соглашается даже думать так. Он понимает, что так жить просто невозможно: молиться за тех, кто мне причиняет зло, благословлять тех, кто меня притесняет, благодетельствовать тому, кто мне враг, немыслимо с точки зрения здравого смысла и норм взаимоотношений и правил жизни, которые существуют в этом мире. И человек поначалу, открывая для себя Евангелие, вместить этого не может.

(Окончание в следующем номере)


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 13.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Слово миссионера

Профессор Алексей Ильич Осипов: Без подвига Христа не было бы возможности обновления

Беседовал Сергей Юргин

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым

 
Читаем Ветхий Завет

Грехопадение как раскол единства

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

Бог сотворил человека. Святые отцы много рассуждают о том, что значит «образ Божий в человеке». Одни говорят, что образ Божий – это свобода, другие говорят, что личность или творческие способности

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс