Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (665) → Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения

Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения

№8 (665) / 20 февраля ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

(Окончание. Начало в № 7)


НИКОМУ в голову не придет сегодня думать или говорить о том, что в днях творения, описываемых в Библии, укладываются наши 24 часа. Речь идет о некоторых промежутках времени, которые больше определяются греческим словом «век», хотя, опять-таки, это не наши сто лет, а некоторый очень длительный промежуток времени. Об этом говорят не только сейчас, как некоторые думают, пытаясь скорректировать Библейское Откровение с данными современной науки. Нет. Об этом говорил еще Василий Великий. А раз это более или менее длительные промежутки времени, значит, мир был создан не враз, не сразу, не в одно мгновение. А стало быть, когда Бог вступил в процесс творения мира, Он положил начало времени и пространству, в которое укладывается некое количество событий.

Бог ничего не делает сразу. Это надо очень хорошо помнить, когда мы пытаемся понять присутствие Бога в своей жизни. Мы часто думаем, а почему Он сейчас каким-то образом не входит в нашу жизнь, не являет Свое присутствие, каким-то образом не изменит того, что мы так долго от Него ждем, о чем порой мы Его просим, молим, что шепчем в наших молитвах. А Он на самом деле все это делает с помощью конкретных, порой незаметных обстоятельств нашей жизни, микроскопических, но вызывающих очень глубокие изменения в нашей душе, в наших мыслях. Ничего не делается сразу, сердце человеческое враз не меняется, но постепенно, под действием благодати Божией, творится, как не в один миг был сотворен мир. То есть вся жизнь человеческая – это постепенное воздействие благодати Божией на нас, и сразу ничего не происходит. Это нужно чувствовать и понимать, и не торопить Бога, когда, как нам кажется, Он что-то не успевает для нас сделать. Процесс творчества медленный, и не потому, что Бог «не может», а потому что Он Своей бесконечностью, Своей беспредельностью вмешивается в мир конечный, который состоит из очень мелких частиц. Этот мир, когда он уже приведен в бытие, подчиняется своим внутренним законам, и изменять эти законы Бог не хочет. Он самоограничивает Свою Божественную свободу – создает мир, который живет не по всем подвластным Ему законам, а по внутренним законам материального бытия. И в этом великая милость и любовь Божия, что Он создает такой мир, как бы Сам Себя умаляя, Сам Себя ограничивая; таким образом, проходит некоторое время, необходимое и полезное человеку формируется очень медленно.

ПОГОВОРИМ о творении мира и данных современной науки. Я не буду сейчас пытаться под каждый день творения подводить научные теории или корректировать теории под Библейское Откровение. Сегодня никого не удивляет, что многие священники очень высокой духовной жизни в свое время занимались наукой, и глубокое занятие наукой не мешало им в вере и восприятии Библейского Откровения. Но я хочу сказать о двух важнейших моментах, которые необходимо представлять, прежде чем стремиться сравнивать Библию и науку.

Наука всегда обладает лишь частью знаний о мире, и любой настоящий ученый это понимает: периодически ученые открывают все новые и новые законы, которые переворачивают их собственные представления. Но при этом новые открытия не изменяют старых (есть механика Ньютона, но когда была открыта квантовая, механику Ньютона никто не отменил), просто они действуют в разных сферах, разных областях материи. И так далее. Есть еще очень много неизвестного в биологии, генетике, истории, космосе, физике, химии. И, стало быть, мы не можем примитивно сравнивать вневременное Божественное Откровение с известными сегодня данными науки. Самые мощные современные телескопы, сконструированные по последнему слову техники, могут выхватить лишь малый сегмент вселенной, а то, что мы видим своим глазом – и того меньше; мы – кусочек вселенной, которую не можем ни умом, ни глазом охватить, и при этом пытаемся сказать, что есть мир. Есть огромная бездна процессов, о которых мы не имеем ни малейшего представления и не можем их толковать. Как мы можем при этом сравнивать науку и Библию?

Если кто-то считает, что наука противоречит Библейскому Откровению, то, как не раз уже бывало, пройдет некоторое время, и наука докажет, что Библия была права. Всего сто лет назад историки Западной Европы стали утверждать, что Библия – миф, потому что не находили те города, которые упоминаются в Библии: они делали вывод – поскольку им неизвестно ни о Ниневии, ни о Вавилоне, ни об Уре, все, о чем говорит Библия, есть миф. Но после открытия Генрихом Шлиманом Трои ученые свежим взглядом посмотрели на Библию, отыскали города, которые в ней были указаны, и поняли, что слишком поспешно отнесли Библию к мифам. А какой взрыв произвело в свое время открытие в палестинской пустыне свитков древнейшего общества ессеев? То, что раньше казалось невозможным и немыслимым, подтвердилось благодаря этим свиткам. Наука очень молода. Библия куда старше. Поэтому сравнивать их рановато.

ЗАДУМАЕМСЯ и о том, что мир, который создал Бог, и тот, который мы видим сейчас, – это совсем не одно и то же. Между ними – огромная пропасть, бездна, разлом. Человек согрешил. И это не тот грех, который совершает каждый из нас ежедневно, от него разломы мира не происходят и мир не умирает. А Адам совершил то грехопадение, которое перевернуло мир, поколебало все стихии мира и привело к тому, что Бог взошел на Крест. В том райском мире, где первозданно жили Адам и Ева, все существа, например, кушали траву. Представить себе это несложно; хорошо бы, чтобы все кушали только траву. Но мы знаем, что сегодня лев не может кушать траву, его органы к этому не приспособлены, весь его физиологический аппарат настроен только на то, чтобы есть мясо; если он сейчас начнет есть траву, он умрет, – а, тем не менее, до грехопадения лев траву ел. Как? Значит, со львом и со всей окружающей природой произошли удивительные изменения. И еще мы знаем из библейской истории, что дождя на землю не падало – этими словами начинается вторая глава Книги Бытие: «но пар поднимался с земли и орошал все лице земли», а дождя не было. Как это? Что было, когда не было дождя? Все небо было затянуто тучами, или все время светило солнце? Как это происходило? Где скапливались массы испаряемой воды? Мы не знаем, мы только знаем свидетельство Библии, что дождь не проливался над Землей; а потом это стало нормой, – после грехопадения, особенно после потопа, дождь становится нормой. Мир приобрел с тех пор качества, известные нам, пережив два серьезных катаклизма после того, как был создан: первый – грехопадение, и второй – потоп. Так изменилось лицо мира, и об этом мы поговорим в следующий раз.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 09.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Исследуйте писания

Апостол Петр: супружеские отношения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 7) ХОТЕЛОСЬ бы обратить внимание на одно очень важное, на мой взгляд, свидетельство этой главы соборного Послания апостола Петра.

 
Слово миссионера

Профессор Алексей Ильич Осипов: Нет добродетели выше рассуждения

Беседовал Сергей Юргин

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в этом и нескольких последующих номерах газеты

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс