Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Впервые он задумался о вечности, когда на его руках умер морской пехотинец. И он пришел в храм. Вице-президент Благотворительного фонда ветеранов и инвалидов силовых структур «Омофор» Тарас Киящук – гость программы «Люди Церкви». Ведущий – Олег Петров.
– Тарас Васильевич, у меня в руках интересное свидетельство: «За обучение с 1996 по 1998 год в Центре духовного образования военнослужащих» – это при Свято-Тихоновском богословском университете было. Как случилось, что военный пошел в училище духовного направления?
– После развала Советского Союза, это был 1992 год, я служил в Военно-политической академии имени Ленина, преподавал психологию на кафедре военного образования, а в 1994 году попал под сокращение Вооруженных Сил. Необходимо было определиться в жизни. Вопросы духовности меня всегда интересовали, а как психолога интересовала проблема морально-нравственных устоев в боевой деятельности офицеров – по этой теме я писал диссертацию. Решил глубже разобраться и пошел учиться в Свято-Тихоновский богословский институт.
– На момент сокращения Вы были кадровым офицером и преподавали психологию в бывшей Военно-политической академии имени Ленина, а сами что заканчивали?
– Я заканчивал Свердловское высшее танко-артиллерийское училище, десять лет прослужил в частях морской пехоты на Северном флоте, на Тихоокеанском флоте. В 1989 году поступил в Военно-политическую академию имени Ленина на педагогический факультет и в 1992 году закончил ее. Мне предложили остаться преподавателем кафедры психологии.
– У каждого свой путь к Православию. Каким был Ваш?
– Понимаете, жизнь офицера простой не бывает. Когда я служил на Северном флоте, у меня погиб матрос – замерз в сопках на учениях. Я этого матроса нашел и пытался делать ему искусственное дыхание, но он умер у меня на руках. И после этого я начал задумываться о возможности жизни вечной, существовании Бога и так далее: хотя в детстве меня крестили, я особенно о таких вопросах не задумывался.
Был коммунистом, политработником.
После той трагедии меня рассматривали на партийной комиссии, чуть не исключили из партии. Я три года отслужил в военно-строительных частях, потом написал письмо главнокомандующему Военно-Морским флотом, и меня перевели на Тихоокеанский флот продолжать службу. Но я всегда помнил этого матроса, и с тех пор как стал верующим, ежедневно молюсь об упокоении его души.
– Как произошла Ваша личная встреча с Богом?
– После того, как я был уволен из Вооруженных Сил, три года не мог устроиться на работу, потому что у меня не было жилья. Только в 1997 году меня уволили окончательно по предоставлении квартиры. Но необходимо было кормить семью. Я пытался заниматься собственным бизнесом, но дело было в 1995 – 1997 годах – тяжелейшие годы, очень много криминала, у меня были серьезные проблемы и с бизнесом, и в семье. И я пришел в храм, пытался разобраться в себе, почему так происходит? И тогда я написал генеральную, скажем так, Исповедь за всю свою жизнь – целую тетрадь общую исписал, и покаялся. Не знаю, может быть, это покажется кому-то кощунственно сейчас, но после генеральной Исповеди я сжег свой партийный билет, учетную карточку и все комсомольские документы, решив тем самым покончить с прошлым. И понял, что Спаситель – это моя вера, моя партия, мое все.
И у меня в жизни все начало изменяться. Квартиру получил буквально через несколько недель после этого. Наладились отношения с супругой, с дочерью. Дочь ходила в другой храм, и оказалось, что отец Константин Татаринцев, который был моим преподавателем в Свято-Тихоновском богословском университете, – духовник моей жены и дочери, а я об этом не знаю. И так вот чудным образом отец Константин Татаринцев стал духовником нашей семьи.
– А как Вы чувствовали себя в таком специфическом вузе, как Свято-Тихоновский богословский университет, после военной академии, после армии? В процессе обучения перестраивались?
– До Свято-Тихоновского богословского университета я год обучался на катехизаторских курсах для взрослых в Даниловом монастыре, то есть морально был уже готов. Да и был я не один, нас было много офицеров. Один из нас сейчас священник, отец Александр Добродеев, бывший полковник МВД, он построил храм Александра Невского в Академии МВД.
– А Вы в этом храме, где мы сейчас находимся, кем являетесь?
– Когда я учился в Свято-Тихоновском богословском университете, у нас была практика в качестве алтарника. И я проходил практику сначала в храме у сейчас покойного отца Феодора Соколова, а потом у отца Константина, и в свободное от работы время приходил сюда, в храм Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами, и алтарничал.
– Что было самым необычным во время учебы, самым, может быть, сложным для Вас, воцерковляющегося только человека?
– Самое важное – придя к вере, я понял: можно быть самим собой. Не нужно лукавить, не нужно на кухне говорить одно, а с друзьями и с товарищами другое. Мне очень нравились нравственное богословие, такие предметы, как гомилетика – искусство проповеди, и другие предметы, которые я изучал.
– А не было мысли стать священником?
– Некоторые мои друзья стали священниками, но я понял, что у меня в этой жизни очень много грехов, и я пока не готов быть священником. Господь избрал мне другое служение. После богословского института я написал диссертацию, стал кандидатом психологических наук. Окончив богословский университет, пошел работать в Российский университет дружбы народов и сейчас я доцент кафедры менеджмента этого университета, преподаю менеджмент и управление персоналом студентам-иностранцам. Постоянно хожу в храм, причащаюсь.
В 2006 году как-то Господь меня сподвиг пойти послужить, и мне захотелось почему-то именно в этот день побыть алтарником в храме, где мы с вами находимся. Вдруг после службы приходят отец Константин и генерал Черкасов и говорят: «Тарас, а мы тебя ищем уже сутки, ты что здесь делаешь?». Я ответил, что служу. И оказалось, что именно в этот день, когда я пришел служить в храм, должно было состояться освящение храма Петра и Павла для флагманского корабля «Петр Великий» Северного флота. И я попал как раз на освящение храма.
С этого момента соприкоснулся с работой фонда «Омофор» – фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур, в котором работаю с 2006 года по сегодняшний день.
Считаю, что Господь меня привел неслучайно в храм именно тогда, когда было необходимо. И я понял, что моя дальнейшая служба, моя общественная работа связана с этим храмом и с этим фондом.
– Чем Вы занимаетесь в фонде «Омофор»?
– Я вице-президент фонда «Омофор» – регионального некоммерческого благотворительного общественного фонда ветеранов и инвалидов силовых структур, который был создан еще в 2004 году.
Приходилось позже в составе делегаций бывать в Североморске, а я именно на Северном флоте начинал свою офицерскую службу – в 1978 году служил лейтенантом в восьмом флотском экипаже, был секретарем комитета комсомола этого флотского экипажа.
Для военнослужащих флота имеет большое значение возрождение походных храмов. Мы передали в 2006 году храм на флагманский корабль «Петр Великий», это был уже второй храм от фонда. Первый был передан на тяжелый авианесущий крейсер «Николай Кузнецов».
Строительство походных храмов – одно из направлений деятельности нашего фонда. На сегодня в части флота передано более восьми храмов. В частности, на крейсер «Москва» на Черноморский флот, на барк «Крузенштерн»
– Кто походные храмы создает, их перевозит, как они освящаются?
– Еще один вице-президент фонда мичман Геннадий Солякин очень активно работает именно по созданию этих походных храмов. Мы ищем спонсоров, которые готовы поддержать это направление. И считаем, что именно через походные храмы на боевой службе, на кораблях есть возможность у моряков соприкоснуться со святыней. В храмах служат священники, во время боевых походов матросы причащаются Святых Христовых Таин.
В русском флоте походные храмы на всех кораблях были. Мы пытаемся возродить эту традицию и нашли поддержку у командования флота.
На «Адмирале Кузнецове», например, храм сборно-разборный, он собирается и устанавливается в том месте, где стоят самолеты. На «Петре Великом» под установку переносного храма оборудовали бывшую ленинскую комнату.
Мы ведь храмы не просто так строим – они вписываются в размеры помещения, которое нам выделяют. Это маленькие храмики, но там есть престол, там можно служить священнику, там можно таинство полностью соблюсти и можно причащать людей в боевом походе.
– Там же весь экипаж не поместится, максимум человек 10–15?
– А не нужно, чтобы он весь помещался. Люди по очереди могут спокойно приходить, исповедоваться, а потом приходить на Причастие.
– Значит, священник совершает Литургию и потом причащает по очереди экипаж?
– Да, причащает тех, кто желает подойти к Причастию.
– Ваш фонд занимается не только строительством походных храмов, но еще и изданием книг...
– И не только. Мы строим и восстанавливаем храмы и на суше. Например, в деревне Хавки в Тульской губернии с 2007 года восстанавливаем храм Пресвятой Богородицы. Недавно узнали, что существует в селе Кисташ Суздальского района Владимирской епархии храм Василия Великого, который построил генералиссимус Александр Васильевич Суворов в честь своего отца. Там уже создан приход, нас благословил Владыка Евлогий, и сегодня идет сбор средств на восстановление храма. Через епархию люди перечисляют деньги. Мы с июня прошлого года эти занимаемся, и на сегодня более трехсот человек перечислили свои средства на восстановление этого храма.
– Вы – преподаватель: читаете лекции, общаетесь со студентами. Говорите ли Вы с ними о вере? Ведь донести веру людям можно только через свой пример и слово Божие. У Вас как выпускника богословского университета такая возможность есть, или разговоры о теологии и Боге пресекаются?
– Миссионерство реально существует и сейчас. Но у нас университет особый, здесь обучаются студенты из 142 стран мира. Поэтому здесь нельзя говорить о катехизации, здесь можно говорить о морали и нравственности. И мы говорим. Ведем курс «Основы нравственности» вместе с моей супругой Аллой Александровной. В рамках этого курса студенты разного вероисповедания говорят о нравственности своей веры, своей культуры. Говорим о семье, о браке, о смысле жизни, встречаемся с ветеранами войны, писателями в центре духовного образования. И студенты из разных стран с удовольствием слушают. Слово Божие касается любого сердца.
Мы никому ничего не навязываем, но говорим о том, что сейчас представители всех религий должны объединиться в морально-нравственный союз против всеобщего зла, против безбожия, против насилия, против, в конце концов, сатанизма, который в наше время расцветает.
Показатель успеха нашей работы, не только нашей личной, а вообще университета – у нас нет национальных конфликтов. То есть нет драк, поножовщины на национальной или религиозной основе.
– Встреча с Богом – это всегда личная встреча. Но, конечно, для этого нужно слышать Евангельское учение, видеть пример. Пусть слово Божие доносится и в такой необычной форме, как это делаете Вы в Университете дружбы народов.
А деятельность фонда «Омофор» просто восхищает – такой объем и масштаб! На это все нужна помощь Божия, своими силами это сдвинуть нельзя. И я желаю Вам Божией помощи и в дальнейшем.
– Вы знаете, у меня есть один принцип в жизни, которого я придерживаюсь после окончания богословского университета. Если наваливается очень много дел, то решаю сначала все духовные дела, связанные с верой и Богом. Потом вопросы моей профессиональной деятельности. После этого – семейные вопросы, и только в оставшееся время решаю собственные проблемы.
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Мы продолжаем публикацию цикла бесед «Мысли о прекрасном». В гостях у народного художника Российской Федерации Василия Нестеренко реставраторы высшей категории Владимир Гербович Симонов и Людмила Павловна Синицына
Митрополит Псковский и Великолукский ЕвсевийДата рождения: 15 мая 1939 г. Дата хиротонии: 1 апреля 1984 г. Дата пострига: 15 октября 1964 г. День ангела: 17 октябряРодился в с. Стегаловка Липецкой области
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.