Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (664) → Псковская и Великолукская епархия

Псковская и Великолукская епархия

№7 (664) / 13 февраля ‘12

Епархия

Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий

Дата рождения: 15 мая 1939 г.
Дата хиротонии: 1 апреля 1984 г.
Дата пострига: 15 октября 1964 г.
День ангела: 17 октября

  • Родился в с. Стегаловка Липецкой области.
  • В 1957 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, в 1961 г. – в МДА. В 1963 г. вступил в братию Троице-Сергиевой Лавры, 15 октября 1964 г. пострижен в монашество, 22 ноября рукоположен во иеродиакона.
  • В 1965 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, 14 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и направлен секретарем в Русскую Духовную миссию в Иерусалиме.
  • С 1969 г. служил секретарем Воронежского епархиального управления. С 1971 г. состоял в братии Троице-Сергиевой Лавры, учился в аспирантуре при МДА, с 1977 г. исполнял послушание благочинного, с 1982 по март 1984 г. – наместника Троице-Сергиевой Лавры.
  • 1 апреля 1984 г. хиротонисан во епископа Алма-Атинского и Казахстанского.
  • 20 июля 1990 г. назначен епископом Куйбышевским и Сызранским. 25 февраля 1991 г. возведен в сан архиепископа.
  • 23 февраля 1993 г. назначен архиепископом Псковским и Великолукским. 25 февраля 2008 г. возведен в сан митрополита.

Образование:

  • Московская Духовная семинария.
  • 1965 г. – Московская Духовная академия.

Награды

  • церковные:
    – 2009 г. – орден Прп. Сергия Радонежского I степени;
    – орден Прп. Сергия Радонежского III степени;
    – орден Прп. Сергия Радонежского II степени;
    – орден Св. Равноап. Кн. Владимира II степени;
    – орден Св. Блгв. Кн. Даниила Московского II степени.
  • светские:
    – государственный орден Почета.

Краткая справка

Дата создания: 1589 г.

Учреждена в 1589 году (выделена в самостоятельную из состава Новгородской епархии). Первым епископом стал архимандрит Юрьева Новгородского монастыря Мисаил.

Епархия первоначально включала пять ближайших к Пскову городов и уездов: Псковский, Изборскийо, Островский, Опочецкий и Гдовский. В 60-х годах XVIII века к епархии был причислен Великолукский уезд. В настоящее время территория епархии совпадает с границами Псковской области.

Адрес: 180006, г. Псков, ул. Л. Поземского, 83а.
Телефон: (8112) 72-38-90.
Факс: (8112) 72-06-22.
E-mail: saiteparhiapskov@mail.ru

Монастыри

  • Свято-Благовещенская Никандрова Пустынь: 182648, Псковская обл., Порховский р-н, Дубровенская волость, п/о Загоска, д. Любовец; тел.: (81134) 6-23-45.
  • Свято-Успенский Псково-Печерский мужской: 181500, Псковская обл., г. Печоры, ул. Международная, д. 5; тел.: (81148) 2-21-45; сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru
  • Спасо-Преображенский Мирожский мужской: 180002, г. Псков, Мирожская наб., д. 2; тел.: (909) 576-7775, (911) 884-6282; тел./факс: (8112) 57-64-03; e-mail: monmir@mail.ru
  • Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской: 180006, г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 62, а/я 179; тел.: (911) 351-5511 (братский корпус), (911) 361-1090 (благочинный иеромонах Мордарий); факс: (911) 351-3993; сайт: http://www.krypet-sy.ru
  • Свято-Успенский Святогорский мужской: 181370, Псковская обл., п. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1; сайт: http://www.svyatogorskiy.ru
  • Рождества Богородицы Снетогорский женский: г. Псков, Снятная гора.
  • Спасо-Елеазаровский женский: 180523, Псковская обл., Псковский р-н, д. Елизарово; тел.: (8112) 17-95-58.
  • Свято-Троицкий Творожковский женский: 181138, Псковская обл., Стругокрасненский р-н, д. Творожково; тел.: (81133) 5-41-54.
  • Свято-Введенский женский: 181327, Псковская обл., Островский р-н, д. Сигорицы.
  • Спасо-Казанский Симанский женский: 181350, Псковская обл., г. Остров, ул. Малая Пионерская, д. 80; тел./факс: (811) 523-6517; e-mail: spas-kazansky@yandex.ru; сайт: http://ww.simanskia.orthodoxy.ru

Социальные проекты

  • епархиальный паломнический центр «Вертоград» (www.pskov-palomnik.ru)
  • молодежный образовательный краеведческий проект «София» (www.strugi-edu.ru)

Учебные заведения

  • Псковское Духовное училище: г. Псков, ул. Некрасова, 33; тел.: (8112) 72-42-19, 72-16-11, 72-38-50.

Троицкий собор Псковского кремля

Троицкий собор Псковского кремля – главный храм Пскова и псковской земли.

Ныне существующий Троицкий собор – уже четвертый на этом месте. Первый храм, по преданию, был сооружен по повелению святой равноапостольной княгини Ольги в середине X века. Родом псковитянка, Ольга одной из первых на Руси приняла Крещение.

Собор простоял до 1137 г., когда святой благоверный князь Всеволод (Гавриил) заложил на месте прежнего деревянного новый каменный собор, оконченный в 1138 г. Облик этого храма можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (князь писан в рост, держащим на ладони храм, который он подарил Богу и псковичам).

Самым замечательным был третий Троицкий собор, 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают его автором мастера Кирилла, воплотившего в псковском градостроении идею соборной церкви как образа и подобия вышнего Иерусалима, Небесного дома Святой Троицы.

Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях.

В семиярусном иконостасе собора находятся такие иконы, как «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии. В соборе почивают мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и игумена Снетогорского Иоасафа.


Святая Ольга – начальница веры

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами Патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!».

При Крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей Небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.

Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой.

Псков впервые упоминается в летописях в начале X века в связи с женитьбой киевского князя Игоря на псковитянке Ольге. В Русской Православной Церкви день памяти святой равноапостольной Ольги, Великой княгини Российской, отмечается 11 / 24 июля.

Великая княгиня после убийства мужа древлянами стала мудрой правительницей Киевской Руси. Но главный подвиг ее, как пишет автор «Степенной книги», «…в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».

В июле 2003 года, к 1100-летнему юбилею города, в Пскове были установлены два памятника святой Ольге.

Один из них – на Октябрьской площади недалеко от Псковского кремля. Автор памятника – известный скульптор-монументалист В.Клыков, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.

Памятник стал подарком скульптора к 1100-летию первого упоминания Пскова в летописи. Он представляет собой бронзовую фигуру княгини, рядом с которой стоит мальчик – ее внук князь Владимир, будущий креститель Руси. Второй памятник, установленный у гостиницы «Рижская», выполнен по проекту Зураба Церетели.


Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Расположен в 50 км к западу от Пскова.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV в. отец и сын Селиши, изборские охотники, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание, «яко от множества фимиама».

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли. По жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».

Из древнего местного предания известно, что в этом месте жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар.

Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой, основателем обители.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший разгром лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения. Только через полвека, при игумене Дорофее, обитель начинает возрождаться.

В 1521 г. монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х гг. XVI в., при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда «убогое место» пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, выкупали у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри Псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) – уступали первенство Псково-Печерской обители.

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого Ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом духовным и просветительским центром, но и мощной крепостью.

В 1581 году стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. Разгневанный король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма, куда тотчас устремился неприятельский отряд. Тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню – древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за пять месяцев осады неприятель более тридцати раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В начале XVII в. монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 г. Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили пять бастионов, у ворот поставили батарею. В 1703 г., благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонному значению Псково-Печерского монастыря.

В 1812 г. Русской земле вновь угрожал завоеватель. Наполеоновские войска заняли Полоцк, угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен Крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности.

В ХХ в. монастырю пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. По договору Псково-Печерская обитель была отнесена к Эстонии и оставалась в границах эстонского государства до 1940 г., что и спасло монастырь от разорения.

В первый год войны братия обители выбрала наместником игумена Павла (Горшкова). Благодаря избранной им линии поведения с оккупационным режимом удалось в основном сохранить святыни и братию обители. Отец Павел организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Однако после освобождения Печор отец Павел был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

В результате боевых действий подверглись разрушениям трапезная и братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Большой вклад в восстановление монастыря в послевоенные годы внес архимандрит Пимен, наместник обители с 1949 по 1954 гг., впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием (1959–1975 гг.).


Мирожская икона Божией Матери

Память 24 сентября

Мирожская икона написана по чину Оранты – «Молящейся». Пресвятой Богородице предстоят Псковские святые: справа – святой благоверный князь Довмонт-Тимофей, слева – его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Дмитриевна.

Явилась в 1198 году, будучи обретена на берегу реки Мирожи. Икона находилась в Мирожском монастыре.

Позднее на иконе были дописаны изображения святых князя Довмонта и его супруги. Есть предание, что по просьбе благоверного князя он был изображен с супругой, и, скорее всего, нимбов за их головами не было. Нимбы появились на иконе когда святые были канонизированы и благодарные псковичи написали их.

В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, 24 сентября 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия от этой иконы, как повествует древнее сказание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Икону торжественно перенесли тогда в Троицкий собор и перед ней совершались молебны и богослужения, люди прикладывались к иконе и получали исцеление и укрепление. После этого царь Иоанн Грозный увез чудотворный Мирожский образ из Пскова в Москву, а в монастыре остался список «мера в меру» – так называемая «Великая Панагия» из Спасо-Мирожского монастыря. Празднование знамения Мирожской иконы установлено в том же, 1567 году, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Пимена. Этой иконе была составлена особая служба, напечатанная в Минее 1666 года.

Первый список чудотворной иконы находился в Мирожском монастыре до 1920-х годов. Тогда монастырь был закрыт, а ценности и святыни были изъяты. Первый список «Мирожской Оранты» находился в Псковском музее-заповеднике, а для монастыря в 1998 году был написан еще один список.


Web-сайт Псковской и Великолукской епархии: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Люди церкви

Тарас Киящук: На первом месте – любовь к Богу

Впервые он задумался о вечности, когда на его руках умер морской пехотинец. И он пришел в храм. Вице-президент Благотворительного фонда ветеранов и инвалидов силовых структур «Омофор» Тарас Киящук – гость программы «Люди Церкви»

 
Уроки Православия

Подготовка к таинству Покаяния

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

Наверное, лучше узнать основы христианства хотели бы многие: и те, кто еще не принял таинства Крещения, и те, кто принял, но не понял этого таинства, и, конечно, те, кто живет церковной жизнью и желал бы соответствовать ей в большей степени.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс