Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В чем особенность православного монументального искусства, и нужны ли современной России памятники коммунистическим вождям?
Об этом в программе «Люди Церкви» – с членом-корреспондентом Академии художеств, доктором искусствоведения Юрием Савельевым. Ведущий – Олег Петров.
– Здравствуйте, Юрий Ростиславович. В какой момент жизни Вы поняли, что архитектура – Ваше призвание?
– На самом деле, это семейная традиция – моя мама архитектор, дед и прадед инженеры, так что занятие архитектурой вполне естественно. Но, наверное, у каждого творческого человека есть какой-то толчок к его будущей судьбе. Таким событием в моей жизни явилось посещение Новгорода Великого, когда я еще учился в школе. Я впервые увидел средневековые храмы этого города, и они настолько меня поразили, что это определило мою судьбу.
– А церковная жизнь была в Вашей семье изначально, или воцерковление Ваше произошло позже?
– Воцерковление мое произошло, к сожалению, позже, как и многих наших соотечественников. Хотя традиции нашей семьи, безусловно, церковные, поскольку отец моего прадеда – тамбовский священник Василий Яковлевич Колчев.
– «Власть и монумент» – одна из Ваших фундаментальных книг. Вы действительно считаете, что характер монументального искусства определяется типом власти в той или иной стране?
– Конечно; какова власть, таково и искусство. И история нашего Отечества говорит о том, что российская власть всегда уделяла внимание монументальному искусству. Императором, который в XIX веке особенно покровительствовал монументальному искусству, был наш царь-миротворец Александр III. Именно в его царствование сооружено самое большое количество памятников.
– В каждую эпоху есть свои монументальные памятники. Но в одну эпоху их очень много, в другую – очень мало. В одну эпоху они исполинские, масштабные, в другую – менее монументальные. С точки зрения искусствоведа, историка архитектуры, от чего это зависит – от тщеславия правителя, от отношения человека к Богу?
– Сложный вопрос, поскольку качество искусства не зависит от монументальности. Скажем, в веке ХХ изумительные произведения искусства создавались в малых формах, поскольку монументальное искусство скорее относилось к области пропаганды, чем истинного искусства. Если говорить о XIX столетии, то в России монументальное искусство, в частности памятники, императорские монументы были гораздо более скромными, чем в других европейских странах. Например, по сравнению с Германией, которая с 1871 года обрела статус империи. Была некоторая соревновательность между Российской империей и молодой Германской. Я думаю, что Александр III осознавал эту соревновательность и сознательно стремился, чтобы в России также создавались очень интересные с художественной точки зрения произведения. Если говорить о монументальности, то она может быть присуща как светскому искусству, так и, безусловно, церковному. И в церковном искусстве это зависит от глубины веры.
– Почему именно при Александре III происходит расцвет монументального искусства?
– Это был император, который сознательно сделал ставку на развитие национальных талантов. Именно в эту эпоху сформировалась когорта выдающихся национальных русских скульпторов, чьи ученики работали уже в ХХ веке. Я имею в виду, прежде всего, школу Пименова, школу Микешина, такие имена, как Опекушин, Чижов, Лаверецкий.
– Каково Ваше отношение как искусствоведа и человека верующего к таким изображениям Спасителя, как скульптура Христа в Рио-де-Жанейро? Я знаю, это католическая традиция. Но, с точки зрения православного христианина, этично ли ставить такие скульптуры, как и памятники императорам?
– В старой России, когда проходили мимо статуи, скажем, царя Миротворца, люди крестились. Потому что в России фигура царя – это олицетворение власти от Господа, и русский император, русский царь – защитник веры. Концепция власти в России несколько иная, чем в Западной Европе, и в моей книге я попытался это показать. Скажем, в области церковного монумента нашла воплощение идущая от Византии идея царя – помазанника Божия. В Западной Европе образ императора носил более светский характер.
Что касается скульптуры Спасителя в Рио-де-Жанейро, это христианская традиция, которая присутствует и во всех европейских странах. Во Франции, например, многие храмы именно в XIX веке увенчивались скульптурным изображением Богоматери. И когда фигура Божией Матери со Спасителем возвышается над городом, безусловно, это символ веры, символ Божественного покровительства этому городу.
– В России такие скульптуры не ставят на улице. Почему эта традиция не прижилась?
– Здесь причины еще очень древние и глубокие. Очень отличаются византийское понимание церковного искусства как более плоскостного, более духовного, и европейское – как более скульптурного, более рельефного. В этом смысле католическое восприятие мира, если можно так сказать, более материально, чем восточноевропейское, чем православное, которое духовно близко к византийской традиции. И, конечно, для нас сооружение храма значит гораздо больше, чем любого изваяния.
– Одна из Ваших книг называется «Византийский стиль в архитектуре и в России». Как проявился этот стиль в русской церковной архитектуре?
– Это первая публикация, которая позволила представить византийский стиль в русской, прежде всего церковной, архитектуре. Мы приняли христианство в его восточной, византийской модели, в модели, более близкой к первоисточнику. Все-таки даже в те годы западная Католическая Церковь несколько по-иному трактовала многие особенности христианской веры, которые выражались в искусстве.
– Но как же так, Юрий Ростиславович, с одной стороны, Вы сказали, что как раз в эпоху Александра III был бум монументального искусства, в России стали появляться памятники именно государственным деятелям. А в книге Вы пишите, что именно в эту эпоху церковное искусство, церковная архитектура бурно развивается. Получается, что одновременно в Российской империи развивались два монументальных направления: одно светское, государственное, а другое церковное.
– В этом нет противоречия, потому что византийская традиция состоит в симфонии властей светской, покровительствующей Православию, и церковной. Более того, это имело и зримое воплощение, когда монументы императорам сооружались не только на центральных площадях городов, но и подле православных соборов. И в этом тоже была византийская традиция, поскольку памятники императорам Византии в Константинополе, например, сооружались возле храмов. Можно вспомнить знаменитый памятник императору Юстиниану, который стоял около храма Софии, Премудрости Божией, главного храма Европы, когда Византия была столицей православной Европы.
– В наше время монументальное искусство пока никак не отражает современных реалий – не ставят же памятники государственным вождям.
– А я с вами не соглашусь. Я считаю, что искусство наших дней очень точно отражает ситуацию в целом в нашем обществе. Посмотрите на то, что сооружается на площадях наших городов, – на художественные качества памятников и монументальной скульптуры, которые возникают в наших городах.
– Но ведь губернаторам и президенту памятники точно не ставят…
– Для меня в значительной степени важно качество художественных произведений, и если будет поставлен выдающийся по своим художественным качествам памятник кому-либо из наших губернаторов, ничего плохого в этом не будет, главное, чтобы человек был достойный.
– Юрий Ростиславович, как Вы, человек церковный, считаете, нужны ли подобные памятники, пусть даже высокохудожественные, в России сейчас – нужны ли нам памятники Кирову, Ленину, которые есть еще во многих городах? Нам нужен Мавзолей – тоже памятник?
– Мавзолей объявлен памятником, как и многие здания советской эпохи. Я думаю, что, с церковной точки зрения, Красная площадь – святое место для русского человека. И, наверное, в будущем ансамбль Красной площади изменится, но для этого нужна политическая воля.
Что касается сегодняшних тенденций, то, безусловно, требуют восстановления памятники высокого художественного качества, потому что в XIX веке это были единственные произведения монументального искусства, появившиеся в те годы.
В значительной степени программа, которая была связана с возведением памятников Ленину в ХХ веке, строилась на полном отрицании программы века XIX – в дореволюционные годы в России было поставлено около двух тысяч памятников императорам, в основном Александру II. И чтобы предать забвению дореволюционную программу, была осуществлена программа возведения памятников Ленину.
В 2013 году исполняется 400-летие царствования Дома Романовых, и вы прекрасно помните обелиск, который стоит в Александровском саду, обелиск, который был построен в честь 300-летия Дома Романовых. Я думаю, что лучшим подарком к 400-летию было бы восстановление этого обелиска.
Ну, и, наверное, лучшим памятником для православного христианина, может быть, на Красной площади был бы памятник поверженному тщеславию, такой собирательный образ смирения человеческого.
– Спасибо за участие в нашей программе, пусть Бог поможет Вам в Ваших научных трудах.
– Благодарю вас.
Беседа с клириком Успенского кафедрального собора города Коломны протоиереем Игорем Тарасовым в эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Александр Сергиенко. Наш гость – клирик Успенского кафедрального собора города Коломны протоиерей Игорь Тарасов.
В этом году православный мир отмечает особенную годовщину – 20 лет возрождения Православной Церкви на Российской земле. За два десятилетия восстановлены тысячи храмов, сотни монастырей, открыты учебные заведения, социальные центры, больницы, школы для детей и взрослых.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.