Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с клириком Успенского кафедрального собора города Коломны протоиереем Игорем Тарасовым в эфире телеканала «Союз»
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Александр Сергиенко. Наш гость – клирик Успенского кафедрального собора города Коломны протоиерей Игорь Тарасов. Тема беседы – духовный кризис подростков. Священников беспокоит, что дети переходного возраста в православных семьях в силу разных обстоятельств уходят из Церкви в прямом и переносном смысле. И возвращаются только тогда, когда уже начались какие-то проблемы, может быть, годам к тридцати. Попытаемся разобраться, с чем это связано и можно ли этого избежать.
Глубже воцерковление – меньше проблем
– Да, такая проблема существует: сейчас духовные процессы обострились, молодежь подвергается очень сильному влиянию мира, лежащего во зле. Думаю, проблема здесь, собственно, в глубине воцерковления наших детей. Обычно, если ребенок был воцерковлен в раннем детстве, участие в таинствах, Причащение оставляют в его душе неизгладимый след, и во многих случаях в сознательном возрасте такой человек в Церковь возвращается.
Но мы должны понимать, что сам по себе духовный кризис подростков обусловлен переходным возрастом. Это период некоей ломки молодой личности, когда вчерашний ребенок начинает чувствовать себя личностью, начинается в нем очень серьезный пересмотр мировоззрения, его отношений с ближними, к школе, к Церкви. Конечно, очень большую роль здесь играют отношенияе с родителями, со священником, если духовник есть уже у ребенка. Огромное влияние оказывают окружение ребенка в школе, его товарищи и то, что он смотрит и слушает. И все мирское, разумеется, раскачивает ситуацию, привлекая к соблазнам мира, которые для него только открываются: он начинает воспринимать их для себя доступными не с разрешения родителей, как это раньше было.
– Ведь могут же быть разные ситуации? Прежде всего – отношение родителей. Одни сами водили ребенка в церковь, не препятствовали ему посещать воскресную школу, но не вели себя как деспоты. Другие родители были категоричны в своих требованиях и всегда формировали определенный образ жизни ребенка рядом с Церковью. Все ли дети в переходный период столкнутся с одной и той же проблемой?
– С проблемой столкнутся, наверное, все дети, но как они преодолеют переходный возраст, зависит от того, насколько они воцерковлены. Неважно, родители ли их водили, или сами они ходили, тут конечный результат важен, чтобы пребывание ребенка в Церкви привело его к глубокому воцерковлению. А если ребенок ходил в церковь просто по послушанию, но так ничего и не понял в церкви и в духовной жизни, его не коснулась благодать Духа Святого (бывает, к сожалению, такое), в этом случае протекает все гораздо острее.
Если родители, которые сейчас еще в колыбельке качают своего ребеночка, хотят, чтобы он к 11-12 годам остался православным христианином, им здесь совет один: стараться воцерковлять его по-настоящему. Это, конечно, зависит от многих факторов, но прежде всего – от примера родителей. Поэтому то, как воцерковлены сами родители, как соответствует вере их домашняя, служебная и вся остальная жизнь вне Церкви – это будет определять, как воцерковится ребенок. Конечно, очень важно не отдавать ребенка просто в церковь, думая, что там его всему научат, а обязательно вместе с ним проходить всю азбуку духовной жизни: как бы священники или преподаватели воскресной школы ни старались, все-таки самыми близкими людьми остаются родители.
– Но вот наступил кризис. Хотелось бы понять, что подростка заставляет уйти из Церкви.
– Когда начинаются шатания и отказы ходить в церковь, нужно понять, что этот период у ребенка не прихоть. Не надо его ругать. В нем происходит болезненная перестройка, и ее надо понимать и относиться снисходительно.
Очень важно не потерять контакта родителей с детьми. Разумеется, не нужно и потворствовать, напротив, следует показывать, что его мнение неправильное, искаженное, вместе с ним попытаться осознать неправильность этого, но где-то пойти на снисхождение и какие-то моменты даже попустить. Например, нежелание ребенка ходить в церковь не может быть устранено какими-то насильственными методами. Другое дело, когда появляются иные причины нежелания ходить в храм: может, его товарищи перестали ходить, и он поэтому не ходит – обязательно нужно выяснить причины, почему он не ходит, должен быть очень плотный контакт с ребенком. И тогда уже смотреть, на какие пойти компромиссы, не допуская духовного разрыва ребенка с родителями.
Нужно набраться терпения
– Есть звонок – Московская область на связи.
– У меня есть подруга, ей 18 лет, она с восьми лет в церковь ходит. Но два года назад, когда ее мать пожаловалась на дочку, ее попросили уйти из певчих в церкви. И сейчас она не верит в Бога. Мне пришлось ее убеждать, говорить, что Бог ее накажет, я еще на себя взял грех, ударив ее. Сейчас у нее на душе накопилась такая обида на Церковь, на меня, мы поругались и больше не общаемся. Как помочь и как в такой ситуации мне быть?
– Во-первых, вам нужно попросить у нее прощения – ударив ее, вы поступили неправильно, и восстановить отношения. Все не так безнадежно – когда человек молодой порой считает, что в Бога не верит, это он так чувствует в данный момент, так его захлестнули страсти, может быть, приверженность к миру. А может быть, воцерковление ее было неглубокое, то есть не почувствовала девушка Бога душой своей, и когда пришел переходный возраст, она и подумала, что больше в Бога не верит. Сейчас надо просто общаться с ней на духовные темы и показывать ей пример духовной жизни. Свой пример, прежде всего – если вы ведете себя с ней совершенно не по-христиански, не по-мужски, то это не пример действенной веры. Она смотрит на вас и говорит: «Какой же это христианин, если он позволяет себе ударить девушку?». Это антиагитация просто!
Так и родителям, чьи дети заявляют, что не верят в Бога, нужно набраться терпения. Ребенку так кажется сейчас, но если он до этого имел какой-то опыт духовный, опыт воцерковления, вера в глубине души его есть; ее просто захлестнули страсти, греховные устремления этого мира, и нужно иметь терпение, чтобы расчищать и устранять эти завалы, дойти до глубинных свойств души, до совести. Говорить уже больше не о Божественных вещах, не о церковных, а о касающихся жизни моральной, нравственной, напрямую связанной, конечно же, с христианскими ценностями.
– Следующий звонок – из Нижнего Новгорода.
– Батюшка, меня моя крестница поставила в тупик, ей 13. Она говорит, что верит в Бога, а в Церковь не верит. Спрашиваю, почему? Она отвечает: «А почему в Церкви отпевание стоит пять тысяч рублей – если нет таких денег, значит неотпетый человек не унаследует Царствия Божия?». Как бы Вы ответили на этот вопрос?
– Дело в том, что многие дети и подростки говорят, что верят в Бога, но Церковь подвергают критике, в том числе и из-за денег, которые взимаются за требы и платят прихожане. Конечно, в Церкви есть много недостатков, потому что Церковь – это сообщество грешных людей, пришедших молиться и служить. Так что можно ответить просто: «Если у тебя есть грехи, значит, они есть и у священников; если мы позволяем себе какие-то прегрешения, то почему мы должны требовать от священника святой жизни? Нет основания для требования такого». Ответы найти очень легко. И по стоимости треб – ведь Церковь должна себя содержать, поэтому она назначает какие-то границы пожертвований за совершаемые требы, записки и так далее.
Я хотел бы сказать об одной из причин, почему подросток теряет веру в искренность Церкви, теряет веру в Бога. Ведь он живет в мире, который оказывает на него очень большое влияние. Если мы хотим уменьшить глубину кризиса, мы должны, по возможности, оградить подростка от негативного влияния, которое на него оказывает сегодняшний мир. Когда телевизор дома работает каждый день, мы сами закладываем бомбу, которая потом взорвется обязательно. Потому что телевизор сегодня вносит в душу сумятицу, соблазняет на грех несформировавшуюся еще душу ребенка, развращает его, наполняет всевозможными соблазнами, какие только есть в мире, предлагая их очень ярко, очень сочно. Ребенок очень глубоко погрузится в кризис, если он воспитывался и возрастал под влиянием телевизора, компьютера, некоторых книг и журналов, которые читают наши дети. Поэтому здравомыслящие родители убирают телевизор из своего дома, устраняют этот канал погубления душ детей своих, не покупают им компьютеров, несмотря на то, что они у всех есть, и навороченных телефонов, через которые тоже вся мерзость льется в души детей и даже подсаживает их на какие-то общения в социальных сетях. Купите простой телефон, которого достаточно для связи с ребенком в любое время, и все, без всяких наворотов, без всяких игр и возможности выхода в интернет: это самая страшная сейчас клоака, которая очень легко достигает души неоперившегося и не понимающего разницы между добром и злом подростка.
Кроме того, дурно влияет праздность, которой, к сожалению, предаются очень многие наши молодые люди, когда за них все родители делают, всем их обеспечивают, ничего от них не требуют, и они от безделья занимаются всякой ерундой. Значит, это свободное время надо занять, надо найти дела, чтобы вместе с подростком их делать – очень трудно просто заставить ребенка что-то делать. Отвести его в какой-то кружок, секцию? Может быть, это и хорошо, но это требует очень серьезного участия родителей. Дети, пока их родители зарабатывают для них деньги, предоставлены этому миру, который через множество путей пытается их осквернить, растлить.
– Батюшка, послушаем звонок – Саров на связи.
– Может ли священник стать примером для подростка в кризисное для него время?
– Безусловно. Но тогда можно предложить поискать достойных священников для вашего чада, чтобы духовником его был, на ваш взгляд, достойный священник, который своим примером мог бы помочь ему преодолеть кризис. Но все-таки, я думаю, если бы наши святые праведные отцы увидели состояние нынешнего мира, нашего государства, они бы очень сильно возвысили голос свой против того, что делает с нашими детьми именно государство. Конечно, и у Церкви есть проблемы, но растлевающее и оскверняющее души наших детей влияние мира – это все-таки вина государства. Поэтому я настаиваю: очень важно ограждать ребенка от того влияния, которое целенаправленно оказывает на него наше государство.
– Как быть одиноким матерям или одиноким отцам?
– Сразу нужно понять, что в большинстве случаев матери и отцы одинокими становятся отчасти по своей вине. Когда начинаешь разбираться, то оказывается, что дело в нашей гордыне, в неправильном, совершенно нехристианском устроении семьи без Венчания, как правило, на совсем не христианских принципах. Такая семья разваливается, и мы оказываемся перед вопросом, как же воспитывать ребенка одному супругу, чаще всего матери. Поэтому здесь прежде всего нужно покаяние, а уж если это случилось, то должна быть еще большая любовь. Истинная, жертвенная любовь матери может восполнить многое, чего не хватает в семье, в том числе и материальные недостатки. Поэтому нужно любить своего ребенка, заботиться о нем, жить с ним одной жизнью – наверное, такой совет матери можно дать. Тогда воспитание даже в неполной семье может быть самодостаточным, вполне достойный человек и христианин может вырасти в такой семье.
Компьютер в доме – это зло
– Говоря об ограничениях, хочется остановиться на компьютере, без которого сейчас тяжело учиться.
– Это обманка – ею пользуются вредоносные силы, которые и губят наших детей. Чтобы учиться, а это сейчас навязывают даже в начальной школе, почти заставляют покупать компьютер. Это можно все очень легко обойти, сказав, что у вас нет компьютера и вы не собираетесь его приобретать. Думаю, что без ущерба для образования это можно сделать и купить компьютер только в 11-м классе, перед тем, как подросток будет выходить во взрослую самостоятельную жизнь. Он быстро все освоит, догонит сверстников, и ему совсем не нужно будет в компьютере сидеть десять лет, чтобы научиться пользоваться им. Тем более что большинство детей, которые сидят за компьютером с ранних лет, в нем совершенно ничего не понимают, ничего не знают кроме игр и социальной сети. А вред компьютер приносит большой, об этом говорят и педагоги, и психологи. И интеллект снижается, и сужается круг интересов, гаснет личность человека, это совершенно дьявольское действие, подавляющее личность человека.
– Есть звонок из Омска.
– Мне сейчас 14 лет. И я разделяюсь между тремя вариантами: полностью стать церковным человеком и отдать жизнь служению Церкви, но к этому меня не очень сильно тянет. Второй вариант – отдаться Церкви и семье. А третий – ходить в церковь и изучать русскую литературу и культуру и примерно отдаваться семье. Что Вы посоветуете, батюшка?
– Замечательно, что человек в 14 лет об этом думает, это уже основание, чтобы, по большому счету, не беспокоиться о его судьбе. А на вопрос отвечу так: считаю, что в этом возрасте становиться церковным человеком (наверное, он имеет в виду поступление в семинарию в недалеком будущем), может быть, не очень правильно. Мне кажется, что надо идти по пути мирской православной жизни, определившись в жизни сначала, создав семью, а потом уже думать о церковном служении.
– А может ли действенно привлечь ребенка в храм проведение в нем каких-то специальных мероприятий для подростков?
– Конечно, очень эффективно пойти по пути интересов ребенка, предложить ему некие занятия, дела именно в церкви. Это и летний отдых, который должен быть не просто интересным, но и духовно полезным. Это и военно-патриотические клубы, которые гораздо более глубоко позволяют не только общаться с ребенком наставникам, священнику, но и воздействовать на подростка допризывного возраста через примеры героических подвигов наших предков, через духовную основу воинского подвига. Может быть, не все хотят служить в армии, но защита Родины и защита своих близких – это все-таки понятие неизбывное для каждого подростка, становящегося мужчиной. Поэтому здесь очень много можно сделать.
Внимание, внимание и еще раз внимание
– Отличается ли духовный кризис у мальчиков и девочек?
– По своей форме – конечно, и даже по времени наступления, это связано с переходным возрастом, который у девочек в связи с более быстрым взрослением наступает раньше. Но все причины кризиса, определяющие его глубину, одинаковы: этот возраст совпадает с половым созреванием, и все эти вопросы очень важны. И очень важно оградить от соблазнов, насаждаемых молодежными СМИ, одинаково растлевающими и мальчиков, и девочек. Здесь особенности какие? Конечно, с девочкой должна больше работать мама, а для мальчика гораздо важнее, конечно, влияние отца.
– Опять же мы приходим к тому, что разрешение духовного кризиса детей зависит и от родителей.
– Конечно. Хотя кризис все равно неизбежен, его протекание зависит все-таки от того, насколько родители любят своих детей, насколько любовь эта действенна, насколько родители, сами православные люди, живут ради спасения души своей и детей своих, насколько они правильно понимают свой родительский долг. Эти вопросы очень часто даже в среде православных искажаются.
Господь дает детей, чтобы мы их привели к вечному спасению, к вечной жизни. Первая задача родителей – спасение души ребенка, приведение его к православной взрослой жизни, этому должны быть посвящены основное время, внимание и усилия родителей, а не тому, чтобы его как-то особенно одеть, чтобы у него, как у всех, все было. И если православные родители именно на этом сосредоточены, Господь их вразумит, и они сделают все как нужно.
Мы все любим своих детей, но должны всегда помнить, что любовь только тогда действенна, когда она жертвенна. Только жертвенная любовь может быть ограждением от соблазнов и опасностей, которые подстерегают наших детей в переходном возрасте. Поэтому я вас всех призываю к этой жертвенной любви к нашим детям. Храни вас всех Господь.
В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь». В студии телеканала «Союз» в Екатеринбурге – епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. С Владыкой беседует игумен Димитрий (Байбаков)
В чем особенность православного монументального искусства, и нужны ли современной России памятники коммунистическим вождям? Об этом в программе «Люди Церкви» – с членом-корреспондентом Академии художеств, доктором искусствоведения Юрием Савельевым.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.