Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (652) → Рукой художника водит Господь

Рукой художника водит Господь

№43 (652) / 14 ноября ‘11

Андрей Полушин Творчество

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Программу «Мысли о прекрасном» ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко. В его мастерской – замечательный гость, представитель петербургского сообщества художников Юрий Анатольевич Федоров, мастер, изготавливающий и изучающий православные кресты.


 

– Юрий Анатольевич, уже более тридцати лет Вы изучаете историю создания и производства православных крестов. Я не случайно сказал, что Вы представитель именно питерской художественной среды, есть у нее одна особенность: проникать в самую суть вещей, в глубину вопроса. Вы не просто делаете кресты, такие мастера есть, и их довольно много – они штампуют и даже делают вручную ювелирные крестики. То, чем Вы занимаетесь, скорее, на грани исследовательской, научной работы; я бы даже сказал, судя по Вашему жизненному пути, это подвижничество. Вы в наше время создаете такие формы мелкой пластики, как это делалось при Алексее Михайловиче, как это делалась при царях великих, при князьях в те века. Как это может быть?

– Я в полной мере не уверен, делаю ли я так же. Но, действительно, сегодня есть огромное желание вернуть то, что мы потеряли. Россия – страна кладов, у нас зарыты невероятные богатства. И, слава Богу, сейчас есть возможность заниматься этим открыто. Когда я занимался церковным искусством при советской власти, это было весьма сложно. Сейчас все утерянное надо постараться вернуть. Я, пользуясь обновленными материалами и технологиями, словно перевожу с древнего языка на современный, при этом сохраняя все самое важное и ценное. И это, конечно, невозможно делать без исследований.

– Каждая эпоха, каждый народ давали свой, так сказать, образ креста. Вы что-то берете из одной эпохи, что-то из другой. Это может перемешиваться, но это не прямой повтор?

– Нет, конечно, это не прямой повтор. Я обязательно учитываю, что живу сегодня и делаю вещи, имеющие в том числе и утилитарное значение. Я такой же православный человек, как и те, для кого я делаю кресты, поэтому делаю их, как для себя. Это принцип любого служения, – каждому дан свой дар в Церкви, каждый служит этим даром другим.

Церковное искусство при всем своем многообразии традиционно, и что интересно, так это его динамика развития. Чем выше духовный уровень мастера и времени, в которое он творил, тем выше уровень творчества. Когда в Церкви происходил духовный подъем, он рождал буквально всплеск искусства, творчества. Появлялись очень смелые и верные решения. А когда происходил спад, то Церковь невольно занималась тем, что консервировала уже имеющееся. И вот сегодня я вижу большую опасность. Мы очень много говорим о духовном подъеме, но далеко не всегда имеем право на какие-то очень смелые решения.

– Люди, смотря на Ваши изделия, говорят: «Если у тебя нет этого огня, все – ничего не выйдет». А как гореть, если этого огня нет?

– Молиться, просить, потому что сегодня мы разучились просить. И в любой области, если человек что-то любит, он просто начинает преображаться. Он просит, с ним происходят какие-то чудеса, и он становится другим человеком. Только нужно понять, что Господь дает на это силы, в творчестве – если мы горим, то и произведения такие выходят. Но это не наша заслуга, это заслуга Бога.

– Ваша книга «Образ креста» стала чуть ли не настольной книгой для многих священников.

– Особенно я бы рекомендовал ее художникам церковным. В Православии есть вещи, которые нельзя высказать, всегда присутствует тайна. И Православие не доказуется, но показуется. Я всегда боялся ввести в соблазн современного человека, потому что сегодня все стремятся узнать рецепты правильности, чтобы разделить совершенно четко, что канонично, а что нет. Но это невозможно. Что для одного человека, как говорится, грех, для другого – святость.

– Когда ты работаешь один на один с произведением художника, жившего несколько сотен лет назад, неизбежно начинаешь чувствовать, как он, и проживать какие-то вещи, которые проживал он. Поэтому я уверен, что Вы чувствуете или Вам кажется, что чувствуете, гораздо больше. Пожалуйста, расскажите о крестах.

– Этот разговор может быть долгим. Скажем, крест – это старинный типичный символ, он существовал и до христианства. Христианство ничего не изобретало, Христос ничего не изобретал, просто с Его приходом все, что было, освятилось и преобразилось. У разных народов этот древний символ обозначал Землю, прежде всего, у древних народов кресты были связаны с Солнцем.

– Через Крест произошла крестная смерть и Воскресение Христа, и это преобразило весь мир. Поэтому и крест преобразился полностью – из предмета пытки, унизительной казни, он стал предметом животворящим.

– Изображение креста мы приняли непосредственно из Византии, хотя крест славянам был знаком уже давно, имелось много видов крестов, изображения которых сейчас можно увидеть в любом художественном музее. Но основные типы нательных крестов были восприняты из Византии, в дальнейшем они на русской почве видоизменялись. Надо сказать, что Русь очень органично восприняла крест, пожалуй, я бы сказал, что крест на Руси получил наибольшее развитие. Именно в Русской Церкви при Крещении давался крест в обязательном порядке. Это закреплено в канонах Русской Церкви, и не во всех Церквах есть такие каноны.

– Какая эпоха русской истории дала наиболее интересные, наиболее сложные кресты?

– Сначала это были заимствованные византийские образцы XI-XII века. Есть такое разделение: домонгольский период и послемонгольский период. Очень интересен период XIV-XVI веков. С развитием иконографии появилось очень много иконографических крестов, и в обществе их даже называли иконами. Хотя это были именно кресты. Есть замечательные слова святителя Игнатия (Брянчанинова), они относятся, конечно, к Кресту Господнему, но их также можно распространить вообще на образ креста: «Крест есть истинное и единственное хранилище и престол истинного богословия. Вне креста нет живого познания Христа».

Крест лежит в основе многих иконографических композиций, в основе храмов, в основе всего мироздания. И на кресте иконографическая композиция, я бы сказал, начинает кристаллизоваться, приобретает дополнительный смысл, потому что каждая часть креста имеет свое значение. Вертикаль – Небесное, горизонталь – земное, центр – это всегда место Христа. Это принадлежит всем мирам. И я в своей книге пытался помочь людям научиться читать кресты, но я боялся однозначности, потому что символы всегда очень многозначны. И не страшно, что один и тот же символ может одновременно говорить и об одном, и о другом. Потому что это вообще символ Вселенной, космический символ. Пока дух силен, получаются абсолютно православные кресты, главное – почувствовать этот православный дух.

– Юрий Анатольевич, скажите пару слов о процветших, «проросших» крестах.

– Это основное из символических значений креста, потому что крест образовал древо жизни, насажденное в раю.

– А как это отражается в ювелирном искусстве?

– В разные периоды разными способами. Начиная с древних периодов, кресты, как мы знаем, разветвлялись снизу, начиналось цветение. В дальнейшем могли начинать расцветать каким-то образом концы балок креста. Дальше это могло быть нанесение на крест орнамента той или иной формы. Но всегда эта символика, древо жизни, присутствовало. Так называемые капли или слезки на концах балок, на мой взгляд, прообразовали, прежде всего, бутоны, готовые распуститься. Хотя ничто не мешает воспринимать их как капли Крови, падающие с Креста.

– Тема крестов разнообразна и сложна, а есть ли в ней какие-то темы, которых еще не касалась Ваша рука?

– Наверное, есть, потому что нельзя сказать, что я всего коснулся и все узнал. Мой сегодняшний опыт показывает, что все время открываешь что-то новое для себя. С годами все интереснее становятся более древние кресты: хотя они изначально казались просто примитивными, сейчас вдруг начинает какой-то смысл открываться. Поэтому основные задачи, которые я ставлю для себя, – это сохранить вот эту особенность, бороться именно за дух, за принципы ручного труда. Потому что если мы от них все дальше уходим, у нас даже возможности не появляется благодать стяжать.

– В конце нашей беседы хочу спросить, было ли в Вашей жизни чудо?

– Вся жизнь есть сплошное чудо. И мне как православному человеку чудеса для укрепления веры не нужны. Вся жизнь и весь творческий процесс – это чудо, и я не перестаю этому удивляться.

– Для меня, например, чудо, что Вы, физик, стали православным художником.

– Наверное, это чудо, но, с другой стороны, сейчас я не вижу вообще ничего другого, и для меня это совершенно естественно. И, кстати, все, чем я в жизни занимался, все, что со мной происходило: и учеба в институте, и служба в армии в Воздушно-десантных войсках, все в свое время приносит определенную пользу. Оно все составляет необходимый багаж, и обо всем я вспоминаю с благодарностью.

– Разрешите пожелать Вам Божией помощи в Вашей замечательной работе и творческой жизни.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Мысли о прекрасном»: понедельник 00.00, 10.30, вторник 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)
 
Крещеный мир

Лазурный берег Православия

Андрей Полушин

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Французское побережье Лигурийского моря называют Французской Ривьерой, другое его название – Лазурный берег. Русские облюбовали эти места задолго до революции 1917 года, горный воздух в сочетании с морским  считался полезным, и сюда приезжали лечиться от туберкулеза.

 
Епархия

Читинская и Краснокаменская епархия

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий Дата рождения: 1 ноября 1951 г.  Дата хиротонии: 30 января 2000 г. День ангела: 3 октября Родился в с. Калтасы, Башкирия. В 1974 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, затем – в МДА

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс