Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
- Всетворец Господь снабдил всякое животное и всякое растение стремлением или способностию к самовоспроизведению и саморазвитию или развитию из себя и с органами для самовоспроизведения и саморазвития; таков дар Творца твари, – ибо тварь, по повелению Творца растится и множится, как бы сама себя творит по данным ей от Творца законам. Этот дар особенно велик и важен по последствиям своим в человеке, или в роде человеческом: потому что человек есть нравственно-разумное и в то же время физическое существо по своему органическому телу, и есть существо по образу Божию (быв в начале и по подобию), который исказил; он обладает, по воле Божией, способностию детотворения, как и животные, – детотворения подобных себе существ разумно-словесных, со свободною волею и по душе бессмертных <...>. Как велик, драгоценен и свят этот дар чадотворения и как свято надо употреблять его! Но как им злоупотребляет род христианский, как помыкает этим даром, как оскверняет его своими страстями и законопреступными действиями без святого союза, или и – в союзе супружеском! Сколько растлений, сколько неверности супругов, сколько расторжений, оставлений одного супруга другим, и оставлений на произвол детей, коих они произвели на свет! Таким образом, великий дар Творца, данный для жизни, делается орудием или поводом к смерти и вечному мучению – поводом к раздражению Творца тварию, к дерзкому и легкомысленному нарушению Его заветов, благости и жизни. Одумайтесь, христиане, и не прогневляйте Бога.
- Обаянные прелестью диавольскою, люди ругаются над дверью жизни, которою они сами вступили в мир сей по милости Жизнодавца Бога, Который дал законы о браке, и обращают ее в предмет постыдного удовольствия. Где же ум у именующих себя разумными? Как бы не рассудить им, что люди не то, что животные неразумные, что они обязаны свободным повиновением воле Бога – Творца Своего, что жены, которым дал Бог эту дверь, не имеют сами права над ней, как не имели же права сами войти в утробу матери своей и родиться, как не могли создать себя сами с известными органами. Начальник их жизненной двери есть Творец Господь, Жизнь всех, и по Его-то всезиждущей воле после брачного благословения должен быть ввергаем в дверь жизни начаток человека (зачатие). Равно и мужчины, заключающие в чреслах своих семя человеческое (Левий во чреслах отчиих бяше (Евр. 7, 9-10)), как не сами сотворили это семя (кто от нас может волос белым или черным сотворити (Ср.: Мф. 5, 36), или приложити возрасту своему локоть един: ни мала что можем сотворити (Мф. 6, 27), тем более семени человеческого – основания будущего человека, подобного себе). Так не сами же, самопроизвольно и могут расточать это семя, а по указанию и законам Того, Кто вложил в них это семя. – Все, лукаво и нечисто взирающие сердцем на дверь жизни, да ведают, Кто прошел сквозь Девическую дверь жизни затворенную нагой во входе и Плотоносец во исходе. Это – Начальник жизни нашей, премудрый Творец человеков – со всеми их органами. Для чего же Он прошел чресла наг и явился во исходе Плотоносцем! Чтобы нас избавить от греховного растления, чтобы в Своей плоти показать нам пример победы над плотию. Горе будет от Него тому, кто ругается бессмысленно и нагло над дверью жизни: он не увидит жизни и примет погибель – муку вечную от лица Господня. Ни блудники, ни прелюбодее Царства Божия не наследят (ср.: 1 Кор. 6, 9-10).
- Горе вам, прелюбодеи и прелюбодеицы! Прелюбодеица! Ты сушишь мужа; ночей он не спит; работа из рук валится; пища в гортань не идет; – горькую пьет он из-за твоего распутства. Прелюбодей! Ты разлучаешь мужа с женою, которых Бог сочетал; ты мужа убиваешь; жену его держишь в постоянном грехе. О, суд без милости (Иак. 2, 13) будет тебе от Владыки и Судии всех! Не знаю, чем ты можешь загладить вину свою. О человек – хуже хищного зверя! О человек, подобный диаволу! Прелюбодеи Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9, 10).
- Блудник, прелюбодей! Что вы делаете? Как вы смеете сквернить члены Христовы? Ты христианин? Ты знаешь, веруешь от всего сердца, что Сын Божий принял твою природу и сделался совершенным Человеком и освятил всю природу, все члены наши, – чтоб мы все жили свято и свято, по Закону Божию употребляли свои члены: как же ты смеешь их сквернить (см.: 1 Кор. 6, 15)? Ты, блудница и прелюбодеица, разве не знаешь, на какую степень чистоты возвышена женская природа Приснодевою Богородицею, – между прочим, в пример всем женам, чтобы они свято жили в этом мире и соблюдали непорочным свое тело? Как же ты смеешь сквернить свои члены, христианская женщина, скажи мне? Ты, дева, нарушившая и сквернящая свое девство, свое тело, – скажи, как ты сквернишь свое тело, тело, которое должно благоухать целомудрием и чистотою? Христианская дева, скажи мне, как ты смеешь это делать? Бываешь ли ты в церкви? – Если бываешь, то ты слышишь за каждою службою Похвалу Божией Матери: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу... – чрез эту Похвалу Божией Матери тебе дается наставление, как ты должна вести саму себя, с какою чистотою, святостию: ибо по мере своей мы все должны подражать Ей в чистоте, кротости и смирении. А о святых мученицах или мироносицах, преподобных женах разве не слышишь? Видишь, в твоем естестве как они жили и как угодили Богу! Подражай им, если высок для тебя пример Преблагословенной, Препрославленной Матери Божией. А нечистоту свою с сего же дня и часа оставь. Христиан ожидает тем тягчайший суд, чем они больше имели благодатных пособий жить целомудренно и праведно и свято.
- О! Как я изображу состояние пьяниц и прелюбодеев, застигнутых смертию без покаяния! <...> Тогда он [прелюбодей] увидит, что сквернил уды Христовы и творил их уды блудничи (ср.: 1 Кор. 6, 15); что он растлил храм Божий (ср.: 1 Кор. 3, 17), о коем он думал как о полной своей собственности, которою он может распоряжаться по произволу. Тогда он увидит, как нелепы были все его извинения, которые он представлял в некоторое оправдание своих постыдных дел сладострастия, тогда проклянет он, но напрасно, товарищей своего разврата, лица, с которыми сквернился, места, в которых сквернился; захотел бы уничтожить грех свой, изгладить память об нем; пожелал бы, чтобы не воспомянулись никогда те лица, с которыми он развратился, чтоб исчезли места, в которых он предавался пороку, – напрасно: ужасающие образы греха будут носиться пред его душою постоянно, будут преследовать и терзать его.
- Блудник, прелюбодей, малакий, мужеложник – не разливайтесь в блуде. Теперь сладки вам мерзкие дела ваши, но придет время, дни, месяцы, годы, когда вы принуждены будете стеня проклинать тот час, ту минуту, когда вы узнали грех и сделали его впервые и делали его потом. – Бойтесь растления, да не растлит вас Бог огнем вечным.
- Пролез в свет, не увяз прелюбодей при рождении и не задохся – не пролезет в будущую жизнь, но увязнет в муках вечных при втором рождении – при воскресении мертвых.
- Когда вы будете охватываться нечистым огнем страсти и душа ваша начнет испытывать сладостный плен внутреннего сладострастия – о! вспомните тогда, что бессмертная душа ваша, искупленная от вечной погибели Страданиями и Смертию Сына Божия, в великой опасности – подвергнуться адскому, неугасимому огню; что часто бывает только один шаг – от внутреннего греха до наружного; вспомните тогда, что вам запрещено Господом для вашей величайшей пользы смотреть на соблазнительные лица с вожделением; докажите в эти столь важные для души вашей минуты, что вы помните заповеди нашего Сладчайшего Господа – Спасителя – и желаете исполнять и исполняете их; докажите в это время на деле, что вы – христиане, что это слово для вас не один пустой звук. А если уж, от чего Боже сохрани, вы увлеклись страстию и осквернили душу свою нечистотою, то извлеките, по крайней мере хотя тогда, урок для себя на будущее время – не продавать драгоценной чистоты, свободы, мира души за нечистый, кратковременный, хотя и сладостный, убийственный жар крови, возбуждаемый действием страстного огня; за тесноту, томление души не меняйте свободы на плен; хождение в широте заповедей Божиих – на темницу беззакония.
- Когда нечистый плотский огонь страсти прелюбодейства распаляет тебя ко греху и воображение рисует обольстительными чертами предмет страсти, а рассудок измышляет средство к удовлетворению ей – вспомни тогда огнь геенский, которым будут вечно поглощены блудники и прелюбодеи; тут воображение оцепенеет пред вечностию мучений, пусть память и рассудок приведут и сопоставят все, до очевидности ясные места из Священного Писания Ветхого и Нового Завета о вечности мучений: и тогда, верно, тотчас же прохладится твоя страсть, и ты обольешься слезами покаяния. Вспомни еще, что ты оскверняешь дверь жизни, что ты ругаешься над Самим Жизнодавцем, отворившим и для тебя, презрителя Его законов, эту дверь жизни, которую ты дерзко попираешь для того только, чтобы сделать себе скотское удовольствие; вспомни заповедь Господа: не прелюбодействуй (Исх. 20, 14); вспомни слова апостола: прилепляяйся любодейце едино тело есть с ней (ср.: 1 Кор. 6, 16); или слова: не весте ли, яко уди Христовы есте (ср.: 1 Кор. 6, 15) и уди от части? (1 Кор. 12, 27.) Вземь ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? Да не будет (1 Кор. 6, 15).
- Когда диавол будет возбуждать в сердце нечистую и скверную похоть и будет распалять внутренности нечистым огнем, скажи ему, что похоть дана мне для воспроизведения рода человеческого от законной моей жены и член детородный существует только для ней, для честного соединения с ней в одно тело, – и ни для кого более. Всякое разжигание на кого-нибудь кроме ее (и на нее только во время) есть мерзость Господу и беззаконие и мечта твоя, враже мой, которой не хочу следовать. Аминь.
- Когда сердца твоего коснется помысл блудный, скверный, лукавый или хульный или помысл злобы, зависти, скупости, любостяжания, чревоугодия и омрачит, уязвит и утеснит тебя, тогда скажи себе с твердым убеждением сердца, что это мечта , – и вдруг помысл, или помыслы, исчезнут. Блажен глаголяй истину в сердце своем (Пс. 14, 2). Мучение мечтающему в сердце своем или мыслящему лукавое и греховное! Скорбь и теснота на всяку душу человека, творящаго злое (Римл. 2,9). Презирай плотское услаждение греха, ибо это раздражение преходящей плоти.
- Нет нелепости, мерзости, гнусного безобразия, безумства, непотребства, хулы, извращения естественного порядка, коих не вложил бы сатана в ум и сердце человека, чтобы его смутить, осквернить, устрашить, поразить унынием и отчаянием или побудить сделать всякий грех – самый нелепый и убийственный. Многие принуждены плакать от его хулений, назойливо лезущих в ум и в сердце. Понимающий в чем дело – дует и плюет на духов лукавых, внушающих ему нелепости, и победит их именем Иисусовым и силою Креста.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)