Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (249) → О святости супружеского союза и о недостатках семейной жизни нашего времени

О святости супружеского союза и о недостатках семейной жизни нашего времени

№24 (249) / 22 июня ‘03

Духовное наследие

Святая Церковь наша воспоминает жизнь святого князя муромского Давида и супруги его Евфросинии, в иночестве — Петра и Февронии, отличавшихся святым и счастливым супружеством. Жили они еще перед татарским нашествием на Русь, в конце XII века. Как Давид, так и Евфросиния еще до супружества, с юных лет, отличались кротостью и богобоязненностью, хотя Давид воспитывался в княжеском доме, как князь, а Евфросиния в простой деревенской семье, как дочь древолазца, занимавшегося разведением пчел в дуплах лесных деревьев. Супружество их, хотя было как будто случайное, но строго обдуманное, на святых началах основанное. Именно, за несколько лет перед браком князь Давид заболел какой-то опасной болезнью; тело его покрывалось от времени до времени какими-то злокачественными ранами, которые превращались в струпья. Никто не мог помочь ему в его болезни. Только дочь древолазца взялась помочь ему, и действительно, излечила его какой-то мазью. Во время лечения князь Давид достаточно убедился в высоких качествах души простой деревенской девицы и решился, несмотря на ее простоту и бедность, соединиться с ней навсегда брачным союзом. Это было с его стороны и достойной благодарностью за свое излечение, и делом великодушия и глубокого благоразумия. Евфросиния, дочь древолазца, сделалась его женой. Но брак их многим не понравился. Поэтому Давид решился оставить престол, чтобы пребывать верным своей супруге; и так сделал. В это время пришлось жить супругам в бедности; приходили теперь иногда князю Давиду и мрачные мысли, но умная княгиня умела успокоить его и утешить. “Не печалься, князь, — говорила она ему, — милостивый Господь не оставит нас в нищете”. И действительно, слова мудрой и доброй княгини скоро сбылись. Искатели муромского престола стали ссориться между собой, а эта ссора, конечно, тяжело отзывалась на муромцах; вот они и принуждены были опять просить к себе на княжение Давида и Евфросинию, которых ум и, главное, доброта были им известны. И муромские бояре не ошиблись. Занявши опять княжение в Муроме, Давид скоро показал себя самым достойным князем: “Правление его было правдолюбиво, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа; всех любили. Не любили они ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чины, ограждали их от нужды. Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную” (“Жития святых русских” Филарета, архиепископа Черниговского, 25 июня). Блаженные князь и княгиня дожили в святом супружеском согласии до старости и незадолго до своей кончины оба приняли иноческий чин, — Давид постригся в иночество под именем Петра, а Евфросиния под именем Февронии, и оба мирно почили о Господе, — один вскоре после другого. Согласно их завещанию, оба они и положены были в одном гробе. Чрез триста лет после их кончины “прошла молва по всем странам, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним”, — пишется в одном старинном описании их жития; и собором в 1547 г. поставлено было праздновать память святых муромских чудотворцев Петра и Февронии.

Вот вам, братия, один из многочисленных образцов святой и весьма счастливой супружеской жизни, которой прежде славились наши благочестивые предки. Отчего же зависели более благочестивые и счастливые браки многих наших предков? От двух причин: от глубокой веры, что супружеский союз есть священный, Самим Богом установленный союз, и от более благочестивой жизни наших предков.

Супружеский союз есть союз действительно священный, установленный Самим Богом. Не добро быти человеку единому, — сказал Господь Бог по создании первого человека, — сотворим ему помощника по нему (Быт. 2, 18). И создал Господь жену Адаму из ребра его — кость от костей его и плоть от плоти его. Ибо они представляли плоть едину. Так началось первое и образцовое супружество на земле. Такой основной закон Божий о супружестве остается и доныне во всей своей силе; в христианстве этот закон только еще более закреплен и возвышен. Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает, — сказал Иисус Христос фарисеям, спрашивавшим Его о том, возможен ли развод между мужем и женою (Мф. 19, 6). Честна женитва во всех и ложе не скверно, — учил и св. апостол Павел о супружестве (Евр. 13, 4). Тако суть должны мужие любити своя жены, яко своя телеса; любяй бо свою жену себе самого любит. Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу; зане муж глава есть жены, яко и Христос — глава Церкви… Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню… Тайна сия (супружества) велика: аз же глаголю во Христа и Церковь, — заключает апостол Павел свое возвышенное учение о брачном союзе христиан (Евр. 5, 21, 22, 25, 28, 32). Какой же, после этого, союз людской может быть возвышеннее, святей христианского супружеского союза? Так именно и смотрели на него ныне прославляемые святые Петр и Феврония, украшавшиеся святой христианской жизнью и истинным взглядом на великое и священное таинство брака.

Но что, однако же, мы видим ныне при упадке древнего благочестия, при разнузданности нравов, при оскудении веры в Бога и послушания святой Матери-Церкви, мудрой и спасительной воспитательницы христиан? Что мы замечаем ныне при оскудении милосердия к ближним, смирения, кротости, уважения к служителям Церкви Божией и при потере других добродетелей, которыми прославились древние, ныне воспоминаемые, муромские чудотворцы? Что творится теперь нередко у нас в наших христианских семействах между супругами христианами, очень часто забывающими о святости христианского брака и его богоугодности? Вот какие, например, бывают у нас супружества: два лица заключают между собой брачный союз по минутному увлечению, или по каким-нибудь недодуманным расчетам, поживут год-другой, почувствуют тяготу семейной жизни и разбегаются в разные стороны, так что и не знают потом друг о друге: где живет один, а где другая, какова жизнь того и другой. А что бывает с тем несчастным детищем, может быть, даже и не одним, которые рождаются от такого брака?

Завелись у нас, христиан православных, к глубочайшему сожалению, такие браки, которые хотят назвать какими-то гражданскими; но их нельзя так назвать: для них и названия не подберешь. Избавь Бог русскую православную землю от таких безобразных и бесправных браков, или лучше от такого безобразного, животного распутства! Только недостатком страха Божия и безумным забвением своего высокого предназначения для жизни небесной, только забвением праведного и страшного Суда Божия объясняется существование таких браков. Отвратим лице свое от этого безобразия!

Слышим иногда в оправдание несчастных супружеств: “Недостатки наши причиной тому, что мы не можем жить без ссор и раздора”. Да, конечно, недостатки, только не те, о которых говорят, — не материальные недостатки — бедность и проч., а недостатки нравственные: неуступчивость друг другу, своенравие, недостаток благоразумия, терпения, смирения, взаимной любви, недостаток молитвенного духа, веры в Бога, послушания Его святому закону и нежелание нести крест семейной жизни и подчиняться Промыслу Божию, определившему этот крест нам, дабы, быть может, чрез это предохранить нас от пристрастия к земным и греховным удовольствиям. Вот истинная причина супружеских раздоров.

Возьмем, братия, себе в образец супружеской жизни святых угодников Божиих — преподобных Давида и Евфросинию, муромских чудотворцев, и будем молить Господа да подаст Он нам молитвами их мир, любовь, единодушие, взаимное снисхождение к слабостям и недостаткам, терпение и безропотное несение семейного креста.

 
Духовное наследие

Добрые и благочестивые дети суть плод усердных молитв родителей

Рождество великого Предтечи Господня было необыкновенное и чудесное, оно было плодом усердных, целожизненных молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией.

 
Духовное наследие

Пагубность гордости и средства борьбы с ней

К святым врачам, бессребреникам Киру и Иоанну, больные обращались не только при жизни их, но и по смерти. Так, у одного градоначальника заболел сын; безуспешно лечили его местные врачи. Отец с сыном обратились наконец к безмездным врачам Киру и Иоанну, которые явились к больному и приказали оставить ему свою гордость и в доказательство смирения потребовали

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс