Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (645) → Протоиерей Кирилл Каледа: Мы сможем быть твердыми христианами, когда осознаем свою немощь

Протоиерей Кирилл Каледа: Мы сможем быть твердыми христианами, когда осознаем свою немощь

№36 (645) / 19 сентября ‘11

Гость

Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Беседа с настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиереем Кириллом Каледой в эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Сегодня мы поговорим о мученичестве и о мучениках современности, о тех, кто пострадал за веру.

Свидетели о воскресении

– В наше время есть такие праведники. Кого Церковь называет мучеником? Вспомним слова Спасителя, которые Он говорил Своим ученикам, в том числе и на Тайной Вечере, что они должны свидетельствовать о Его страданиях и Его Воскресении, о Его славе. По-гречески мученики, которые пострадали за веру Христову, называются свидетелями – они воспринимаются Церковью в первую очередь как свидетели о Воскресении Христовом и о всеобщем грядущем воскресении. И, несомненно, в настоящее время есть праведники, которые свидетельствуют в том числе и о страдании, о вере Христовой, о Воскресении Христовом, что грядет воскресение всеобщее.

– Батюшка, из Предания известно, что в связи с кончиной мучеников, пострадавших за веру, случалось какое-то чудо, которое заставляло многих, особенно тех, кто видел, уверовать. А в наше время почему-то нет чудес, связанных с появлением нового мученика.

– Действительно, из житий древних мучеников мы знаем, что многие из них при страданиях не чувствовали боли, их сжигали, а они затем восставали и проповедовали слово Божие. В наше время (имею в виду мученичество ХХ века) таких случаев даже не могу привести. Известен случай, когда во время расстрела священников стрелявшие солдаты не могли в них попасть, и только после того как священник благословлял их, они могли делать что приказано. Но вот чтобы мученики не чувствовали боли, таких свидетельств нет. Наоборот. Так, святитель Афанасий, епископ Ковровский, который сам более 30 лет провел в лагерях, в ссылках и в других гонениях, рассказывал ужасный случай, когда в одном лагере, на глазах у согнанных священнослужителей пилили пилой одну игумению, и она кричала – так ей было больно, и Владыка Афанасий свидетельствует о той ужасной боли, которую претерпела эта подвижница.

Отсутствие чудес, связанных с мучениками в ХХ веке, видимо, связано с общим охлаждением веры и совсем иным отношением верующих людей к чуду – чудеса стали как бы сокровенны.

Но, служа на месте массовых расстрелов 30-х годов – Бутовском полигоне, я могу засвидетельствовать: то, что это место открыто, что здесь воздвигнуты храмы, что мы на это место можем приходить, – это чудо, которое совершилось на этом святом месте предстательством праведников, которые засвидетельствовали свою веру в Воскресение Христово даже до смерти.

– Должен ли человек верующий в душе быть готов стать мучеником, или это не должно выпадать каждому человеку?

– Не все христиане, которые жили в разные времена, свидетельствовали мученичеством о своей вере в Господа Бога. И когда кончились первые гонения, возникло добровольное мученичество – люди, которые приняли на себя аскетические, монашеские подвиги.

Но слова Спасителя на Тайной Вечере обращены не только к ученикам – Господь наш Иисус Христос тогда молился не только о них, но и о верующих, то есть, значит, и о нас с вами. Значит, эти слова с призывом быть готовым к свидетельству обращены к каждому из нас. Конечно, осознавая нашу немощь, каждый из нас должен в глубине души содрогнуться и просить Господа, чтобы это страшное испытание нам не выпало.

Именно поэтому, осознавая немощь человеческую, Церковь с древних времен предостерегала, чтобы никто не дерзал на добровольное мученичество – пойти и сказать: вот, я христианин и готов пострадать за Христа. Потому что чаще всего это происходит из-за внутренней гордыни, отсутствия смирения. И люди, которые дерзали это делать, нередко не выдерживали страданий и тем отрекались от Христа. Но каждый из нас, если он действительно христианин, должен быть готов выйти и сказать: я – христианин, я верю в Воскресение Христово и осознаю, что блага земной жизни и даже сама земная жизнь – ничто по сравнению с теми благами, которые нас ждут в Царствии Небесном.

Страшный урок

– Звонок из Белгородской области.

– Я думаю, что мученики в давние времена страдали от того, что обличали власть предержащих. Сейчас таких нет. Большевики вырубили лучших людей, а современный народ измельчавший страдает человекоугодием, особенно к власти.

– Христиане в древние времена всегда говорили о своей политической лояльности, в том числе и к римской языческой власти, они никогда не выступали как революционеры, выполняли законы, кроме того единственного, что требовал поклоняться языческим богам, – вот здесь они были непреклонны. И новые мученики, мы об этом имеем свидетельство из следственных дел, никогда не говорили, что выступают против существующей власти, но понимали, что эта власть послана народу нашему за грехи, и говорили в лицо своим истязателям, что эта власть временная. Да, за прошедшие 70 лет в нашем народе были истреблены лучшие, наиболее принципиальные и активные люди, и из этого становится понятно, почему та власть уничтожала не только активных священнослужителей или образованных людей, но и, казалось бы, совершенно безвредных бабушек – эти бабушки были опасны власти, потому что были совестью той деревеньки или села, где они сидели на своих скамеечках и могли сказать какому-то Ваньке или Федьке, который шел разорять храм: «Васька, а ты не прав, тебя Бог покарает» – вот за это они так же подвергались гонениям или страданиям. Конечно, у нас потеряна определенная искренность веры, но я глубоко убежден: то, что сейчас происходит в стране, в том числе и восстановление храмов, это свидетельство, что в нашем народе и сейчас есть праведники, которые, наверное, в будущие времена будут явлены миру и, если Богу будет угодно, будут прославлены в лике святых.

– Следующий звонок – из Новокузнецка.

– Если Церковь причислила к лику святых Семью Романовых, то почему бы ей не причислить к лику святых людей, погибших в сталинских лагерях, страдавших нисколько не меньше Семьи Романовых, если не больше? И еще: как Вы обьясните слова Христа через пророка Исаию – «перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?». Так что значит человек? Ничего абсолютно, только Бог.

– Отвечаю на первую часть вопроса. Наша Церковь прославила почти 2000 новомучеников и исповедников Российских. Это и известные иерархи, и очень много простых людей – крестьян, рабочих, которые погибли в сталинских лагерях за исповедание веры во Христа. Причислен к лику святых может быть человек, который страдает как мученик за веру Христову или переносит страдания, осознавая, что он христианин, как это было в случае Святых Царственных Страстотерпцев – они осознавали, что они христиане, им дан этот крест Господом Богом, и они мужественно его несли.

Многие же, кто пострадал в сталинских лагерях, к великому сожалению, совершенно не осознавали себя христианами, а многие даже боролись с Церковью Христовой.

По второму вопросу – я согласен, что мы не должны надеяться на сынов человеческих, а должны ходить перед Богом.

– Каково значение мучеников?

– Это свидетельства, что в нашем мире, который все дальше отходит от Бога, есть люди, сознающие, что наша земная жизнь ничто в сравнении с Царствием Небесным. Это очень важно. По милости Божией мне приходилось общаться с теми, кто перенес страдания, гонения за веру. Когда я был мальчиком, мне приходилось общаться с целым рядом исповедников, я чувствовал их святость. И могу сказать: были чудеса в их жизни.

Вспоминаю одну монахиню, Магдалину, мы ее звали тетей Таней. Она жила на окраине Сергиева Посада, в доме, где в детстве жила моя мама, и мы ходили туда детьми, бывая в Сергиевом Посаде.Эта монахиня вместе еще с одной матушкой – Михаилой поила нас чаем. В ее жизни был удивительный случай. В конце 20-х годов ее арестовали, она была тогда еще молодой, происходила из крестьян, неграмотная практически была. Ей дали 10 лет и отправили на строительство вторых путей Транссиба, в читинские лагеря. Когда она поняла, что 10 лет не сможет там пережить, погибнет, то улучила момент, отошла в кусты и стала молиться. Обратилась к святителю Николаю своими словами: «святитель Николай, я у тебя в храме служила (она действительно какое-то время подвизалась в храме Святителя Николая, что-то там убирала), я не могу 10 лет отсидеть, 2,5 года возьми на себя. И ты, Илия-пророк, я и у тебя в храме трудилась, ты тоже 2,5 года возьми на себя. Матерь Божия, и Тебе придется 2,5 года взять на Себя, куда деваться-то, а два с половиной года я сама отсижу». Ровно прошло 2,5 года ее срока, и ее освободили.

– Слушаем звонок из Рыбинска.

– Моя покойная бабушка рассказывала, что их, крестьян, в марте 17 года, когда Синод нашей Церкви призвал в храмах не поминать Царскую Семью, а поминать Временное правительство, это очень удивило. Она была одной из первых коммунарок в Липецкой области. Я у нее спрашивал: наверное, приезжали большевики, а она сказала: мы все слышали, но делали все сами – сами делили землю и так далее, их толкало именно Евангелие, а не учение Маркса-Ленина.

– Я не совсем понял, была ли ваша бабушка коммунаркой или колхозницей, но действительно мы иногда склонны считать, что революция была организована извне. Да, определенные международные силы прилагали большие усилия, чтобы разрушить Российскую империю, православную державу, но самое страшное, что русские люди оказались неверны своему Императору, и были подвержены таким настроениям в том числе и священнослужители. Видимо, именно это явилось причиной того, что Священный Синод так легко принял отречение Императора Николая Александровича и благословил паству поминать Временное правительство. Известно, что некоторые священнослужители с большой болью приняли это. Я знаю случай, когда люди шли в храм, а, узнав, что перестали поминать Императора, приходили домой и умирали – мать моей крестной умерла от инсульта, услышав, что Императора не поминают. Но отречение Николая Александровича, к великому стыду русского народа, было воспринято с радостью, и мне один батюшка рассказывал, что в русской провинции Февральскую революцию приняли с радостью, было пасхальное настроение, все ходили и поздравляли друг друга, а потом стали жечь помещичьи усадьбы, убивать помещичьих детей. Даже доброту проявляли к этим барским детям, мальчикам, перед тем, как их забить вилами, – разрешали помолиться. И забрали эти земли, и пошли за большевиками, потому что они, большевики, обещали дать землю, а те обманули крестьян. Почему белых не поддержали? Да потому что белые оказались честными, они сказали: мы не можем решить этот вопрос, нужно Учредительное собрание, а большевики сказали: забирайте земли. И земля крестьянами была взята, помещики были изгнаны, и 10 лет крестьяне этой землей пользовались. А потом началась коллективизация, начались ужасные голодоморы, крестьян повезли эшелонами в ссылку, в лагеря, и, по свидетельству того же батюшки, тогда оказавшегося в лагере в Апатитах, зимой крестьянские дети, которые были брошены в эту тундру, приходили к лагерю, просовывали ручки под проволоку и просили заключенных: дяденька, дай кашки. Это страшно. Но, к великому сожалению, ведь, наверное, это страшный урок нам, что тогда пошли за приманкой обольстителя рода человеческого, приманкой большевиков, а потом сами погибли. Мы стараемся не связывать эти два события, а между ними существует прямая связь. А если посмотреть, что сейчас делается, куда мы идем? Вопрос этот должны мы решать с вами, это на нашей совести.

– Звонок из Новосибирской области.

– Я в записках поминаю своего прадеда и деда – один был расстрелян в 1935 году, другой в 1937-м только за то, что они были священники. Один обвинялся в контрреволюционном заговоре, другой – просто по разнарядке. Я их поминала в своих записках, а когда увидела это моя подруга, она сказала: «Зачем ты за них записки пишешь? Они и так святые – это они должны за тебя молиться, а не ты за них». И я сейчас в недоумении, то ли о них записки писать, то ли нет?

– Относительно поминовения священнослужителей и тех мирян, что в те годы пострадали за веру Христову, Русская Православная Церковь прославила всех, кто пострадал в те годы, в лике святых. Но поименно в этот Собор включены около двух тысяч подвижников. Имеется определенная церковная дисциплина: мы признаем, что тот или иной праведник свят, и даже ощущаем его молитвенное предстательство за нас, живущих на земле, но до тех пор, пока Церковь не назовет поименно их в Соборе тех или иных святых, мы все-таки должны молиться об их упокоении. Могу привести удивительный пример почитания святости праведника непрославленного, который произошел в 1812 году. Михаил Иларионович Кутузов очень почитал святителя Тихона Задонского, который еще не был прославлен в лике святых. И когда узнал, что назначен главнокомандующим русской армией, то написал письмо знакомому священнику, который служил в Воронежской епархии, с просьбой отслужить на могиле святителя панихиду. Естественно, Михаил Иларионович обращался к молитвенному предстательству святителя, которого он уже почитал как святого, но, соблюдая церковную дисциплину, молился о его упокоении.

Бескровное мученичество

– Город Кропоткин на связи.

– Батюшка, что такое бескровное мученичество?

– Бескровное мученичество подразумевает, что после окончания эпохи мученичества, после утверждения христианства как государственной религии в Римской империи, Церковь осознала, что потеряла определенный образ святости. И даже некоторые святые говорили, что внешне благополучное для Церкви время, то есть без гонений, крадет у нее святых. И нашлись такие подвижники, которые, осознавая это, решили посвятить себя Богу и уйти из этого мира в пустыню. Антоний Великий, Феодосий Великий были родоначальниками этого делания, они приняли на себя аскезу – молитвенный подвиг и подвиг поста. Этот подвиг многие называли бескровным мученичеством.

– Батюшка, понятно, что мученики были когда-то обычными людьми; люди сейчас им молятся, и получается, что люди молятся людям?

– Мы обращаемся к ним с молитвой об их молитвенном предстательстве за нас, грешных. В этом как раз поучителен подвиг новомучеников Российских, подвиг, до сих пор еще не очень осознанный нами.

Святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведники, которых Церковь прославляла в лике святых, это люди, в подавляющем большинстве случаев, незаурядные, обладавшие какими-то дарами от Бога. Ведь совершенно очевидно, что подавляющему большинству из нас недоступны те высоты богословия, которые были доступны Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Нисскому и многим другим богословам. Для нас совершенно недостижимы подвиги великих преподобных, аскетов, названных мной, – Феодосия, Антония Великого и многих других. Совершенно нереально нам это совершить, потому что мы не обладаем теми способностями, которыми обладали эти святые.

А вот новомученики в подавляющем своем большинстве, хотя среди них были тоже люди незаурядные, удивительные, одаренные очень многими талантами, все-таки были люди точно такие же, как мы с вами. У них были, как и у нас, семьи, какие-то заботы житейские, но они осознали важность веры и не продали ее, а пожертвовали своей жизнью. Это нам удивительный пример. Нужно понимать, что мы немощные, слабые, мы постоянно падаем, согрешаем, – но у нас должно всегда быть что-то в сердце, какая-то жемчужина, которую мы не должны продать ни при каких обстоятельствах.

Надо осознать свою немощь и положиться на Бога

– Слушаем вопрос из Балашихи.

– Сегодня по нашим городам ходят сектанты и предлагают православным мерзкие еретические книжки. Нужно ли экспрессивно реагировать на предложение прочитать эту литературу?

– Конечно, мы должны в какой-то степени знать то, что пытаются противопоставлять вере Христовой различные еретики. Но практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев они не готовы услышать разумного свидетельства о вере Христовой. У них застланы глаза для видения и закрыты уши для слышания этого. Поэтому в большинстве случаев какие-то с ними диспуты почти бесполезны. Тем более что Церковь всегда предостерегает от мистики. И я по своему характеру даже боюсь этого, всегда, если прошу у Господа в чем-то помочь мне, прошу, чтобы Господь совершил это каким-то стечением обстоятельств, чтобы это не было сделано каким-то, скажем, сверхъестественным образом. Потому что я понимаю, что все блага от Господа, Он так или иначе посылает их мне. Церковь всегда осторожно очень относится к резким действиям по отношению к противникам веры Христовой и предостерегает своих чад от этих действий. Поэтому с этими людьми следует разговаривать только тогда, когда вы понимаете, что они готовы услышать вас. И тогда это наша обязанность – с ними разговаривать и постараться им показать ту благодать, которая есть в Церкви. Но не вызывать каких-либо эксцессов, потому что ничего путного в подавляющем большинстве случаев не произойдет.

– Ярославская область на связи.

– Можно ли назвать мучениками за веру староверов во времена раскола в России? Тогда многих просто замучили. В частности, боярыня Морозова, которую посадили в холодную яму и мучали, умерла от голода.

– Вы, наверное, понимаете, что православный священник совершенно однозначно осознает: страдания, которые претерпели эти люди, не связаны со страданиями за Христа. Трагедия старообрядчества, да и вообще, наверное, трагедия нашего народа в том, что очень часто в отношении веры преобладает формализм. Мы формально выполняем те или иные действия и считаем, что в них заключается какая-то спасительная сила. Это, наверное, отголоски язычества, когда языческие жрецы совершали какие-то действия и иногда даже получали сверхъестественные знамения, – мы знаем, что это возможно. Но ведь вера в Христа совсем иная. И, к великому сожалению, старообрядцы, несмотря на то, что оказались мужественными в стоянии за идеи, которые считали истинными, ошиблись в том, что защищали не веру во Христа, а только внешний обряд. Да, действия, которые были совершены тогда против них, Церковь осудила, она признала, что эти карательные меры были неправильными, это была ошибка – и Патриарха Никона, и Алексея Михайловича, который поддержал, и других правителей, которые поддерживали эти гонения. Надо было действовать совсем по-иному, но признать их мучениками за Христа никоим образом нельзя.

– Человек может считать, что страдает за Христа, но не говорит ли в нем тогда гордыня?

– Каждый христианин должен осознавать свою немощь. Вы помните, апостолу Павлу было дано некое искушение, которое он называл «ангел сатаны», и он просил Господа, чтобы Тот его избавил от этого искушения. А Господь ему сказал: сила Божия в немощи совершается. Вот только когда мы осознаем нашу немощь, когда мы понимаем, что мы ничто, мы не в состоянии своими человеческими силами отстоять веру Христову, только тогда мы сможем быть твердыми христианами – только тогда мы можем надеяться, что Христос придет и встанет рядом с нами, поддержит нас в этих страданиях.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Святой уральской земли

Свято-Николаевский монастырь

Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Дверь в Сибирь В XVI веке, после покорения Сибири Ермаком, началось освоение обширного края за Уральскими горами. Поводом основания нового города «на Сибири» послужило открытие новой дороги из Руси в Сибирь

 
Епархия

Казанская и Татарстанская епархия

Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Архиепископ Казанский и Татарстанский АнастасийДата рождения: 27 августа 1944 г. Дата хиротонии: 11 декабря 1988 г. Дата пострига: 5 сентября 1976 г. День ангела: 11 октября.Родился в дер. Столбово Кимрского района Калининской области. После окончания школы служил иподиаконом в Успенском храме с. Щелкова.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс