Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Царские Дни прошлого 2003 года ознаменовались многочисленными духовными событиями в нашей Епархии. Это и освящение Храма-на-Крови, и приезд членов Священного Синода, появление среди топонимических названий города “Святого квартала”. Свое духовное торжество происходило в старейшем уральском вузе — Государственной горно-геологической академии. Накануне профессорско-преподавательский и трудовой коллектив, студенчество на своем собрании поддержали инициативу ректора академии Николая Петровича Косарева о ходатайстве перед Министерством образования Российской Федерации, с тем, чтобы академии было возвращено имя ее небесного покровителя — Императора Николая II. Просьба была поддержана Правительством области и губернатором. В главном здании, сразу на входе, был построен мемориал с иконами Государя и Божией Матери, которые освятил приехавший на торжества митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В стенах академии находятся два храма — во имя святители Николая и великомученицы Екатерины. Для их восстановления создан специальный Фонд, в который вошел наш Правящий Архиерей. Даст Бог, в Никольском храме будет вновь отслужена Литургия на следующие Царские Дни. У академии появился свой духовник, сотрудник Миссионерского отдела клирик Свято-Троицкого Архиерейского подворья священник Вадим Тейхриб, уже не первый раз в стенах академии проводятся совместные просветительские мероприятия. И конечно же, главным вдохновителем возрождения православной жизни академии является ее ректор, Николай Петрович Косарев, который в самых важных событиях своей жизни, полагаясь на волю Божию, прикладывает упорный труд и не стесняется говорить о том, что все возможно верующему.
Предлагаем вашему вниманию беседу руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии священника Владимира Зайцева с ректором Уральской государственной горно-геологической академии Николаем Петровичем Косаревым.
- Николай Петрович, лично мы с Вами познакомились благодаря тому, что перед выборами ректора Вашей академии Вы сами пришли к Владыке и взяли благословение на это дело. А как вообще родилась эта мысль?
- У каждого человека существуют очень важные события в жизни, когда для подтверждения правильности своих шагов он должен испросить благословения у своих великих предков, либо уважаемых людей. Я человек крещеный и верующий, поэтому для меня, конечно же, мнение священника, а тем паче Владыки, Архиепископа, конечно очень важно. У меня была некоторая робость, поскольку мы с Владыкой не были знакомы и я как-то думал, что он не найдет времени поговорить и к нему будет очень трудно попасть. Но к моей великой радости он сразу назначил время для аудиенции, очень внимательно выслушал, наша беседа длилась около часа. После моей просьбы лицо Владыки просияло и он сказал, что видел много категорий работников, должностных лиц, которые просили его благословить на какое-то дело, но ректор высшего учебного заведения, как оказалось, был первым, и он очень обрадовался этому. С этого наши контакты, наша дружба и начались, и самое главное, я получил очень мощный заряд на то дело, на которое Владыка Викентий меня благословил. На следующий день я написал заявление, и, думаю, с помощью Божией, с молитвами пошел на это важное, трудное и нужное дело. Такова была воля Божия, что все прошло успешно.
- Неоднократно в Ваших выступлениях звучит дорогое каждому русскому и православному человеку слово «традиция». Чем традиция является для Вас?
- Традиция, мне кажется, такое слово, которое близко к слову патриотизм, если его понимать правильно. Например, горняцкие традиции, которые существовали на Руси, на Урале, породили такое явление как братство горных инженеров. В дореволюционной России был корпус горных инженеров, статус горного инженера определялся очень высоким государственным цензом. Горный инженер — это не только человек высокообразованный, но еще и патриот своей Родины, патриот своего края. И мы таких примеров можем привести очень много сейчас. И традиция, как она понимается мной — собрание хороших правил, хороших тенденций, которые когда-то существовали, и они, если человек в эту систему вошел, должны быть уважаемы, почитаемы и, что особенно важно, — развиваемы. Есть традиции Российского образования, я их тоже понимаю как высокую культуру, патриотизм, нравственность, это те понятия, которые и Православная Церковь сохраняет и передает.
- А как же новаторство?
- Новое — это хорошо забытое старое, поэтому отец Андрей Кураев очень верно заметил: зачем придумывать что-то, надо вспомнить, что уже есть. Поэтому слово новация иногда подходит, но я его не понимаю как, например, термин «перестройка», как какой-то еще один революционный процесс. Все кругом известно.
- У Вас под началом десять тысяч человек, какими качествами должен обладать руководитель учебного заведения такого масштаба?
- На этот вопрос трудно ответить, потому что самого себя хвалить и определять какие-то черты плохо. Я бы ответил нестандартно: человек на этой высокой и ответственной должности не может быть просто хорошим. Здесь может быть человек, которому Господом, природой, даны какие-то особенные качества, способные из всех дорог, которые есть, выбрать одну, ведущую к истине. Есть изречение, вполне справедливое, о том, что существуют тысячи дорог, по которым может пойти человек, но к истине ведет лишь одна. Найти именно эту дорогу и повести за собой коллектив — вот это качество руководителя. И тогда коллектив пойдет за таким человеком. Как другие необходимые качества можно назвать доброту, и нравственность, и порядочность, и требовательность, и принципиальность и так далее, но я думаю, что это достаточно мелко. Вот именно способность повести по истинной дороге – это, мне кажется, качество руководителя.
- Сотрудники и студенты у Вас очень разные: одни очень молоды и годятся Вам в сыновья, другие сверстники, есть пенсионеры — ветераны академии, о которых Вы заботитесь и которые продолжают поддерживать связь с родным вузом. Все они требуют своего внимания, своей заботы и подхода. Как это практически удается?
- Некоторые мои друзья критикуют меня за то, что я достаточно прост в общении с людьми. Встречаясь с политическим бомондом, руководством, замечаю, что знакомый человек иногда приобретает характер чванливого, высокомерного человека, который, слушая подчиненных, может быть, старается и не слышать. Я надеюсь (не дай Бог!), что я не стану таким. Стараюсь быть доступным человеком, понятным. Я считаю, что среди необходимых качеств для руководителя по отношению к подчиненным, независимо от их возраста, — внимание. Ведь в любом возрасте человек достоин того, чтобы внимание к нему было проявлено. Я стараюсь его проявлять, независимо от того, студент это, или ветеран. Мы очень много сейчас воссоздаем: воссоздаем храм, воссоздаем традицию, воссоздали молодежную организацию, воссоздали совет ветеранов и так далее. И вот эта многоплановость нашего коллектива и общения предопределяет, чтобы внимания к людям было все больше и больше. И я никогда не сошлюсь на нехватку времени. Общение с ветераном или со студентом принимаю всегда за честь.
- Как, на Ваш взгляд, духовник Вашего вуза, отец Вадим Тейхриб, сможет наладить общение с этими разными категориями людей?
- Я рассматриваю этот процесс как объективный. Мое личное отношение к вопросам веры, Православия, культуры — оно мое, у другого человека оно может быть каким-то другим. Я считаю, что путь к Богу у каждого человека свой, он может найти свой путь в младенческом возрасте или, наоборот, в преклонном возрасте. Я смотрел телепередачу епархиального канала о Штоколове, который приезжал и давал здесь концерт. И этот великий человек сказал, что он получил крещение только в возрасте шестидесяти пяти лет. Он задал себе вопрос: почему Пушкин, Достоевский — такие великие люди были верующими, а я нет? Значит, что-то в этом есть. И он принял Святое Крещение, у него есть свой духовник. У каждого путь особенный. Здесь насаждения моей административной власти не должно происходить, и оно, наверное, не происходит. Мы выбираем путь разъяснительной работы, путь последовательных, естественных шагов, которые могли бы изменить мнение человека. Что греха таить, за прошедшие семьдесят лет существования прежней власти выбили у человека многие понятия. А человеческую психологию переменить очень сложно, ее нельзя менять мгновенно, нельзя менять нажимом. Это естественный процесс, и я с радостью отмечаю, что он у нас идет. Когда я первый раз пригласил Владыку, и он был у нас в академии, я видел недоумение на лицах преподавателей и студентов. Мы собрали общее собрание в большом зале, и Владыку многие рассматривали как какую-то диковинку. А сейчас это наш друг, и отец Вадим, наш духовник, воспринимается почти как член коллектива. И я думаю, что пройдет время и ситуация с православным просвещением изменится в корне.
- Наверное, Ваш вуз в последнее время чаще других вузов посещается Владыкой. Как Вы сами оцениваете внимание Архипастыря, и с позиции ректора, и просто по-человечески?
- Я бы не хотел противопоставлять свой вуз другим, на встречах в Епархии я вижу очень многих ректоров, которые приходят на праздники, приходят на поздравления. Некоторые ректоры открыли у себя теологические факультеты в учебных заведениях, некоторые открывают иконописные мастерские, храмы, строят часовни. Этот процесс идет. Наш вуз самый старый на Урале, я еще раз могу напомнить, что мы были образованы в соответствие с Указом Государственного Совета и Государственной Думы в 1914 году. И Указ этот скрепил подписью Император Николай II. Более того, учитывая важность горного образования для России и Урала, он нам даровал свое покровительство. Мы были Уральским горным институтом Императора Николая II. Не просто «имени Императора», а имели Императорский статус. У нас есть эти документы, я и руководство, коллектив Горной академии инициировали вопрос о возвращении нам этого имени. Вопрос о традиции был задан, и мы должны помнить и чтить, уважать свою историю. Нельзя зачеркивать такие моменты в жизни и судьбе учреждений. Такие действия как восстановление двух храмов, которые существовали в наших стенах, — и мы взялись за восстановление одного из них, — вызывают и интерес и внимание Архиерея. Ну, и личные отношения складываются, по-моему, очень хорошо, потому что я очень люблю Владыку Викентия, чту и уважаю. Мы очень естественно общаемся, я очень рад, когда он нас посещает.
- Недавно у Вас читал лекцию и проводил беседу один из самых замечательных наших богословов и проповедников — диакон Андрей Кураев. Вы и Ваши студенты были на этой встрече. Каковы Ваши впечатления, и насколько студенты могли воспринять такую форму общения?
- Беседа отца Андрея Кураева была уникальной. Она была сложной и насыщенной по своему содержанию, глубина материала такова, это был такой сгусток информации, сгусток идеологии, который воспринимался совершенно легко, при потрясающей глубине материала. Я считаю, что это совершенно уникальный дар проповедника, который может такой сложный материал преподнести так, чтобы он воспринимался совершенно легко. Я не знаю ощущения студентов, но я видел их лица и не заметил никакого шепота или невнимания, которые бы проявились на этой встрече. Диакон Андрей Кураев вел беседу без перерыва на протяжении трех часов, и зал сидел завороженный. Наверное, такие же впечатления были у каждого человека, кто его слушал.
Екатеринбург, 12 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Первая масленичная ярмарка для жителей пяти соседних волостей Восточного церковного округа состоится в рабочем поселке Юшала. Место проведения ее выбрано совсем не случайно, ведь именно Свято-Никольский
“Мир не без добрых людей”, — всегда отвечала Анна Федоровна на вопрос о самочувствии в свои 88 лет. В нашей девятиэтажке бабу Аню
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.