Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Беседа с благочинным Северной Германии протоиереем Борисом Устименко в эфире православного телеканала «Союз»
Приходов все больше
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ведущий Александр Сергиенко. Гость нашей студии – благочинный Северной Германии протоиерей Борис Устименко. Мы поговорим с батюшкой о сохранении Православия в Северной Германии.
– Я прежде всего хотел бы отметить приезд нашего архиепископа Феофана Берлинского и Германского в 90-х годах. На то время было около 18 приходов, и затем огромное количество эмигрантов пересекло границу – последние двадцать лет к нам приезжали люди; более 200 тысяч из них православные верующие, а так эмигрантов около двух миллионов. Поэтому возникла необходимость открытия новых приходов.
– Насколько больше приходов стало за эти годы?
– С 18 до 70 приходов. Причем люди обращаются из разных городов с просьбой открыть православный приход.
– А где приходы располагаются, в каких храмах?
– Я был назначен Святейшим Патриархом Алексием в 1998 году. Наш храм уникален тем, что его построил католик, немец, владелец музея, и подарил Святейшему Патриарху. Оттуда началось распространение Православия по северу Германии. Храм этот немец построил в самом прекрасном виде, это классический русский деревянный храм с иконостасом, со всеми прилегающими территориями и колокольнями, с золотыми куполами. Первая община из Люттингена обратилась к нам с просьбой открыть приход – им приходилось ездить за 100-150 километров. И тогда я поехал в Люттинген, и мы попросили помещение. И так получилось, что католический пастор просто собирал иконы православные в своем центре католическом, а староста наша работала секретарем в католической организации. И вот благодаря этой рабе Божией Марине, мы отслужили в этом помещении первую службу. Я получил от Владыки в подарок раскладной престол, и таким образом наладилась жизнь общины, которая постепенно увеличилась до пятидесяти человек.
В другом населенном пункте мы сразу получили в аренду храм за небольшие деньги (где-то приходилось, как в Гамбурге, платить большую аренду за помещение – около трех тысяч марок, полторы тысячи евро в месяц – это для общины очень большая сумма). Но как-то выходили из ситуации, и постепенно с десяти человек выросло у нас 12 общин во всех крупнейших городах Северной Германии. Это известные вам города Ганновер, Гамбург, Бремен, Геттенген, Магдебург. Я настоятель магдебургского храма. Нам оказала большую помощь Администрация Президента Российской Федерации, и мы располагаемся в большом особняке, где прежде было торговое представительство Советского Союза в Восточной Германии. В этом центре принимаем паломников, проводим богослужения и строим храм в центре города Магдебурга.
– А как обстоит дело со строительством храмов?
– Я хотел бы отметить, что строительство храма в Германии – очень сложное дело по причине дороговизны рабочей документации, очень строгого строительного законодательства. И поэтому мы покупаем храмы, вплоть до соборов, – это гораздо дешевле. Не секрет, что количество верующих, которые постоянно ходят в церковь, в Германии снижается, особенно на севере. Так, собор Иоанна Кронштадского мы купили, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, и с его помощью купили храм, который строил еще кайзер Вильгельм, – огромный собор на тысячу человек или более, а мы купили его буквально за триста тысяч евро, вместе с землей. Как бы за землю только заплатили, а он совершенно пустой был, прекрасный храм в центре Гамбурга. Видимо, лютеранская община здесь сократилась, а теперь там православные купола сияют и кресты.
– Батюшка, у нас звонок из Германии.
– В городе, где я живу, мы молимся на квартире, предоставляемой евангелической церковью, встречаемся только в субботу, не отмечаем никаких праздников сообща, отдельно прийти и помолиться, вы сами понимаете, никакой возможности нет. Вот мне удивительно, что в России и пароходы-церкви заезжают в разные деревни, и в Антарктиду бревна завезли и построили православную церковь. Может, Россия поможет нам чем-нибудь? Я прошу от имени всех прихожан, потому что мы лишены всяческой возможности иметь литературу, газеты, я очень волнуюсь за наш приход, потому что именно русским православным храмам здесь очень трудно, они есть только в больших городах.
– Я думаю, что мы эту просьбу передадим архиепископу Феофану, и, по его благословению, предпримем шаги для реальной помощи в организации прихода.
– Вы уже сказали, что проще купить храм, но, наверное, не все здания, которые вы покупаете, соответствуют требованиям и нормам русских храмов?
– Совершенно верно. Есть храмы в стиле хай-тек, допустим, или модерна, и приходится переделывать, нанимать архитекторов, и как-то благоукрашать их внутри, ставить купола. И сразу человек видит: вот православный приход – вот их церковь с золотыми крестами.
К нам идут люди
– А православные прихожане – всегда ли только русскоязычное население?
– Вы знаете, у нас есть очень много немцев, желающих прийти посмотреть, по причине совместных браков. Некоторым женам даже удается и детей всех крестить в Православие, и мужа. И поэтому мы часть богослужения ведем на немецком языке, на нем же и приветствуем местных людей, пришедших для исповедания православных истин.
– Число прихожан увеличивается или уменьшается?
– С каждым годом увеличивается. Лично я крестил уже более тысячи человек в разных приходах. В Гамбурге начинал в 2001 году с десяти человек, а сейчас там полторы тысячи человек в общине. И в других городах так же. Есть маленькие городки с постоянными прихожанами, и их количество не может увеличиваться по причине того, что их просто нет там, ну, может быть, откуда-то приедут. А так увеличивается. Вот в Магдебурге мы тоже крестили очень много детей, и постоянно люди новые появляются, студенты: при университетских храмах в городах, где есть университеты, постоянно растет контингент православной молодежи.
– Много ли прихожан-детей, скажем, младше пятнадцати лет?
– Мы стараемся работать и с ними, поскольку для их родителей Церковь Православная это место, связывающее с Родиной, с Православием, а где родители, там и дети. Они причащаются, исповедуются. Родители приводят детей, поэтому мы стараемся с ними работать, уже существующие программы обучения из России привозить; архиепископ Егорьевский Марк нам помогает различными пособиями в большом количестве, мы ему очень благодарны.
– Пособия – для воскресной школы?
– Мы и в воскресной школе преподаем, и так распространяем материалы, видеокассеты, аудиозаписи для начинающих или для тех, кто получил очень мало знаний и не прошел как следует катехизацию.
– А как вы взаимодействуете с местными органами власти?
– Очень важно, что в Германии при Бундестаге находится наш представитель, по благословению архиепископа Феофана, игумен Даниил. Естественно, какие-то проблемы или нужды он ставит на рассмотрение на высшем уровне. Местная администрация идет нам навстречу и помогает различными фондами в строительстве храма, в частности, в организации каких-то поездок, учебных программ для молодежи, предоставляет помещения уже как не для религиозных целей, а образовательных. И католические организации существуют специальные, которые устраивают встречи, дни специальные для духовного просвещения, как они их называют, христианские дни. Они приглашают наших священников, мы беседуем с людьми, организовываем различные выставки. Также хороший контакт у нас с тюрьмами (потому что не без греха, так сказать, люди, эмигранты тоже попадают в места заключения), и католическая, и протестантская организация предоставляют нам свои капеллы и храмы внутри тюрьмы для осуществления православной миссии, православного богослужения.
– Учитывая такую непосредственную близость к другим конфессиям, у вас, наверное, с ними другие взаимоотношения, нежели в России?
– Да, потому что, как я говорил, немало смешанных семей имеется.
– Подобные тесные взаимоотношения не мешают развитию Православия?
– Не мешают. Яркий пример тому – город Любек на севере Германии. Там служит лютеранский пастор, который получил очень хорошее образование в Санкт-Петербурге. Он выучил русский язык и женился на дочери православного священника. И получается, что дети у них крещены в Православии, и в семье живут как бы две традиции. Очень интересная семья. Другие есть примеры, когда в одной семье половина детей крещены в католичестве, а половина в Православии. Очень интересны совместные праздники, когда жене приходится готовить на ночь с 24 на 25 декабря, – вы знаете, что это католическое Рождество, когда все собираются за семейным столом, – а потом жена ведет на православное Рождество своего мужа как гостя. Вот так и празднуют два Рождества.
– Что касается школьного образования – удается ли Православной Церкви как-то участвовать в этом процессе?
– Для того чтобы участвовать в светском образовании, нужно хорошее знание немецкого языка, потому что приходится выступать с лекциями. Но в учебных заведениях есть у нас священники, которые родились и выросли в Германии, немецкий язык стал для них родным, вот они и преподают. Есть священники из прежней эмиграции, которые преподают и в школах, и в университетах, есть богословские факультеты в университетах, где православные священники участвуют в учебном процессе. Мы попытались в Магдебурге создать школу двуязычных детей, и уже 105 человек в этой школе; государство помогает, но цель ее, конечно, не религиозное воспитание, православие там преподается факультативно, как и в других школах. Но, тем не менее, она основана при нашем приходе, там и директор, и преподаватели православные, у них есть свой русский театр, художественная школа, ведется углубленное обучение русскому языку. Это что-то вроде начинающейся гимназии, наша мечта – сделать там двуязычную гимназию по образцу классической гимназии.
Наводим мосты
– Следующий звонок – из Белгородской области.
– Меня интересует такой вопрос: на проповеди батюшка говорил о грехе однополой любви. Сейчас на Западе очень широко развита толерантность, и они к этому спокойно относятся, хотя это грех.
– Это серьезный вопрос, и Святейший Патриарх ясно высказывался на эту тему. Я только могу еще раз подтвердить, что Православная Церковь осуждает это, это грех и не имеет никакого отношения к свободе человека. Почему-то у нас привыкли зачислять болезни духовные в область «свобод человека», но есть ведь совершенно конкретные методы лечения этого недуга. Просто общество на Западе не хочет этого признать. А это неправильно.
– Батюшка, звонок из Ашгабата.
– Отец Борис, приветствую Вас, это протоиерей Андрей.
– Отец Андрей, буду рад ответить на Ваш вопрос.
– Отец Борис, я хотел спросить, как у вас обстоит дело с нашими братьями – мусульманами?
– У нас в Магдебурге есть специальная организация, мост дружбы между православными и католиками и протестантами. Мы сейчас создали еще одну организацию, подобные есть и в других городах, ведем диалог с представителями ислама, иудаизма, буддизма и других традиционных религий. Мы даже проводим каждый год «день открытых дверей». То есть представители всех религий, человек сто, собираются, и мы идем в гости в иудейскую общину, в синагогу; там слушаем лекцию, угощают нас традиционными блюдами, потом идем в мечеть, там нам рассказывают об истории ислама, муфтий отвечает на наши вопросы, затем переходим в православный храм, потом в католическую церковь, и так далее. И это залог нашего единства.
– Батюшка, Новокузнецк на связи, давайте послушаем вопрос.
– Скажите, по Вашему мнению, почему общий язык не могут найти Православная Церковь, католики и люди, исповедующие ислам? Ведь в принципе-то Библия для всех одинакова, и в Коране все то же самое написано?
– Не совсем так. В Коране написано, что Всевышний создал нас разными, чтобы мы лучше узнавали друг друга. Но суть в том, что без Промысла Божия ничего не бывает, и то, что существуют различные религии, это подтверждение свободного выбора человека.
С молитвой и терпением
– Как православные праздники отмечаются в Германии?
– Православные праздники отмечаются скромно, за исключением, конечно, Пасхи. Пасха – это всеобщее торжество, поскольку она всегда совершается в выходной день. Ночные службы, полные храмы. А другие праздники, бывает, на рабочие дни попадают, и тогда, конечно, приходится довольствоваться малым количеством прихожан. Но так обстоит дело не везде, бывают такие большие города, где праздничное торжество, Всенощное бдение совершают так же, как в России. После каждого богослужения обязательно совершается встреча прихожан и священников и общая трапеза.
– Следующий звонок – из Сыктывкара.
– Батюшка, Вы говорили, что вам интересны такие семьи, где половина детей католики, а половина православные. Но как православные родители могут смиряться с тем, что половина их детей, по существу, является еретиками и им уготована участь на Страшном Суде, нам, православным, известно какая?
– Это вопрос интересный. Я просто хотел бы сказать, что не все так трагично обстоит. Во-первых, католики и лютеране – это не те еретики, о которых мы привыкли слышать. Ересь – это осужденное Церковью лжеучение о Христе. Мы признаем Святую Троицу и Крещение, католиков или лютеран, которые крестились у себя, мы принимаем в Православие через помазание святым миром, кто желает. Но совместные семьи пользуются совершенно определенным правом, о котором можно было бы целую передачу сделать, и благословением с царских времен.
– Батюшка, следующий звонок – из Италии.
– У нас тоже есть небольшой православный приход в городе Александрии, и я первый раз сегодня услышала, что нам могут оказать какую-то помощь из России в устройстве храма. У нас сейчас храма нет, мы служим в католической семинарии, где нам выделили небольшое помещение. Но есть небольшая церковь совсем заброшенная, на восстановление которой требуются серьезные средства. Поделитесь опытом, как у Вас так получилось, что вы получаете помощь из России.
– Вы должны обратиться к своему настоятелю, а он обращается, естественно, к епископу, и мы сможем вам дать консультацию по этому поводу.
– Батюшка, следующий вопрос задают из Красногорска.
– Батюшка, у меня вопрос, касающийся жизни и судьбы. Я потерял самое ценное, что есть на земле, – любовь, но приобрел самое главное – веру. Как мне вернуть любовь?
– Господь говорит нам следующие слова: Царствие Божие берется силой. Очень много сказок о любви написано. И о супружеской любви, и о любви к Родине, к Самому Творцу. И хотя любовь является наивысшим благом и чувством, она все равно должна проходить через подвиг, через страдания какие-то, через сомнения. И для этого существует не только любовь как добродетель, но и масса других добродетелей, которые укрепляют любовь. Это и вера, и труд, и пост, и другие вещи. То есть человек, потерявший любовь, но имеющий веру, может вернуть любовь. Стяжать надо любовь добродетелью.
– Еще один звонок послушаем.
– Я звоню из города Михайловска Рязанской области. У нас есть действующий женский монастырь, и по большим праздникам я хожу на службу. Все там замечательно, а вот исповедоваться и причащаться я хожу в другой храм, и вот по какой причине. Я хочу Вас спросить, может ли батюшка задавать вопросы, касающиеся интимных вещей?
– Существуют определенные правила Исповеди, и Вы сами, добровольно, должны осознавать эти грехи и можете тайно беседовать со священником абсолютно на любые темы, и ничего страшного в этом нет. Но это зависит от уровня вашей веры, вашей подготовки. Еще раз повторяю, что со священником люди беседуют на самые разные темы и каются в самых страшных грехах, только нужно каяться чистосердечно и глубоко, а насколько глубоко, это зависит от вас и духовника.
– Следующий звонок – Ростов-на-Дону на связи.
– Вы сказали о взаимоотношениях различных конфессий, что нужно нести свет Христов. Я довольно часто бываю на Святой Земле, общаюсь с иудеями и понимаю, что невозможно построить диалог именно потому, что они не принимают Христа ни под каким видом. И мне хотелось бы узнать, как вам удается находить с ними общий язык.
– Вы знаете (мы должны честно говорить), это нас научили так, что иудеи почему-то должны принимать Христа. Пока эта благодать Божия не коснулась конкретно этого человека, он никогда не поймет. Хотя Евангелие переведено на тысячу языков, не надо забывать, что до сердца его доводит все-таки Господь. Если у благочестивого иудея нет понимания Христа сегодня, может, оно придет когда-то. А требовать от них мы ничего не можем.
– Батюшка, скажите, каковы ближайшие планы благочиния?
– Задача – укрепление Православия в уже имеющихся приходах, создание интернет-сайтов, где люди могли бы прочитать литературу, актуальные новости, посмотреть, где существуют приходы, как можно добраться до ближайшего прихода, какие таинства где совершаются. То есть вести просветительскую деятельность с каждым прихожанином. Вот это первая наша задача как пастыря христианского.
– Несколько слов скажите о государственной поддержке, о чем Вы упоминали в начале разговора.
– Государство осуществляет поддержку организации, общины, а не Церкви. Есть правило в немецком законодательстве по финансированию общин. Если мы православные и обращаемся в министерство культуры, нам предоставляют часть финансов при условии, что мы имеем свою часть финансирования.
– Батюшка, скажите в завершение напутственное слово своим прихожанам в Германии и вообще всем телезрителям.
– Прежде всего, я хотел бы поблагодарить телеканал «Союз» за ту большую работу, которую вы уже провели в Германии, и хотел бы пожелать, чтобы наше сотрудничество послужило укреплению Православия на немецкой земле, и у нас на Родине, и в других странах. Помощи Божией вам.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»Никто не заменит родителей – Вопрос от Татьяны: «Моему сыну скоро исполнится 7 лет, перед Причастием ему нужно будет первый раз исповедоваться – как лучше подготовить ребенка к первой Исповеди?».
Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 8 октября – память преподобного Сергия Радонежского Церковь совершает память одного из величайших подвижников земли Русской, ее игумена, молитвенника, ходатая, заступника. Человека, который в свое время стал одной из самых сильных политических фигур, изменивших ход истории государства Российского
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.