Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (645) → Заповеди Божии – это жизнь

Заповеди Божии – это жизнь

№36 (645) / 19 сентября ‘11

Протоиерей Евгений Попиченко Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Огонь можно зажечь только от огня
Протоиерей Евгений Попиченко

Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

8 октября – память преподобного Сергия Радонежского

Церковь совершает память одного из величайших подвижников земли Русской, ее игумена, молитвенника, ходатая, заступника. Человека, который в свое время стал одной из самых сильных политических фигур, изменивших ход истории государства Российского – и не путем всевозможных манипуляций, хитростей, военных переворотов, а святой жизнью. Жизнью, что была угодна Богу, и стала авторитетом, маяком и для простых христиан, и для сильных мира сего.

Преподобный Сергий Радонежский, величайший сын Русской земли... Жил святой более шестисот лет назад, происходил из знатного рода и был сыном благочестивых родителей. Как государь часто для блага своего Отечества приглашает на службу людей разных званий из разных стран, так и Небесный Отец избирает для Себя служителей из разных сословий, призывает для духовных подвигов людей не только из какого-то одного рода, но от всякого звания, осеняя Своих избранников благодатью Духа Святого, являет их и проводниками Небесных даров грешникам, и угодными Ему за людей молитвенниками.

В молодых летах святой Сергий, тогда еще юноша Варфоломей, по смерти своих родителей удалился в дикие леса, где вместе с братом Стефаном устроил малую деревянную церковь, положив основание самой знаменитой ныне обители Русской Православной Церкви – Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Живя в лесной глуши, он терпел не только нужду телесную, но и страшный голод и холод, великие душевные скорби. Встречая тяжкие бесовские искушения, Сергий разрушал их сердечной крепкой и страстной молитвой ко Господу. Имея глубокое смирение, преподобный, когда собравшиеся вокруг него братия намерились избрать его игуменом, долго не соглашался на это и говорил, что гораздо лучше повиноваться, чем начальствовать. И уже после долгих просьб решился, уповая на Господа, принять управление обителью.

За святую жизнь Господь прославил преподобного еще в ранних годах. Не только люди уважали святого, но и дикие звери повиновались ему и не причиняли вреда. Один большой медведь часто приходил к келье угодника и получал из его рук пищу. Строгое благочестие, христианское смирение привлекли уважение к преподобному от великих и знатных людей – не только митрополит и бояре, но и сам князь уважал святого подвижника.

Когда на землю Русскую шел грозный Мамай со страшными татарскими полчищами, Великий князь Димитрий Иоаннович приходил к преподобному за советом и благословением. Одаренный от Господа прозорливостью, Сергий благословил князя на войну, предсказав ему победу, что по молитвам угодника и исполнилось, Отечество наше с того времени начало освобождаться от тяжелого владычества татаро-монголов.

Бывший в те годы в Москве митрополитом святитель Алексий перед своей кончиной хотел поставить преподобного своим преемником и уже возлагал на него свой святительский крест, но смиренный подвижник уклонился от этого великого служения, сказав святителю: «От юности моей я не был златоносцем, в старости наиболее хочу пребывать в нищете. Ты не найдешь во мне того, чего ищешь, ибо кто я, грешный и худший паче всех человек», – так говорил о себе тот смиренный муж, который удостоился явления в его убогую келью Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном. За шесть месяцев преподобный Сергий провидел свою кончину и предал свой дух Господу Богу на 78-м году жизни, 8 октября 1392 года. Через тридцать лет по кончине мощи преподобного были обретены нетленными, открыты в основанной им Лавре для благоговейного поклонения православного народа, и до сих пор тысячи и тысячи христиан могут прибегнуть к молитвенной памяти и к цельбоносным мощам преподобного Сергия.

В Евангельском чтении, которое каждый раз читается на вечернем богослужении накануне праздников преподобным, Господь говорит: «Никто не знает Сына, только Отец, и Отца не знает никто, только Сын, и кому Сын захочет открыть. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. И обрящете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко».

Преподобный Сергий всем своим существом услышал этот призыв Христа и ушел в леса именно чтобы стяжать нрав Христов, научиться кротости и смирению. Это самые главные добродетели, которые дают человеку мир души, делают его подобным Богу, напечатлевают в его душе образ Христов.

Кротость и смирение. Им мы должны прежде всего учиться у Бога, это источник мирной и счастливой жизни человека. И первый шаг к Богу, первый шаг смирения человек совершает, когда понимает, что его представления о Боге, о духовной жизни или о жизни вообще далеко не всегда бывают истинными. И если в чем-то мои понятия расходятся со Священным Писанием, с Преданием Церкви, то нужно смиренно наклонить голову и понять, что я не самый умный, а Библия, Церковь гораздо умнее меня. И если где-то что-то я сейчас недорабатываю, то не отрекаться или отмахиваться легко: «да у них как-то все непонятно, как-то все это сложно, все догматично», и оставаться вне Церкви.

Смириться и начать слушать, вслушиваться и слышать. Хотя очень часто звучит: «почему Церковь нам запрещает» или «почему нам не дает» или «не разрешает»… Ну, извините, у Церкви никогда не было таких рычагов и сейчас нет, чтобы кому-то чего-то не разрешать или запрещать. Иногда императоры или правители использовали Церковь для разных своих целей. Если император был благочестивый, как, например, Юстиниан Великий, то церковный авторитет он направлял на воспитание нравов своего народа. Если император был совершенно с обратными какими-то установками, например, Петр Великий Алексеевич, то он Церковь разрушал – уничтожил практически все монастыри, закрывал храмы, сбрасывал колокола на переплавку, устранил Патриаршество, себя назначил главою Церкви. Этим во многом объяснялась его политика государственного управления. Все привыкли считать его правление прорывом в Европу, и где-то, конечно, успехи были, но если взять внутреннее состояние народа, душу народа, его нравы, то как раз Петр Алексеевич и снял тормоза со звериных инстинктов человека, во многом выпустив зло на свободу. И нравственность русского народа с момента правления императора Петра I во многом была подорвана.

Не дело Церкви управлять государством или народом, заставлять, приказывать или указывать – нам не дано такой власти. Мы можем только свидетельствовать об истине. Церковь дает человеку возможность спасения души, но, как известно, насильно мил не будешь: невольник – не богомольник. И поэтому когда Господь еще проповедовал среди людей, сказал: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест и следуй за Мною», где ключевое слово – «кто хочет». При жизни Господа несколько сот человек из миллионов, окружающих Его, захотело последовать за Ним. И сейчас Церковь предлагает и Господь в Своих заповедях не запрещает, не приказывает – Он просит: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не осуждай. Но основная проблема в том, что заповеди Божии – это законы, по которым только и может жить человек. И нарушение Закона – это уничтожение себя, разрушение себя. Как Господь в одном месте через пророка сказал: «жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое».

Заповеди Божии – это жизнь. Каждый из нас сам, добровольно выбирает, чего он хочет. Хочет жизни – значит, необходимо изучать и следовать заповедям Божиим... И дай Бог нам с вами быть внимательными к своей собственной жизни и искать жизни по законам Божиим.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Борис Устименко: Наша задача – укрепление православия

Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с благочинным Северной Германии протоиереем Борисом Устименко в эфире православного телеканала «Союз» Приходов все больше

 
Праведный Симеон

«Он сподобился от Бога нетления…»

Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 25 сентября – память святого праведного Симеона Верхотурского Совершенное смирение Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс