Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах священником Алексием Уминским в эфире телеканала «Союз»
Священник-телеведущий. На какую целевую аудиторию он работает, думает ли о рейтингах и сможет ли вести ток-шоу? Об этом в программе «Люди Церкви» разговор с настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах священником Алексием Уминским.
Ведущий – Олег Петров.
Первый блин – не комом
– Здравствуйте, отец Алексий. Давайте вспомним Ваш первый эфир. Когда и как это было?
– Боюсь, что не вспомню точную дату, но это было достаточно давно – думаю, что десятилетие точно прошло с того момента, когда я появился в телеэфире в качестве ведущего. Это было для меня очень неожиданно, никогда себя в этой роли не представлял, не было никаких профессиональных навыков (за прошедшее время какой-то опыт, наверное, появился). Это было в программе под названием «Дела житейские», которую придумали и организовали на телестудии «Неофит», которая сейчас работает при Даниловом монастыре. Программа выходила сначала на канале «Культура», потом был проект под названием «Тесные врата», и уже потом третий проект, «Православная энциклопедия», где я являюсь ведущим в течение последних семи лет.
– Батюшка, работа с телеаудиторией имеет какие-то особенности? Одно дело, когда священник проповедует с амвона, и совсем другое дело в эфире. В какой момент Вы поняли, что Вы не только священник, но и телеведущий?
– На самом деле я об этом не задумывался никогда. Я просто вспоминаю, как это случилось. Когда-то давным-давно на канале ТВ6, которого сейчас уже не существует, была программа «Канон». Ведущий этой программы Дмитрий Менделеев, который сейчас ведет свою программу «Библейский сюжет» на канале «Культура», человек очень профессиональный, ученик Листьева, настоящий телевизионщик, как-то однажды пригласил меня в качестве гостя в программу, которая шла в формате ток-шоу. Потом еще несколько раз я участвовал в эфире этой программы, а потом Дима решил заняться собственными проектами, и первый проект его был как раз «Дела житейские», где его главная идея была – сломать структуру интервью: обычно ведь священнику задают вопросы, а тут он решил сломать этот образ. Попробовал меня на эту роль, и я не могу сказать, что с самого начала как-то ощущал себя в роли телеведущего, который умеет вести беседы и задавать вопросы. Это был такой хороший задушевный разговор, и именно беседа, потому что человек, который был моим гостем, мог обсудить со мной какую-то проблему и услышать мое мнение. И вот так постепенно сложилось. А потом появилась программа «Православная энциклопедия», где я уже оказался в роли настоящего ведущего программы, и сегодня это уже вполне сложившийся образ.
– Отец Алексий, кем Вы себя ощущаете в эфире – профессиональным ведущим, или все-таки никогда не забываете, что Вы священник?
– Мне кажется, что здесь и то, и другое. Потому что, прежде всего, мы обсуждаем в телеэфире вопросы Церкви, жизни верующих, нравственности, пытаемся ответить на вопросы, которые ставит перед нами общество, то есть те проблемы, которые поднимаются священниками во время проповеди, потому что проповедь сегодняшнего дня – это ведь не просто комментарий Евангелия, не только толкование каких-то слов из Священного Писания, но прежде всего ответы на вызовы современности.
– Чтобы соответствовать требованиям телевизионного формата, нужна ли священнику специальная подготовка?
– Понимаете, священнический опыт сам по себе – тоже подготовка, потому что священник изначально человек публичный. Умение говорить проповедь – это с одной стороны, с другой стороны – умение говорить с конкретным человеком, вести диалог, умение слышать, вслушиваться, понимать. Вот это – навыки, которыми должен обладать любой священник, а еще он должен быть педагогом, психологом, ведь ему многие доверяют, на него смотрят как на человека, которому можно открыть самое сокровенное, тайное. И поэтому люди, видя на телеэкране священника, прислушиваются к его словам. Как ни крути, телевидение наше сегодня во многом оставляет желать лучшего, и то, что льется с экрана, вызывает отвращение у многих людей, в том числе у священников. Наши телезрители, к сожалению – и к счастью, очень доверчивые. Все зависит от того, что им предлагают. И когда этой доверчивости можно предложить что-то настоящее, что-то сущностное, помочь человеку что-то услышать и в этом разобраться, это очень важно. Потому что доверчивого человека очень легко обмануть, запутать и увести в погибель.
Диалог на равных
– Для того чтобы не было возможности манипулировать людьми, и должен работать формат телевизионного православного диалога, – православные программы могут выходить в разных форматах; не возникает ощущения, что диалог священника с гостем в студии есть публичная Исповедь?
– Вы знаете, что Исповедь может быть публичной, как было в первые века истории христианства. И когда священнику, скажем, в прямом эфире телезритель задает какой-то вопрос, это публичный вопрос, но телезритель-то все равно остается сокровенным, никто его не видит. Но ответ на этот вопрос могут услышать очень многие. И эта сокровенность вопроса, заданного в эфире, может затронуть сердца и умы тех людей, которые до храма еще не дошли, но у которых болит та же рана, есть то же состояние неопределенности или тяжести, или скорби, которое требует разрешения.
Да, это в какой-то степени похоже на Исповедь, это бывает, когда священнику в прямом эфире задают очень сокровенные вопросы. И от священника требуется колоссальный такт, очень большая осторожность – не очень корректный ответ или слова, произнесенные с некоторой жесткостью или требовательностью, могут ранить не только того, кто задает вопрос. Может быть, как раз тот конкретный человек, услышав от священника твердое, жесткое слово, и не поколеблется. А вот сотни тысяч людей, которые слышат этот ответ и проецируют его на свою душу, на свое сердце, на свою рану, услышав жесткий ответ, могут быть не просто ранены, они могут быть даже убиты. Я с сожалением могу констатировать, что такое сегодня можно услышать в прямом эфире в ответах наших священников.
– Телеведущий должен думать, на какую аудиторию он работает: есть такое понятие – целевая аудитория. Когда Вы отвечаете на вопросы, все понятно – Вы общаетесь с человеком напрямую, и тут Вы думаете о нем, ориентируясь на содержание вопроса. Но выступая в программе «Православная энциклопедия», Вы думаете об аудитории, или это просто позиция священника, образованного человека, который что-то рассказывает людям?
– Конечно, об аудитории мы думаем: понимаем, что взять для обсуждения какую-то очень серьезную богословскую тему означает резко сузить аудиторию – говорить о серьезных проблемах на научном уровне, даже на энциклопедическом, хотя мы и называемся «Православной энциклопедией», будет, наверное, неправильно. Но и занижать, как-то слишком примитивизировать понятия – до этого не опускаемся. Стараемся сделать хороший средний уровень, с одной стороны, немножечко подтянуть до него тех, кто еще не совсем созрел, заставить их о чем-то новом подумать, потом потянуться к библиотеке, к интернету, найти это понятие, для себя его расшифровать. А с другой стороны, мы все-таки приглашаем на наш эфир всегда людей очень профессиональных, ученых, специалистов в своей области, но именно тех, кто умеют так преподать свой материал, чтобы он был понятен многим.
– Еще понятие на телевидении – рейтинг. Высокий – значит, много рекламы. Программе религиозной тематики реклама не нужна, но рейтинг дает возможность создателям этой программы что-то корректировать в сторону улучшения. Вы делаете такие замеры?
– Мы знаем рейтинги многих программ, в том числе и программы «Православная энциклопедия». Много-много лет он держится на неплохом уровне. Программа выходит в утренний эфир, и у нее один из самых хороших рейтингов для утреннего эфира.
– На Ваш взгляд, утренний эфир удачен для такого формата?
– Сначала мы были недовольны утренним временем, хотелось выходить с программой немного позже. Но, с другой стороны, за десять лет к этому времени и рейтингу привыкли уже все. И на самом деле – просто удивительно, но на телевидении немного найдется программ, которые в течение десяти лет выходят в эфир в одно и то же время, на одном и том же канале. Обычно программа не живет больше года, сезон отработала, интерес постепенно исчезает, и через какое-то время программа снимается с эфира.
С «Православной энциклопедией» этого не происходит, рейтинг не падает, несмотря на то, что сейчас очевидно, что часть нашей аудитории перешла на просмотр программы в интернете, ведь там ее можно посмотреть в любое удобное время. Раньше мы выходили только в прямом эфире, но сейчас есть много записанных программ, иногда и мне очень интересно посмотреть, как это все-таки получилось. Я уверен, что многие наши телезрители, которые были нашей стабильной аудиторией, тоже перешли на просмотр программы в интернете. Но рейтинг ее не упал, телезрителей стало больше – именно благодаря тому, что эта программа стала выкладываться в интернете, у нас появилась очень и очень большая зарубежная аудитория. Надо сказать, что за эти годы вообще эфир ТВЦ сузился. Раньше ТВЦ можно было спокойно смотреть в Украине, в Белоруссии, в Грузии, в Молдавии, во всех странах СНГ; сейчас, к сожалению, этого нет. И те, у кого нет специальной «тарелки» или специального пакета ТВЦ, программы смотреть не могут, и поэтому мы потеряли, как нам казалось, огромное количество телезрителей из стран СНГ, – но в связи с тем, что программа стала выкладываться в интернете, мы приобрели гораздо больше телезрителей.
Когда снимаем программы о Православии, у нас много зарубежных поездок, и мне очень приятно бывает, когда в разных странах мира ко мне подходят люди, которые хорошо знакомы с нашей программой.
Смелость и ответственность
– Удовлетворенность телеаудитории – это одно, а доволен ли ведущий, редактор, создатель программы Алексий Уминский?
– Конечно, я могу пожаловаться, что чем-то недоволен. И у нас бывает некая усталость от программы – она выходит как альманах, почти не меняясь в течение десяти лет. К этому и привыкаешь, и одновременно от этого устаешь. С одной стороны, хотелось бы как-то разнообразить программу, сделать ее более острой, более публицистической. Когда «Православная энциклопедия» только начала выходить, это была единственная программа, где была беседа священника, церковные новости. Сейчас на православных телеканалах «Союз», «Спас» выходят похожие программы. И хотелось бы, конечно, видеть некие иные формы, иные жанры.
Хотя разработка этих жанров очень непростая, потому что телевидение все может свести до банальщины, до примитивизма, даже до пошлости. Ну, скажем, ток-шоу… Можно ли говорить о Православии в рамках ток-шоу? Наверное, можно. Но тогда как это красиво и серьезно организовать? Была замечательная программа, построенная как ток-шоу, «Русский взгляд». Была очень хорошо выбрана красивая, замечательная студия, было много гостей, но это требует очень и очень больших финансовых затрат. А сегодня все-таки наше православное телевидение малобюджетно. Мы развиваемся, выходим в эфир, нам важно этот эфир заполнять, но мы понимаем: чтобы сделать наше телевидение современным, у нас просто нет средств: у нас нет государственного финансирования, нет рекламы – основной финансовой подпитки красивого, яркого телевидения, и у нас этого никогда не будет. Значит, надо что-то придумывать самим вот за эти деньги.
Как это будет развиваться дальше, я не могу себе представить, но мне кажется, что мы можем сделать наше телевидение интересным, ставя, может быть, более жестко вопросы, обсуждая их на более серьезном уровне. Может быть, стоит сделать телевидение площадкой для внутрицерковного и общественного обсуждения каких-то острых проблем, о которых пока мы стесняемся говорить.
Мне кажется, что сегодня мы должны быть более смелыми и одновременно более ответственными за свои слова. Потому что сегодня у нас, православных, ищут ответы на вопросы не только верующие, как раз сейчас смотрят на нас люди неверующие, и, к сожалению, часто ответов на злободневные вопросы не находят. А если и находят, то эти ответы могут их не удовлетворить, потому что мы не умеем пока говорить с неверующими без назидательности, без какой-то самоуверенности, что уж мы-то точно все ответы на все вопросы знаем, мол, слушайте только нас, правда только за нами. Мне кажется, что по-настоящему диалога еще не хватает. И не хватает еще мужества услышать в свой адрес неприятные слова. К этому мы должны сегодня быть готовы, во-первых, потому что нам нечего бояться, во-вторых, потому что нам нечего стесняться. У нас открытая Церковь, мы выходим к людям, говоря о том, что мы любим, мы призваны любить людей. И поэтому не должны бояться слушать неприятные слова в свой адрес, тем более если эти неприятные слова несут в себе какую-то долю правды.
– Скажу не только свое мнение: в формате большой студийной православной программы модератором многие коллеги видят именно Вас – публициста, православного интеллектуала, человека диалога, который может слышать, слушать, вести диалог. Видите ли Вы себя в таком качестве?
– Мне приятно, конечно, что с таким доверием относятся ко мне, но, честно говоря, не знаю. Никогда об этом не думал и себя в такой роли никогда не представлял.
– Спасибо огромное, что согласились на это интервью, успехов Вам в Вашем профессиональном телевизионном общении, до новых встреч.
Из истории епархииВозникновение и распространение христианства в Подонье историки относят к первоапостольским временам. Существует предание, что святой апостол Андрей Первозванный, благовестивший об Учении Христа в ставших позднее славянскими землях Восточной Европы, бывал и на Дону
Ирина Рахимова. «Нам не жить друг без друга…» Что такое любовь и как сохранить ее; как женственность супруги раскрывает в мужчине его лучшие качества, а мужественность спутника помогает женщине познать свою красоту; о счастье и конфликтах в семье; как пережить развод... О семье как грандиозном проекте идет речь в книге И.А.Рахимовой «Нам не жить друг без друга…».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.