Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Возникновение и распространение христианства в Подонье историки относят к первоапостольским временам. Существует предание, что святой апостол Андрей Первозванный, благовестивший об Учении Христа в ставших позднее славянскими землях Восточной Европы, бывал и на Дону в пределах нынешней Воронежской области. Кроме св. апостола Андрея на Дону благовествовали слово Божие апостолы Филипп и Симон Кананит. Южное Придонье, Приазовье на протяжении многих десятилетий было местом ссылки христиан из центральных районов Римской империи. Труды апостолов и подвиги ссыльных христиан способствовали укоренению истинной веры. В I-II веках христианство прочно утвердилось в Южном Подонье. Население античного государства Танаис, географически расположенного в устье Дона, практически исповедовало христианство.
В конце VII века земли Подонья осваиваются кочевыми хазарскими племенами. Севернее расселяются славянские племена вятичей. Исследованные поселения и погребальные комплексы хазар и вятичей, позволяют сделать вывод, что они были языческими. Однако из жития святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, нам известно, что святые братья, огласившие в 860 году христианской проповедью Подонье, крестили славян и хазар.
Учреждение Рязанской епархии
Сто лет спустя, после разрушения Танаиса гуннами, христианское население Тамани было объединено в Фанагорийскую епархию Константинопольской Церкви, более известную как Таматарханская (Тмутараканская) епархии. Эта епархия вошла позднее в число первых епархий «новорожденной» Русской Церкви. С официального принятия христианства на Руси в 988 году свет Христовой веры постепенно распространился во все пределы древнерусского государства.
В 1198 году было образована Рязанская епархия. Воронежский край, находившийся в политическом подчинении Рязанскому княжеству, в церковно-каноническом отношении стал окормляться Рязанскими Владыками. Первое упоминание о Воронеже относятся к 1177 году. Под 1146 годом в летописях упоминается Елец.
Сарайская епархия
Во второй четверти XIII века на Русское государство обрушились полчища монголо-татар. В нашествие хана Батыя погибло множество священнослужителей и простых мирян. На Руси установилось иноплеменное иго. Но христианство на Дону в этот период не только уцелело, но и значительно укрепило свои позиции. Особенно после учреждения в 1261 году епископской кафедры в столице Золотой Орды городе Сарае. Первым Сарайским епископом был Митрофан. О его деяниях в летописях сообщений не сохранилось. Известно, что в 1269 году он принял великую схиму. На кафедре его сменил епископ Феогност. При епископе Феогносте к Сарайской епархии отошли земли древней епархии Переяславля-Южного. Таким образом, Сарайская епархия заняла всю южную территорию между Волгой и Днепром, соприкасаясь с рязанскими владениями.
«Дикое поле» отступает
Более чем на сто лет опустели земли Подонья, стали «Диким полем», где хозяйничали кочевые орды. С середины ХVI века начинается колонизация Среднего Подонья. В Воронежском крае восстанавливаются старые города, строятся новые: Данков (1563), Воронеж (1585), Ливны (1586), Елец (1592) и др. Одной из первых обязанностей строителей было устройство в городе церквей и монастырей. В этот период все население Дона в церковно-каноническом отношении подчинялось Рязанским Владыкам, которые из-за обширности своей епархии с трудом простирали свое архипастырское окормление на «Донскую украину». Церковная зависимость воронежского края от Рязани была чисто номинальной, что отрицательно сказывалось на духовно-нравственном состоянии населения. В 1682 году была образована Воронежская епархия, которой были переданы земли Рязанской и Белгородской епархий.
Гонения
В результате государственного переворота в октябре 1917 года власть в России перешла в руки большевиков. Началось поругание святынь, поношение и истязание духовенства.
В условиях нарастающей вражды по отношению к Церкви Священноначалие епархии приняло решение о проведении в Воронеже 8 февраля 1918 года Крестного хода. Архиепископ Тихон (Никоноров) обратился с письменной просьбой в Воронежский исполнительный комитет о разрешении Крестного хода.
Большинство членов исполкома было против разрешения Крестного хода, но руководители большевистской ячейки приняли решение удовлетворить просьбу архиерея. В грандиозном шествии участвовало несколько тысяч человек.
Охрана «порядка» была поручена «боевой рабочей дружине», специально для этого вооруженной пулеметами. Командир дружины, член исполкома Чернышов, выступавший против разрешения Крестного хода, взял на себя ответственность за его «ликвидацию». Процессия, вышедшая с молитвенным пением из Митрофановского монастыря, была встречена пулеметным огнем. На мостовой остались десятки убитых и раненых.
Год 1918-й стал только началом – страшным, безумным, диким, но все же только началом – грядущих испытаний.
Преступным шагом органов советской власти в политике по отношению к Православной Церкви была широкомасштабная кампания по ликвидации святых мощей. Особый размах вскрытия приобрели в феврале-марте 1919 года. 28 января были вскрыты мощи святителя Тихона Задонского, 3 февраля – святого Митрофана Воронежского.
Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над честными останками святителя. 3 февраля 1919 года перед началом литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа»: «покончить с поповскими баснями о святых мощах».
Красноармейцы оттеснили верующих от раки святителя и вынули из нее кипарисовый гробик с мощами и с насмешками стали сдергивать пелены и покровы со святителя, полностью обнажив его. При этом народу показывались предметы, к мощам не относящиеся, специально принесенные большевиками для антирелигиозной пропаганды. Затем собравшимся продемонстрировали поднятые на штыках святые мощи.
С весны 1919 года по всей губернии прокатилась волна народного протеста против большевистских беззаконий. Все выступления подавлялись жесточайшим образом специальными карательными отрядами. По разноречивым данным с 1918 по 1920 год в Воронежской епархии было умучено 160 священнослужителей.
Вместе с народом
К началу Великой Отечественной войны Воронежская епархия как церковно-административное объединение практически прекратила свое существование: на территории области оставалось всего два действующих православных храма. Начавшиеся военные действия не внесли никаких изменений в политику по отношению к Церкви: продолжались аресты священнослужителей, активно работал областной совет Союза воинствующих безбожников, областной комитет ВКП(б) принимал решения «О проведении массовой антирелигиозной работы». Ситуация стала меняться с 1942 г.: были открыты Христорождественская церковь в с. Анна, Знаменская – в Борисоглебске, Никольская – в Воронеже; прекратилась деятельность организации безбожников; из партийных и государственных документов исчез термин «антирелигиозная и атеистическая работа».
Открывались храмы и на оккупированной территории Воронежской области (в оккупации находилось практически все Донское правобережье: 30 административных районов полностью и 5 частично) – за шесть месяцев было открыто 36 храмов. Не возражая против стихийного массового открытия церквей, немецкие власти препятствовали воссозданию церковно-иерархических отношений. В проведении религиозной политики оккупационные власти исполняли указание Гитлера: «Мы должны избегать единой церкви на русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о Боге. Поскольку тем самым разрушающие тенденции в русском пространстве еще более усилятся».
В январе 1943 г. Воронежская область была освобождена. Началось восстановление канонического церковного устройства. К концу 1944 г. в епархии насчитывалось 6 благочинных округов: Алексиевский, включавший 30 церквей, Борисоглебский – 3 церкви, Воронежский – 8, Землянский – 10, Острогожский – 18 и Россошанский – 14; итого 83 храма. Храмы открылись в крупных населенных пунктах области: Липецке, Усмани, Павловске.
Одним из основных направлений деятельности Русской Православной Церкви в этот период была патриотическая помощь государству. В первый день войны глава Русской Церкви митрополит Сергий (Страгородский) призвал духовенство и верующих собрать все силы на защиту Отечества.
Воронежская епархия в период с 22 июня 1941 г. по 1 января 1947 г. пожертвовала в фонд обороны, на восстановление народного хозяйства и другие патриотические цели около 9 млн рублей.
Дата рождения: 24 августа 1949 г.
Дата хиротонии: 30 января 1983 г.
Дата пострига: 26 августа 1973 г.
День ангела: 8 октября.
Образование:
Награды
Описание. В 1681 году выделена из Рязанской и Белгородской епархий. С 1696 года – Воронежская и Азовская, в 1704-1788 гг. – Воронежская и Елецкая, в 1788-1794 гг. – Воронежская, в 1795-1829 гг. – Воронежская и Черкасская, в 1829-1943 гг. – Воронежская и Задонская, в 1944-1954 гг. – Воронежская и Острогожская, в 1954-2003 гг. – Воронежская и Липецкая, с 7 мая 2003 года – Воронежская и Борисоглебская. Объединяет приходы и монастыри на территории Воронежской области.
В епархии 351 приход, священнослужителей – 314, в том числе священников – 279, диаконов – 35.
Монастыри
Учебные заведения
Учреждена 31 мая 1745 года по указу епископа Воронежского Феофилакта (Русанова). Материальные трудности и недоверие духовенства к «латинству» привели к закрытию семинарии при епископе Иоанникии (Павлуцком) (1761—1763). В 1763 году семинария была вновь открыта его преемником по кафедре епископом Тихоном (Соколовым). Он выписал учителей из Киева и Харькова. Преосвященный Тихон часто посещал классы, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий, начал создавать библиотеку. Дело святителя Тихона продолжили епископы Иннокентий (Полянский) и Мефодий (Смирнов). В их правление Воронежская семинария становится одной из образцовых в России.
В августе 1918 года советская власть закрыла семинарию, реквизировала все ее имущество, уничтожила богатейшую библиотеку. Духовенство, преподаватели и воспитанники семинарии были подвергнуты преследованиям и репрессиям.
В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежского епархиальное Духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы. В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров.
Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 г. училище преобразовано в Воронежскую Духовную семинарию.
4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную Духовную семинарию и получила статус высшего профессионального учебного заведения.
В Крещении – Михаил. Его родители принадлежали к духовному званию. Был женат, имел сына.
В сорок лет Михаил овдовел. В 1663 году был пострижен в монашество с именем Митрофан в Золотниковской Пустыни в честь Успения Божией Матери. Митрофан был известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 году по просьбе братии Яхромского Космина монастыря был поставлен игуменом этой обители. С 1675 года Митрофан – игумен Унженского Троицкого монастыря, которому покровительствовал царствующий Дом Романовых.
2 апреля 1682 назначен епископом Воронежским, был первым архиереем на вновь учрежденной кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии, однако тамошние архиереи не посещали Воронеж и его окрестности, находившиеся на глубокой периферии их обширной епархии. Многие местные жители не испытывали уважения к религии, образовательный уровень пастырей был крайне низок, в регионе было велико влияние старообрядчества. В конце августа 1682 года епископ прибыл в свою епархию.
Главные заботы святителя сосредоточивались на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. Число храмов в епархии увеличилось до 239. Были основаны два новых монастыря, один скит преобразован в монастырь. Обители епархии были подчинены архиерейскому надзору, в них была налажена финансовая дисциплина. Владыка был строгим, но справедливым Архипастырем. Активно боролся с влиянием старообрядчества, открывал в селах школы.
Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как Правящий Архиерей содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение. В то же время активная политика вестернизации различных сторон жизни встречала неприятие со стороны святителя, который не боялся возражать царю. В житии святителя описан его конфликт с Петром I во время одной из поездок царя в Воронеж. Государь пожелал видеть у себя святого Митрофана. Святитель тотчас же отправился к царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Об этом доложили императору, который, не зная, почему святой Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Разгневанный такими словами Петр приказал передать святому: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».
Конфликт завершился примирением.
В августе 1703 епископ Митрофан тяжело заболел. 10 августа был пострижен в схиму с именем Макарий, в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря, в котором был игуменом до своей архиерейской хиротонии. В своем завещании, в частности, писал: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».
23 ноября 1703 святитель Митрофан скончался. 4 декабря, в день похорон, царь Петр I, лично нес гроб Владыки, а после, обратившись к приближенным, сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». Владыка Митрофан был похоронен в Благовещенском соборе Воронежа.
Народное почитание Владыки сопровождалось многочисленными чудесами. В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. Дни памяти (ст. ст.): 7 августа (обретение мощей), 4 сентября (второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября.
Web-сайт Воронежской и Борисоглебской епархии: www.vob-eparhia.ru
Беседа с настоятелем храма Святой Животворящей Троицы в Поленове священником Алексием Дарашевичем в эфире телеканала «Союз» – Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях настоятель храма Святой Животворящей Троицы в Поленове священник Алексий Дарашевич. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.
Беседа с настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах священником Алексием Уминским в эфире телеканала «Союз» Священник-телеведущий. На какую целевую аудиторию он работает, думает ли о рейтингах и сможет ли вести ток-шоу?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.