Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (628) → Если человек выходит за рамки Священного Писания и Священного Предания, то он открывает сердце дьяволу

Если человек выходит за рамки Священного Писания и Священного Предания, то он открывает сердце дьяволу

№19 (628) / 17 мая ‘11

Люди церкви

Беседа с епископом Бронницким Игнатием, председателем Синодального отдела по делам молодежи

Разнообразна деятельность людей Церкви. Владыка Бронницкий Игнатий – председатель Синодального отдела РПЦ по делам молодежи. О его делах и проблемах наша беседа. Ведущий – Олег Петров.

– Владыка, развитие отношений с молодежью светской, воцерковление молодежи православной, текущая работа Вашего отдела… Меняются ли задачи деятельности отдела?

– Все меняется в нашей жизни, поскольку время на месте не стоит. То же происходит и в работе с молодежью. Сегодня мы видим, как не только Церковь, но и все общество прекрасно понимает: если мы потеряем молодежь, мы потеряем будущее страны, – а мы уже убедились, что это может произойти очень быстро. Конечно, и сама структура, и поле деятельности стали более обширны. Здесь не только миссионерская работа, здесь и социальная, и культурно-просветительская работа. И организация лагерей, дискуссионных клубов, лекториев, других форм общения с молодежью – площадки очень разные. И приходится на эти площадки выходить уже более подготовленными, ведь надо отвечать всем запросам современной молодежи.

– Не так давно прошло заседание молодежного клуба, организованное Миссионерским отделом при Даниловом монастыре; я был на этом заседании, видел молодежь, которая там присутствовала – едва ли тридцать человек собралось, но и это хорошо. Я на нескольких заседаниях был, видел одних и тех же людей, да и вопросы одни и те же; в основном, молодые люди приходят больше послушать, чем поговорить. Кто-то приходит даже и с ирокезами, в каких-то майках с рисунками, и для них все происходящее там в диковинку. Получается, мало интереса массового. А ведь работа с молодежью рассчитана именно на массовость?

– Конечно, она рассчитана на массовость. И, в первую очередь, молодежь приходит не просто послушать, она приходит, чтобы увидеть реальные дела. Недаром слова апостола Иакова звучат так: вера без дел мертва. Если мы будем только отвечать на вопросы, если будем учить людей жить, то больших плодов не дадут наши слова. Самое главное – конкретные дела, реальная работа. Я могу сказать, что с молодежью работает не только Данилов монастырь, при Епархиальной комиссии города Москвы существует Молодежный совет. Каждый четверг проходят встречи, и на них присутствует сто, а то и больше человек. И ребята обсуждают различные темы, здесь нет вопросов и ответов, здесь самое главное – разработка и обсуждение различных программ.

Мы организуем свою работу так, чтобы был реальный, живой контакт между неформалами, молодыми людьми, находящимися в поиске, между молодежью и людьми старших поколений. И самое главное – если на это встречи приходят люди, как вы сказали, даже с ирокезами или в каких-то расписных майках. Это здорово, потому что они хотят услышать голос Церкви. Я много встречался с неформалами. Вы знаете, они очень интересные люди, очень интересные вопросы задают. И самое главное, они умеют слушать и слышат.

– И все-таки все субкультуры, с которыми работает Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви, малочисленны, так или иначе тяготеют, как они считают, к чему-то мистическому, неотмирному? Какая тут точка соприкосновения с Православной Церковью? Слава Богу, что есть некоторые положительные примеры, но все-таки массового привлечения светской молодежи из благополучной среды (ничем, к сожалению, не интересующейся, кроме материального достатка) не происходит. Наверное, потому что нет методики целенаправленной работы с такой молодежью?

– Сейчас она разрабатывается. Ведь мы впервые столкнулись с этой темой. Если взять историю, то до революции практически не было такой работы. Мы знаем, что Православие было государственной религией и, наверное, не было необходимости так широко работать с молодежью. Сегодня все иначе. Но не надо забывать, что мы не обладаем тем большим потенциалом, каким сегодня обладают различные структуры нашего общества, к примеру, средства массовой информации. Какое влияние сегодня средства массовой информации оказывают на сознание молодых людей? Более шести часов в сутки молодой человек или человек среднего возраста проводит у телевизора. А что есть сегодня на телевидении? Наверное, телеканал «Союз» – единственный, который пытается что-то сделать, как-то исправить ситуацию. А в основном идет большой негатив. А молодые люди порой не умеют отделить добро от зла, черное от белого. И это влияние, конечно, намного превосходит ту работу, которую делает Русская Православная Церковь. Но, несмотря на это, мы пытаемся вместе со всеми здоровыми силами общества находить какие-то рычаги, какие-то направления. Что касается методики, то любая методика – это всегда опыт. И опыт, который есть, мы пытаемся положить на электронные носители, на бумагу, видеопродукцию, чтобы сделать какие-то реальные предложения. Но самое главное, чему я, например, отдаю предпочтение, – надо всегда слышать голос самой молодежи: что бы они хотели увидеть и услышать? Естественно, в рамках нравственного закона, в рамках Священного Писания и Предания. Молодежь предлагает очень много интересного, тем более, что они общаются со сверстниками, живут в этой среде и знают, что наиболее интересно современному молодому человеку.

– Что мешает Православной Церкви создать федеральный телеканал, который мог бы конкурировать с существующими средствами массовой информации?

– Вы знаете, сейчас мне вспомнились такие известные слова: Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердце человеческое. Это не вечная, конечно, борьба, а временная, потому что зло победил еще Спаситель, взойдя на Крест, и мы это знаем. Но эта борьба продолжается, и возможности выиграть ее есть. И молодежь наша способна выходить в эфир. Думаю, что пройдет время, и на телевидении будет не только один канал «Союз», а еще несколько православных телеканалов, программ, которые будут свидетельствовать и говорить о Христе, свидетельствовать и говорить о правде.

– Современная молодежь привыкла проводить свободное время в ночных клубах, на различных тусовках. Не попытаться ли использовать подобные формы при работе с той частью молодежи, которую еще надо воцерковить? Возможен ли компромисс с какими-то православными методиками?

– Прежде всего нужно следить, чтобы не произошло компромисса с крайней силой – с дьяволом. Церковь всегда стояла и стоит на консервативных началах. Всегда Священное Писание и Священное Предание были и остаются тем фундаментом, на котором зижделись и зиждутся многие и многие поколения людей – они опытом своей жизни доказали, что если человек выходит за рамки Священного Писания и Священного Предания, то он открывает сердце дьяволу. Самое главное, чтобы компромисс не привел к потере нравственных ценностей.

– Владыка, здесь речь не о компромиссе с совестью, речь идет о компромиссах: по слову апостола Павла, с язычниками – как язычник, с мытарями – как мытарь. Многие действующие миссионеры Православной Церкви сейчас уже ходят на рок- концерты, занимаются определенной работой среди рок-певцов, и это им удается. Константин Кинчев, например, провозглашает некие православные тезисы…

– Я вам скажу, что это форма работы, а формы могут быть разными. Самое главное, чтобы они не меняли суть. Хотя, опять же, форма форме рознь. Конечно, приходить в ночной клуб, тем более, если он имеет какую-то определенную направленность, думаю, не стоит. Можно создать нечто другое, куда можно привлечь молодежь, – именно создать. А идти туда, где тебя не хотят слушать, не надо. Хотя, конечно, апостолы шли и туда, где их и не ждали – вопрос интересный, и над ним надо еще думать. Но, вы знаете, различные формы помогают в проповеди, в деле миссии. Может привлечь даже просто образ жизни человека. Взять молодого человека, который приходит в храм, живет нормальной жизнью, и человека, который не хочет тебя слышать. Второй смотрит на этого православного человека и думает: «да он такой же, как я, только он верит в Бога, мыслит другими категориями, и мыслит правильно». Я очень много сталкивался с такими примерами.

– Во многом тон жизни светской молодежи задают веяния моды. Так, в середине прошлого века произошла так называемая сексуальная революция, когда в моду вошли мини, бикини и прочее. Этот тон был задан кутюрье. Но форма одежды тем не менее изменила сознание человека, восприятие противоположного пола; изменилось мировоззрение. Можно ли сегодня так же провести контрреволюцию, – если хотите, можно ли инициативой Отдела по работе с молодежью, с православными кутюрье и людьми, которые сочувствуют Православной Церкви, задать моду или хотя бы попытаться задать тон целомудрия среди молодежи?

– Я думаю, что можно. Во-первых, всякая революция несет в себе что-то негативное, не Божие. Потому что коренным образом меняется даже не сознание, а устои, которые существовали. Что касается сотрудничества с православными кутюрье, конечно, это возможно. Во-первых, все должно быть в разумных пределах, девушка, женщина должны выглядеть так, как они должны выглядеть. Мужчина носит свои одежды. И ни в коей мере не должно происходить их смешение. Когда идешь по улице и не понимаешь, кто перед тобой – мужчина или женщина, это страшно. Но самое главное не в одежде, самое главное – во внутренней жизни каждого человека.

– Если девушка надевает красивое вечернее платье, она испытывает одно ощущение, рабочий халат – другое; в этом смысле внешнее влияет на внутреннее. Возможны ли православные подходы к светским формам – православная мода, православный стиль и прочее? Возможно ли переносить православные понятия на светский образ жизни современной молодежи, чтобы привлечь ее в Церковь?

– Есть такая хорошая поговорка: встречают по одежке, провожают по уму. Конечно, возможно. Почему? Потому что все равно внутренний мир отображается на лице каждого человека, ведь лицо человека это есть образ души. Конечно, ты должен понимать, что твоему лицу, образу твоей души должно соответствовать и все остальное. Изменение формы одежды есть свидетельство перемен в наших умах.

– Молодые люди живут церковной жизнью, по благословению выбирают институты, по благословению идут на работу в те или иные приходы, по благословению вступают в брак. И дальше начинается самое тяжкое – разводы, соблазны. У многих молодых людей был какой-то прагматичный идейный подход: православный парень, православная девушка, благословение на брак есть, а дальше – как сложится. И эти браки распадаются. Я дословно приведу слова одной из знакомых: «Десять лет я терпела, но больше на этот крест меня не хватает». И она разводится, просто потому, что человека не любит... Какое место занимают вопросы семьи и брака в работе Отдела по делам молодежи?

– Вообще вопросы семьи очень актуальны. Вот вы говорите, по благословению люди вступили в брак, а потом развелись. Но здесь нужно немножечко разделить, потому что всякий брак должен осуществляться по благословению. Но всякий молодой человек или девушка, вступающие в брак, должны помнить, что отныне они переходят в совсем другие взаимоотношения между собой, теперь они должны быть готовы на самопожертвование, один ради другого. Чаще всего этого не происходит – многие молодые люди считают так: я не могу поступиться какими-то своими принципами, простить тебя за одно, за другое. Второй так же отвечает: не могу поступиться. И происходит размолвка, ссора, потом скандал, потом семья распадается. А ведь именно в таинстве Венчания, Брака преподается особая сила благодати Божией, которая способна перенести отношения на более высокий уровень, укрепить человеческую немощь. Но если молодой человек или даже человек среднего возраста не способен пойти на самопожертвование, то счастья в таком браке не будет. Самое главное, как я считаю, перед таинством Венчания, которое совершает священник в храме, обязательно должны проходить беседы. Эти благословения не могут быть всеобъемлющими – вот пришла молодая пара и говорит: «мы хотели бы обвенчаться», а священник только отвечает: «Бог вас благословит, идите с миром». Но чтобы дать такое благословение, нужно либо очень хорошо знать этих людей, либо нести свою пастырскую ответственность. Вот почему катехизаторские беседы просто необходимы. Конечно, они не должны быть такими, как перед Крещением, не сорок дней, но я, например, когда был настоятелем храма в Смоленске, завел практику с молодыми людьми, которые желали вступить в церковный брак, проводить такие беседы. И были случаи, когда я некоторым людям отказывал и говорил, что не могу дать благословение. Конечно, потом они могли пойти в другой храм, они могли повенчаться там, но самое главное, что моя совесть чиста.

– В светском обществе для молодых людей есть клубы по интересам, где встречаются определенные люди с определенными намерениями, и там происходит что-то такое, что зависит от намерений этих людей. А вот в Православии могут ли существовать такие общины по интересам, можно ли это инициировать, популяризировать, и там тему семьи и брака развивать?

– Интересное предложение. Конечно, можно. Кто-то больше занимается спортом, кто-то народным творчеством. И такие клубы можно делать. Я на примере своего прихода могу сказать. У меня работает этностудия, театральный кружок. Я не скажу, что он переполнен, но, по крайней мере, находятся люди, которые туда приходят. Есть интерес, есть желание, и они объединены одной идеей, проводят прекрасные совместные мероприятия. Поэтому, считаю, это необходимо делать.

– Преподавание основ православной культуры, на которое делалась ставка в свое время Миссионерским отделом, на Ваш взгляд, насколько соответствует сейчас запросам времени? И нужно ли изменять методики подхода, чтобы преподавание этого предмета работало на миссионерское дело Церкви?

– Преподавание основ православной культуры работает на будущее. Не просто на миссионерское будущее Православной Церкви, а на будущее всего нашего Отечества. Ведь этот предмет не является предметом узкой церковной направленности, это предмет культурологический. Опять же на примере Смоленской епархии я могу сказать, что, по благословению митрополита Кирилла, на протяжении практически двадцати лет в Смоленской области этот предмет преподавался и сейчас преподается. И никаких таких потрясений не происходило и не происходит. Нужно всегда объяснять человеку, родителям, директорам школ, учителям, что несет в себе этот предмет. А этот предмет в себе несет, в первую очередь, знания о своей культуре, знания о своей истории, знания о вере наших предков.

– Что важнее в работе Отдела по делам молодежи: привлечение большего количества людей с таким восприятием Православия или все-таки качество веры этих людей?

– Не надо гнаться за цифрами, самое главное – в этих цифрах не потерять людей. Всегда нужно помнить, что самое главное – спасенные души, которые для Христа будут обретены. Самое главное – спасенные молодые души. А спасенные молодые души – это наше будущее. Я очень часто привожу такой пример, особенно в проповедях. Очень хорошо, когда сегодня в храмах приносятся какие-то жертвы, ставятся свечи за упокой наших предков. Очень хорошо, что молодые люди помнят и знают в своих поколениях дедов и прадедов. Но что произойдет, если мы потеряем эту историческую память, когда наши внуки, даже если они, может быть, и придут в храм, не вспомнят наших имен? Вот это страшно. И, наверное, самая страшная фраза – что мы Иваны, не помнящие родства. И вот чтобы этого не произошло, чтобы мы не потеряли свою историческую память, мы обращаемся к нынешнему молодому поколению. Самое главное – чтобы Православная вера не была просто формой или какой-то традицией. Мы должны крестить наших детей не просто из-за того, что наши деды и прадеды были крещены, а должны крестить для того, чтобы этот ребенок или этот человек стал реальным соучастником тайны Божественного присутствия, участником Церкви.

– Успехов Вам, Владыка, спасибо за интересную беседу.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
У книжной полки

В мире святых старцев

Светлана Ладина

«Лавсаик»... Название конкретной книги стало именем нарицательным. Для православного читателя «Лавсаик» – мир святых старцев, борений и подвигов, искушений и благодатных дарований, крепкой веры и непрестанной молитвы, дивных событий и чудес. Интересно происхождение слова «лавсаик».

 
Информация

О конструкторе православных сайтов Приход.ру

«Сегодня интернет – это важный инструмент, который может быть использован для того, чтобы приблизить к жизни современного человека, особенно молодого, слово Божие, Божественную мудрость, Божий Закон, который является законом жизни». (Из приветственного слова Святейшего Патриарха Кирилла к пользователям официального видеоканала РПЦ на YouTube)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс