Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (628) → В мире святых старцев

В мире святых старцев

№19 (628) / 17 мая ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

«Лавсаик»... Название конкретной книги стало именем нарицательным. Для православного читателя «Лавсаик» – мир святых старцев, борений и подвигов, искушений и благодатных дарований, крепкой веры и непрестанной молитвы, дивных событий и чудес.

Интересно происхождение слова «лавсаик». В V веке преподобный Палладий составил повествования о жизни подвижников Египта, Нитрийской пустыни и Нубии. Книга была ответом на просьбу благочестивого византийского сановника по имени Лавс, отсюда и ее название «Лавсаик» – с великим усердием собирались сведения о боголюбивых подвижниках, кропотливо записывалось то, что удавалось узнать, и появился исторический сборник.


Подражая преподобному Палладию, знаток святогорской истории архимандрит Гавриил Дионисиатский составил сборник, посвященный подвижникам Святой Горы, и тоже назвал его «Лавсаиком». Книга вышла в 1953 году. С разрешения Священной обители Святого Дионисия издательство Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры в 2010 году выпустило книгу «Лавсаик Святой Горы», переведя ее с греческого на русский язык.

В авторском предисловии архимандрит Гавриил Дионисиатский делится с читателями своим наблюдением: «За долгие годы пребывания на Святой Горе, – пишет он, – я уразумел, что большинство мирян, не исключая и мыслящую их часть, не имеют ясного представления об афонском иночестве и находят его далеко отстоящим от добродетелей и подвигов египетских, палестинских и ливийских отцов. Желая рассеять это предубеждение, обращаюсь к сим мирянам с искренней любовью». Старец адресует это издание всем, кто хочет иметь «точные сведения и здравые суждения об исконном назначении монашества и о духовном его состоянии в наши дни» (стоит заметить, что под нашими днями здесь подразумевается середина минувшего века). Издатели обращают наше внимание, что с тех пор произошли некоторые перемены: изменились «численность монашествующих, статус монастырей, политика государства по отношению к святому месту. Но гораздо важнее, – отмечают они, – что весть, которую несет книга старца Гавриила – весть эта, в самом главном и существенном, все та же».

Свой труд архимандрит Гавриил оценивает как «малый, объемлющий непродолжительное время» – и все же этот малый труд, подобно древнему «Лавсаику», открывает читателю все тот же мир: святых старцев, борения и подвиги, крепкую веру и непрестанную молитву. И хотя, по замечанию автора, жизнь Святой Горы весьма отличается от той, которую проводили основатели монашества и первые «граждане пустыни», в основах своих она остается жизнью безмолвников и воздержников.

Вот лишь несколько имен святогорских подвижников, о которых пишет отец Гавриил: Косма Этолийский, Никодим Святогорец, Евгений Вулгарис, старец Каллиник Исихаст, патриархи Константинопольские Иоаким III и Григорий V... Одних автор видел своими глазами, о других узнавал из рассказов очевидцев. Старец вводит читателя в Афонские обители: Великую Лавру, Ксиропотам, Дохиар, Филофей, Констамонит, Хилендар, Ватопед и многие, многие другие.

Для нас особо ценно свидетельство о жизни Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. В главе, посвященной ему, мы находим интересное замечание: «Предпоследний в святогорской иерархии обителей, он превосходит, однако, любую из них грандиозностью своих построек. Здесь можно свободно разместить тысячу монахов, а в громадном корпусе, что у самого моря снаружи, – не менее полутора тысяч гостей». Духовную атмосферу этого монастыря старец Гавриил признает «во многом благоприятной и несравненно лучшей, чем во времена материального изобилия и богатства… Здешние братия, – пишет он – недоедают и часто хворают: сказывается и старость – которая, по пословице, не приходит одна, но с обычными во влажном климате Афона сердечно-сосудистыми и суставными болезнями. Однако никто из пантелеимонитов не оставляет ни общей трапезы, ни тем более церковного собрания. Переутружденные годами насельники из последних сил приходят в храм, где выстаивают все положенные службы, а потом Божественную литургию, совершая это в полном молчании и великой сосредоточенности. Они держатся с достоинством, не забывая, что принадлежат к великому народу, но таят в себе глубокую сердечную боль и лишь при случае доверительно вопрошают сведущих людей о происходящем в России». Напомню, что первое издание этой книги относится к 1953 году, то есть речь идет о ситуации, которую переживал Русский монастырь на Афоне в первой половине ХХ века.

«Грустно видеть, – продолжает архимандрит Гавриил, – как пышное богослужение с золотыми ризами, драгоценными сосудами и мощным перезвоном пятидесяти колоколов сменяется скудной трапезой – рыбным или овощным супом (который называют здесь борщ) с капелькой масла (притом худшего качества) с редким продолжением – вторым блюдом или стаканом вина. Но и этой трапезой любовно делятся они с гостями и нищими. И почтенные гости, которым подают по русскому обычаю чай с печеньем, не устают изумляться старинным чашкам из тонкого позолоченного фарфора на золотых и серебряных подносах, оставшихся от былого великолепия. Что же до дисциплины, называемой у монашествующих послушанием, то пантелеимониты могут служить ее образцом... Здесь каждый пребывает и трудится в деле, «в немже учинен», то есть в деле, на какое поставлен. Ни малейшего прекословия распоряжениям начальствующих, ни тени любопытства о том, чем заняты другие, – все принимается как от Самого Бога, и каждый считает всех остальных лучшими себя. Равно непревзойденным остается и церковное благочиние русских».

Низкий поклон старцу Гавриилу за это свидетельство! В его рассказах об Афонских обителях и их насельниках образ Святой Горы, по чьему-то меткому выражению, «искусно воссоздан любовью, верой и глубоким знанием предмета».

Вот, как иллюстрация, еще одна цитата – на сей раз из главы, повествующей о Высокопреосвященном Иерофее Милитупольском. К этому Архипастырю старец Гавриил прилагает цитату из Послания апостола Павла к Евреям: «Таков и должен быть у нас первосвященник»; «изгнанный албанцами за патриотические настроения из Корицы, он нашел прибежище в вожделенном иноческом безмолвии», – рассказывает автор историю Владыки Иерофея, с 1922 года возглавлявшего Корчинскую митрополию, смещенного с кафедры в 1929 году, поселившегося на Святой Горе Афон и долгие годы прожившего там: «Почти 80-летний, Преосвященный Иерофей до сих пор изумляет всех, отправляясь на самую... вершину Афона или выстаивая, подобно дорической колонне, пятнадцатичасовые агрипнии в престольные праздники здешних обителей. Проводя крайне воздержную жизнь в кафизме Святого Елевферия (его земляка) он раздавал все, что мог, вплоть до последней тряпки, нищим эремитам и аскетам… Тяжелой зимой 1941 года старец Божий нередко оставался без пищи, чтобы поддержать истощенных голодом лодочников и приходящих странников. Он служил величайшим духовным утешением для наших обителей, скитов, и поистине содрогается душа при мысли о скором преставлении честного сего иерарха от «зде сущих» к вожделенному и на небесах пребывающему Отечеству».

Наверное, вы обратили внимание на присутствие в тексте малопонятных или вовсе нам незнакомых слов? Стоит с благодарностью отметить, что издатели книги постарались не оставить читателя в недоумении и снабдили ее многочисленными примечаниями. Одни из них были сделаны самим автором, другие принадлежат издателям оригинального текста книги, третьи – переводчику, четвертые – редакторам настоящего издания, словом, множество людей трудилось над этой книгой, посвященной жизни Святой Горы Афон.

Автор книги старец Гавриил, более 40 лет бывший игуменом Дионисиевой обители, «видел Святую Гору как одно целое, как нерушимое братство». В его «Лавсаике» отразились и любовь к Афону, и «кроткая снисходительность к чужой немощи, и тот умиротворяющий дух, что, по общему признанию, всегда сопутствовал его жизни и делам, и глубокий патриотизм писателя... Старец в свое время три года провел в заложниках у болгар, претерпел темничное заточение и, наконец, собственными глазами, полными слез, узрел в 1912 году освобождение Святой Горы и греческий флаг, утвержденный на месте турецкого».

Старца Гавриила называют «великим мужем и живым воплощением новой эпохи в истории Святой Горы». «Лавсаик» – не единственный труд этого афонского подвижника, и, как свидетельствуют в предисловии игумен обители Святого Дионисия архимандрит Петр с братией, образ его жительства «по-прежнему влечет к подражанию, а бесценные книги его навеки останутся источником великой пользы и духовного богатства для всякого, кто захотел бы им приобщиться».

Рекомендуем книгу

Архимандрит Гавриил Дионисиатский. «Лавсаик Святой Горы»


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Память

«Поклонимся великим тем годам»

В честь Дня Победы в Екатеринбурге состоялись народные гуляния «Поклонимся великим тем годам». Празднество было организовано при участии Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии. Множество горожан собралось накануне на Вознесенской горке, на площади у храма в честь Вознесения Господня.

 
Люди церкви

Если человек выходит за рамки Священного Писания и Священного Предания, то он открывает сердце дьяволу

Беседа с епископом Бронницким Игнатием, председателем Синодального отдела по делам молодежи Разнообразна деятельность людей Церкви. Владыка Бронницкий Игнатий – председатель Синодального отдела РПЦ по делам молодежи. О его делах и проблемах наша беседа. Ведущий – Олег Петров.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс