Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (619) → Великий пост – это надежда на тишину

Великий пост – это надежда на тишину

№10 (619) / 7 марта ‘11

Наталия Сухинина Великий пост

В этой теме:

Великий пост
C 7 марта по 23 апреля – Великий пост
Великий пост
Дай, Господи, достойно понести подвиг Великого поста!
Материал подготовила Лидия Ежкова

Не знаю, как вам, но для меня Великий пост – всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, «подчищу хвосты» и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке будней забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. И тогда уж все-все будет совсем по-другому, не так, как до этого поста. И хватит сил выстаивать долгие великопостные службы, и хватит духа не роптать на близких, и хватит здоровья и терпения держать пост. А еще не нарушать несмирением и суетой ту самую вожделенную тишину, которой так ждет мое сердце... Но опять жестокие грабли бьют по моему привыкшему к наказанию носу. Может, в первую седмицу и продержусь с Божией помощью. А потом потечет все та же жизнь, в замкнутом круге которой все привычно и все как всегда. Бесконечная гонка в делах, с маленькими, больше формы ради, передышками – в храм, на службу, – и опять за свое – разговоры пустые, ропот, осуждение, многозаботливость, от которой, бывает, и в глазах темно.

Наверное, как никогда перед Великим постом хочется духовной поддержки, доброго слова и умного совета, есть стремление не повторять ошибок, в который раз поверить в собственные силы. И сделать хоть маленький, хоть едва заметный шажок в сторону духовного возрастания. И тут случился мне подарок. На мой стол легла книга, которая и стала поддержкой, добрым словом, умным советом. Написал ее человек святой жизни, подвижник благочестия, старец Паисий Святогорец. Уже в названии книги – помощь. «С болью и любовью о современном человеке». А это значит – о нас, о вас, обо мне. Ведь все мы можем называть себя современниками старца Паисия. Почил он не так давно, летом 1994 года. Его называют одним из благодатнейших и рассудительнейших старцев нашего времени. «С болью и любовью...». Каждая строчка книги проникнута этой болью и этой любовью, как проникнут был ими каждый прожитый старцем день.

Подвижник благочестия. Как правило, мы относим такие слова к христианам древности, людям высоких духовных подвигов. Но не оскудевает земля Божия, Господь и по сей день засевает ее элитными зернами, дающими обильный урожай, способный подкрепить наши уставшие без веры души.

С болью и любовью... Я открыла книгу наугад и сразу пойманное с поличным сердце встрепенулось. Строки были – обо мне: «Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили все, что хотим, а он прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду.» Самооправдание – состояние удобное, когда вроде и признаешь собственный грех, но в то же время и убеждаешь себя в его неизбежности: да, да, плохо, но ведь и деваться, с другой стороны, некуда... Старец Паисий не обличает нас, нет, он нам сострадает. Он жалеет непутевых, инфантильных, изнеженных, расслабленных своих современников, как жалеет отец погрязших в пороках детей. Зачем? Остановитесь...

Старец не пускается в долгие увещевания и педагогические изыски. Он напоминает нам – о совести: «Совесть – самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям... Как бы человек ни попирал свою совесть – она все равно будет обличать его изнутри. Поэтому и говорят: «Его червь точит». Ведь нет ничего слаще, чем мирная спокойная совесть». Но нет ничего проще – вспоминать о совести. Нет ничего труднее – вспомнив о совести, сделать первый шажок, полшажочка в сторону собственного духовного возрастания... Но и тут старец Паисий определяет наш путь по меркам самым честным и бескомпромиссным: да – да, нет – нет. «Человеку заплатит тот хозяин, на которого он работает. Если ты работаешь на черного хозяина, то уже здесь он сделает твою жизнь черной. Если ты работаешь греху, то с тобой расплатится диавол. Если ты возделываешь добродетель, то тебе заплатит Христос...» Вот он, самый главный в нашей жизни выбор. Определиться уже давно пора. А, определившись, не роптать, не заламывать рук от «беспросветной тяжести» собственного креста, а возрадоваться, что наше сердце открыто навстречу Богу, и укреплять его молитвой, постом, болью и любовью...

А разве это не домашнее задание всем нам в преддверии Пасхи Христовой, в учебном семестре, именуемом «Великий пост»? По хорошему учебнику экзамены сдавать всегда легче. Первый том «Слов» блаженной памяти старца Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке» – как раз и есть такой учебник. Давайте откроем его еще раз наугад, например, вот здесь: «Знаете, чем отличаются люди мирские от людей духовных? Люди мирские заботятся о том, чтобы был чистым их двор. Их не интересует, замусорен ли дом изнутри. Они чистят двор и заметают сор внутрь дома. «Людям, – говорят, – виден двор, дом изнутри они не видят...». Люди же духовные заботятся о том, чтобы дом был чист внутри. Их не волнует, что скажут о них люди, потому что Христос обитает в доме – в сердце, а не во дворе». Вот и опять отеческий укор – с болью и любовью. Мы-то уже давно не хотим считать себя мирскими, мы многое знаем, во многом разбираемся. Но это не труд, это приятная наша обязанность. Вам надо окрестить внучку, а вам – освятить квартиру, а вам – ну непременно съездить на святой источник, вот адрес, там такая благодать! Мы легки на подъем, если речь идет о добром совете, необременительном вразумлении. Это совсем не тяжело. А вот заступить на серьезную вахту духовного труда...

Великий пост – именно такая вахта. Как хорошо, что первый том «Слов» старца Паисия «С болью и любовью о современном человеке» попал в мой дом накануне Великого поста. Благодарение доброму знакомому, сделавшему мне такой подарок. Эта книга поддержала меня, помогла увидеть в себе серьезные духовные изъяны и подсказала эффективные средства «террора» против них. Взять хотя бы пресловутое осуждение. Ведь сколько говорено о нем, сколько устыжения пережито, а воз и ныне там.

Но вот пришло благословенное время великопостной молитвы Ефрема Сирина: «...и не осуждати брата моего...» И уже приходит на помощь старец Паисий: «Искренен и прям не тот, кто «режет правду в глаза» и не тот, кто трубит о ней всему свету, но тот, кто, имея любовь и живя по правде, с рассуждением говорит то, что нужно и когда нужно, в необходимый для этого час. Те, кто обличает других без рассуждения, находятся в духовном помрачении и, к несчастью, смотрят на людей как на пни или бревна. Эти нерассудительные люди без жалости обтесывают остальных, которые мучаются и страдают. Но при этом помраченные «мастера кубизма» радуются тому, что из-под топора их обличений выходят ровные, обтесанные под прямым углом люди-чурки». И опять старец не просто указывает нам на нашу немощь, ставит диагноз – «мастер кубизма», но и подсказывает метод лечения. Этот метод стар как мир, но ничего другого, слава Богу, еще не придумали – освобождаться от страстей. Наши страсти – наше бесовское богатство, которым мы безбедно живем на щедрые проценты великодушных банкиров. «Люди, освободившиеся от своих страстей, не имеют злобы и поэтому исправляют зло добром. Увидев где-то нечистоты, которые нельзя убрать, такие люди присыпают их чем-нибудь сверху, чтобы они не вызвали отвращения у кого-то еще. А вот люди, расковыривающие мусор и грязь чужих грехов, похожи на кур, которые копаются известно в чем...»

Старец Паисий напоминает нам, что каждый человек – тайна. Господь ведает эту тайну, нам же она не по чину. Нам бы в свою душу научиться смотреть нелицемерно.

Старец Паисий советует чаще включать в работу добрый помысл. С ним, как с посохом, легче пройти по великопостному большаку, не поскользнувшись, реже набивая синяки и шишки. Добрый помысл – привычка благая. С ним даже самые изнуряющие душу искушения не страшны. Старец приводит пример из собственной жизни. Однажды он ехал в автобусе и водитель на всю мощь включил музыку. Его попросили сделать потише, ведь в автобусе едет монах, но водитель, наоборот, прибавил громкость. И тут старец включил добрый помысл. Вот как он об этом рассказывает: «Если бы, Боже сохрани, где-нибудь на трассе случилась авария и в наш автобус посадили бы покалеченных людей – одного со сломанной ногой, другого с разбитой головой – то как бы я выдержал такое зрелище? Слава Тебе, Боже, что люди живы и здоровы! Вон, гляди – еще и песни распевают! Так себе и ехал – напевая духовные песнопения. Прекрасное было путешествие!»

И зависть побеждается добрым помыслом, основа которого – благодарение Богу. «Тогда другой человек, у которого тоже нет машины, славословит Бога и радуется. «Слава Богу! – говорит он. – Ну и пусть у меня не будет машины. Ведь у меня крепкие ноги и я могу ходить пешком. А у скольких людей ноги ампутированы, и они не могут за собой ухаживать...» В свою очередь, человек хромой говорит так: «А каково другим, у которых нет обеих ног?» – и радуется тоже».

А как мы страдаем от собственных лишений! Как жалеем себя, как напрягаемся, дабы понести их как можно меньше, ропща и стеная. «А ведь лишения, – вразумляет нас старец Паисий, – очень помогают людям. Испытывая в чем-то недостаток, чего-то лишаясь, люди становятся способны познать цену того, чего у них не стало. А те, кто сознательно, с рассуждением и смирением лишают себя чего-то ради Христовой любви, испытывают духовную радость. Кто-то, к примеру, скажет: «Такой-то человек болен, и поэтому сегодня я не буду пить воды. Ничего большего, Боже мой, я сделать не могу». И если человек совершит это, то Бог напоит его уже не водой, а сладким прохладительным напитком – божественным утешением».

Да, вот без чего уж точно не обойтись нам в нашем духовном возрастании – без начатков жертвенной любви. Отказаться от похода в гости ради посещения в больнице одинокого знакомого, помолиться за заблудшего отрока-наркомана, склонить голову перед нищей старостью. И делать это незаметно, со стыдом в сердце: прости, Господи, немощь мою, ничего другого сделать я не в силах. Старец брал на себя подвиги высокие, он вымаливал раковых больных, прося в молитве самому, вместо заболевшего, понести эту муку. К нему шли сотни паломников ежедневно, а он, сам страдая от тяжелой болезни, выходил к ним навстречу из своей кельи с улыбкой, приветом, нехитрым афонским угощением – кому орешек, кому кусочек лукума, кому кружку холодной воды. И удивлялся старец в чистоте и мудрости своего жертвенного сердца: «Я не вижу в себе ничего хорошего и удивляюсь: что находят во мне люди, чтобы так нестись ко мне сломя голову? Я ведь на самом-то деле кто: тыква с арбузной коркой. А в наши дни даже тыкву едят вместо арбуза, потому что у нее корка похожа на арбузную. Люди едут ко мне с другого края света и даже не знают точно – застанут меня или нет. А мне каково: с одной стороны, я гнушаюсь самим собой, но с другой – ведь за людей-то тоже больно».

Старец Паисий оставил нам свое богатейшее наследие. В издательстве «Святая Гора» вышли книги «Слов» старца «Духовное пробуждение», «Духовная борьба», «Семейная жизнь». Думается, эти книги не только займут достойное место на наших книжных полках, но и сердца наши от чтения их исполнятся духовной радости мудрого слова, доброго назидания, рассудительного совета. Как произошло это со мной после встречи с первым томом «Слов» старца Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке». Конечно, Великий пост – путь долгий, непростой, полный искушений и духовной борьбы. Но с мудрым попутчиком, чье плечо крепко, глаза сострадательны, а сердце жертвенно, он одолим. Возьмите с собой в дорогу книгу афонского старца. Уверена: открытая на любой, даже случайной странице, она укрепит ваши силы, и великий праздник Христова Воскресения встретите вы в ликовании души, в радости ни с чем не сравнимой.

 
Гость

Архимандрит Алексий (Поликарпов): «О чем просить Бога?»

Беседа с наместником  Свято-Данилова монастыря Москвы архимандритом Алексием (Поликарповым) в прямом эфире телеканала «Союз» – Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры! В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой»  и  я, ее ведущий Михаил Карелин. 

 
Великий пост

Подарите детям… будущее

Ново-Тихвинский монастырь Екатеринбурга начинает традиционную пасхальную акцию «Подарите детям праздник», но – внимание! – на этот раз она будет совсем необычная. Ее цель – подарить знания обездоленным детям из уральской глубинки. Бедный Ломоносов Давайте вспомним, откуда был родом и кто по происхождению Михаил Ломоносов, чье имя теперь носит главный вуз страны?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс