Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (619) → Архимандрит Алексий (Поликарпов): «О чем просить Бога?»

Архимандрит Алексий (Поликарпов): «О чем просить Бога?»

№10 (619) / 7 марта ‘11

Гость

Беседа с наместником Свято-Данилова монастыря Москвы архимандритом Алексием (Поликарповым) в прямом эфире телеканала «Союз»

– Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры! В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин. Сегодня у нас с вами в гостях наместник Свято-Данилова мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

– Добрый день, мир вам да благословение Божие.

– Дорогие друзья, наша беседа с отцом Алексием будет посвящена молитве. Сформулировать ее можно одним вопросом: «О чем просить Бога?». Отец Алексий, Господь в Евангелии говорит: «Если что попросите во имя Мое, Я то сделаю, да прославится Отец в Сыне». Вот в этом высказывании сокрыт ответ на вопрос, о чем просить Бога?

– Слушаю я этот вопрос, и мне представляются у нас в монастыре Покровский храм и икона святителя Спиридона, которая висит недалеко от входа, а под ней – витринка с башмачком святителя Спиридона. И около киота этой иконы множество записок. А в записках – вопросы, молитвы, недоумения, просьбы: значит, люди обращаются к святому, чтобы он вознес эти молитвы к Богу, значит, они нуждаются в помощи Божией. Я думаю, это хороший признак, когда человек полагается не только на свои собственные силы.

Да, мы наделены умом, чувствами, волей, разумом, кто в большей, кто в меньшей мере, но мы знаем, что бессильны без Бога. «Все возмогу о Господе» – говорит нам Священное Писание, и Господь исполняет все наши прошения, но, может быть, медлит с их исполнением, потому что здесь получается подчас дороже наше молитвенное предстояние пред Богом, когда мы стоим перед Ним, нежели сам вопрос, сама просьба. Евангельский пример: когда спросили у Господа, как нужно обращаться к Нему, Он дал нам молитву «Отче наш», чтобы мы к своему Отцу Небесному обращались, и вот здесь должны быть заключены все наши просьбы, все наши чувства, и ответы на все это. Иногда люди хотят выстроить свои отношения с Богом просто и быстро: «Появляется вопрос, ставлю свечу – и жду разрешения его, исполнения моих желаний». Может, кто-то и достоин такого быстрого ответа по своей духовной сущности, и он его получает. Но чаще всего, когда мы обращаемся к Богу, мы должны быть исполнены терпения; когда мы в молитве будем терпеливы, то Бог услышит наши прошения и исполнит. Но мы же знаем, что не все наши просьбы могут быть исполнены. И я думаю, что во время молитв мы всегда должны говорить Богу: «Да будет воля Твоя».

Но подчас мы должны довольствоваться тем, что у нас есть, и благодарить Бога – причем благодарить за все блага, что мы имеем, за все, что Он нам подает, просить прощения у Него за наши недостатки и немощи. И только потом, после этого, мы можем просить у Бога для себя каких-то благ.

– Отец Алексий, так стоит ли молиться о своих желаниях? Ведь мы, как Вы правильно сказали, зачастую не знаем, что нужно для нашего спасения – так стоит ли свои желания в конкретные слова формулировать или нужно просить только помощи Божией?

– Ну, в помощи Божией все равно какая-то конкретика есть, ведь мы мысли свои, пусть нечетко, но формулируем. Но когда мы не просто дерзко обращаемся со своей просьбой, а с такими мыслями: «Ты ведь знаешь, Господи, насколько полезно, насколько мне это нужно». И когда у нас такая смиренная молитва, то Бог, конечно, слышит.

Есть множество примеров, когда молитва была исполняема, но плоды ее каковы были? Я приведу известный пример из жизни декабриста Кондратия Рылеева, а скорее, из жизни его матери. Когда он заболел тяжелой детской болезнью, то Господь готов был его взять. И вот мать горячо и дерзновенно молилась, чтобы ее ребенок был жив. И она имела как бы ответ от Бога, что она неразумно просит. И она ответила: все, что угодно, но только не сейчас, пусть он будет жить. Ей было показано, как ребенок ее растет, как общается с людьми. Ей были показаны друзья его, ей было показано их общество, их дела и Сенатская площадь. И все равно она просила: оставь его.

И вот пока он рос, она все это видела. Конечно же, молитва, которая была дерзновенной, горячей, искренней молитвой, была услышана. Но плод ее каков? Лучше бы она не исполнилась, и дитя чистым бы отошло к Богу: мы знаем, что когда невинное создание отходит ко Христу, то оно отходит как ангел в ангельский мир и молитвенник и предстатель за нас пред Богом. Много примеров таких. Вот один из них. Мать, вдова, имела дочь и молилась о ее благополучии, просила у Бога, чтобы у дочери было счастливое супружество. Но ответ этой матери был такой: лучше, если она отойдет в иной мир. Вдова с этим смирилась и потом видела дочь свою в хорошем месте, и дочь ее благодарила.

– Чувашия у нас на связи.

– У меня вопрос: когда пост держим в среду и пятницу, по-особенному нужно молиться целый день или достаточно несколько раз в день?

– Каждый день в Церкви посвящен каким-то событиям. Это могут быть и святые, каждый день недели имеет своих покровителей. Среда и пятница стоят наособицу. Среда – это день предательства Господа, а пятница – день распятия. Эти дни мы отмечаем постом. Молитвенное правило каждый день должно исполняться посильно, но если мы желаем эти дни как-то особо отметить, то в молитвослове есть канон Христу, который мы можем читать в среду и пятницу. А молитва должна быть посильна и разумна.

– Батюшка, а можно ли сокращать ежедневное молитвенное правило? Что лучше: большое молитвенное правило, не всегда исполняемое, либо все-таки ежедневное, но несколько сокращенное?

– Здесь мы говорим о количестве и о качестве? Конечно, качественно нужно молиться, пусть молитв будет меньше, но это будет искреннее обращение к Богу, от сердца. А если человек будет молиться много, но рассеянно, вряд ли такая молитва будет услышана.

– Звонок из Санкт-Петербурга.

– Уважаемый батюшка, как правильно нужно молиться за болящую сестру? Я могу молиться какому-то одному святому, или, если душа вот так настроена, могу ли я обращаться к нескольким?

– Молиться за болящую сестру, прежде всего, нужно Господу, в обращении к Господу есть канон за болящую. Мы молимся и святым, потому что известно, что они имеют дерзновение пред Богом и Бог отвечает на их просьбы. Можно молиться Богородице, есть икона Божией Матери «Целительница» и другие, которые помогают болящим. И есть особые святые, которые, мы знаем, стали как бы особыми молитвенниками в болезнях перед Богом – прежде всего, это великомученик Пантелеимон, бессребреники чудотворцы Косма и Дамиан. Или наши покровители, святые, которые близки нам по сердцу, по житию. Любая молитва может быть принята.

– Батюшка, Господь нам даровал одну молитву для общения с Богом – «Отче наш». Но у нас много молитв, обращенных к святым, и ко Господу обращенных, разные молитвы существуют. Зачем их так много, если Господь только одну дал нам молитву?

– Мысли и чувства человека разнообразны, я думаю так, потому и молитвы есть разнообразные. И Господь ведь не запретил нам молиться другими молитвами: каждый может обращаться к Богу так, как он видит, как он слышит, как он чувствует, как он понимает.

– Еще один вопрос, из Пскова.

– Раба Божия Ольга. Батюшка, у меня очень большая семья, много друзей. И каждый вечер хотелось бы их всех упоминать в своих молитвах, но их достаточно много. Как быть? И еще скажите, пожалуйста, можно ли включать в правило утреннее свои личные молитвы, и в каком порядке?

– Если большой список и он иногда вас отягощает, то вы можете просто сказать: «Господи, помяни всех тех, за кого я молюсь, тех, кто нуждается в помощи от Тебя, тех, кто, может быть, нездоров сейчас, путешествует, трудится, обременен какой-то нуждой». И такая молитва будет услышана.

Естественно, можно включать и свои молитвы, а порядок их может зависеть от вас.

– Одни святые отцы учат молитве дерзновенной, другие же, как преподобный Иоанн Лествичник, говорят, что «не будь дерзновен, хотя бы ты и стяжал чистоту». Как понимать разницу трактовок?

– Ну, дерзновение, я думаю, это горячая молитва, обращенная к Богу, в которой человек всем сердцем, всей душой раскрывается. Это хорошо. Когда холодно и рассеянно – это неправильно. А Лествичник, мы позволим себе так подумать, говорит, не просто о дерзновении – но чтобы не было такой дерзости, когда человек почти требует у Господа: непременно исполни, непременно сделай, непременно услышь мою молитву.

А нужны смирение, терпение.

– Батюшка, можно ли останавливаться на важных мыслях, приходящих в голову во время молитвы, даже если они вроде бы не извне приходят, а вытекают из самой молитвы?

– Вот если они вытекают, как вы подчеркнули, из самой молитвы, то обратимся к тому же преподобному Иоанну Лествичнику, который говорит, что можно остановиться на этих словах, на этой молитве, потому что в этот момент вместе с тобой молится твой ангел-хранитель, если усладилось сердце твое.

– На этот раз вопрос из Балашихи.

– Батюшка, я не совсем понял, Вы говорили про маму одного из декабристов, когда она упросила Бога оставить жизнь сыну. Но, как я понимаю, Святая Церковь учит, что никакой судьбы, никакого предопределения вообще нет. Как я понимаю, мать могла упросить Господа все изменить, чтобы ее сын не стал декабристом. Молитвой можно у Господа выпросить абсолютно все, разве не так?

– Может быть, и так. Но этот пример говорит о том, что мы имеем то, что имеем. Если бы она молилась Господу, чтобы сын не стал декабристом и не имел такой кончины, это было бы одно. Но она молилась, насколько нам известно, чтобы ребенок остался жив. А эта тайна была ей показана уже потом, когда она согласилась на все, что будет. Так что на все – пути Божии. Пути Божии – не пути человеческие. Мы подчас рассуждаем, призывая на помощь логику, и видим, что так должно быть. А Бог иначе рассуждает, иначе строит нашу жизнь, так что, Господи, нам помоги.

– Отец Алексий, поясните, пожалуйста, слова преподобного Исаака Сирина: «Просящий ничтожного у царя честь его унижает». Какой духовный смысл здесь скрыт?

– Как бы подтверждая это, скажу, что святые отцы говорят, что просить чего-то суетного, ненужного – это так же, как просить грязи у царя. Давайте представим образно: мы пришли к какому-то весьма знатному человеку и просим у него чего-то ничтожного – это будет оскорблением для него, и не в нашу честь. Так и здесь. Если ничтожного просить у Бога, то мы величие святыни Бога как бы унижаем. Но я думаю, что много зависит как бы от уровня человека, от его духовного возраста, от его духовного отношения к Богу. Если человек прост, то он просит чего-то не великого, но просит от чистоты сердца. И Бог исполняет его просьбу.

А вот если мы знаем и лукавим подчас, если мы просим: «дай, дай, хочу, чтобы исполнился мой каприз» – это не будет правильным, это не будет добрым отношением ко Христу.

– Батюшка, преподобному Исааку Сирину, на мой взгляд, вторит Серафим Саровский, уча не просить у Бога того, в чем нет крайней нужды. А как определить эту грань?

– Я думаю, каждый может для себя определить крайность. Если у него действительно нет хлеба насущного и он может умереть от голода – он попросит хлеба. А если он попросит каких-то лакомств, которые не просто ему не нужны, а, может быть, даже и вредны – это не будет правильно. И потом, свои отношения с Богом каждый строит по-своему. Естественно, мы имеем правила, имеем советы людей, которые исполнили Евангелие в жизни, но очень важно, как настроена наша душа. Даже в духовной жизни каждого из нас есть различия. Одни молятся много, другие меньше, и нельзя сказать, что каждый поступает неверно.

Молитва может быть разная, но мы должны чувствовать, насколько в ней мы к Богу приближаемся. У нас как часто бывает? Утром помолился человек, а затем занялся своими делами и забыл о Боге, забыл об отношении к Небу. А когда он живет молитвой, проверяет все свои мысли и чувства своим отношением к Богу, а молитва есть зеркало души, которое показывает, в каком же мы состоянии находимся, – тогда это будет правильно.

– Вопрос из Севастополя.

– Спаси Господи, благословите, пожалуйста, рабу Божию Валентину.

– Господи, благослови.

– Батюшка, мне по состоянию здоровья очень трудно бывает молиться голосом, хотя мне так легче: я слушаю молитву, утреннее и вечернее правило по телеканалу «Союз», и иногда я это делаю даже лежа. И вот батюшка нашего прихода говорит, что это не совсем правильная получается молитва и она не доходит до Господа. Подскажите, как мне быть в таком случае?

– Вы объяснили, что у вас слабое здоровье, вы не в состоянии иногда даже произносить слова молитвы, а слушая, вы молитесь в это время. Так что очень важно последнее – тогда, когда вы молитесь. У святителя Димитрия Ростовского есть одно выражение, но там он говорит не о положении больного лежачего, он говорит: лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах. Если вы кривите душой, как-то покрываете свое нерадение, то, конечно, это не будет правильно. А если в силу немощи, потому что иначе у вас молитвы не будет, – пусть будет так, как есть. Господь примет любую молитву и услышит.

– Звонок из Белгородской области.

– Раба Божия Нина. Батюшка, подскажите: вот уже год, как я читаю Псалтирь и на первой славе поминаю всех родственников о здравии, на второй славе – всех за упокой. Правильно ли я делаю?

– Правильно. И на третьей славе можно кого-то поминать. Иногда делают наоборот: на первой славе поминают об упокоении, а на второй о здравии, но в молитвенном домашнем правиле это не имеет значения. Важно, что вы читаете Псалтирь и прибавляете свои просьбы о здравии и упокоении ваших близких. Это хорошо. Потому что на Псалтири ваши чувства и мысли приходят в порядок – они обращены к Богу.

Приведу пример. В Оптину Пустынь приехал один человек и говорил, что его душа находится в смятении. Ему посоветовали читать Псалтирь. Потом он писал, что читает, но ничего не понимает. А ему отвечают: ты не понимаешь, зато бесы понимают и трепещут. Так что молитва делает свое доброе дело, очищает душу, приближает к Богу.

– Батюшка, а не предосудительно ли просить у Бога об успехе, скажем, в предпринимательской деятельности?

– Если это мое делание, если я этим занимаюсь постоянно... если речь идет о предпринимателе, то почему бы ему не молиться об этом, возлагая опять же успех на Бога? Почему бы ему не молиться о том, чем заняты его мысли, чувства, если он свое время посвящает такой работе? Да, просить: если Богу угодно, чтобы он благословил эти дела.

Если человек христианин, то он понимает, что он не просто в свой карман положит весь прибыток, но поделится им с неимущими, поделится с Церковью. И вот тогда это будет то доброе делание, которое каждому из нас необходимо.

– Тогда кому же давал совет преподобный Серафим Вырицкий, учивший никогда не просить у Господа ничего земного?

– Может быть, я не прав, но такой совет он давал людям, уже достигшим высокой меры, они ходят по небу и не думают о земном. А простой маленький человек может просить все, что ему угодно. Я помню такой случай, когда женщина приходит и испрашивает благословения, то есть просит молитв, на то, чтобы ей удалось убрать сено. У нее есть корова, она летом должна заготовить ей корм на зиму, а для нее это большая проблема, трудная задача. Поэтому она приходила в церковь, спрашивала благословения у батюшки: батюшка, благословите, помолитесь. Священник благословляет – и помогает ей, вероятно; а потом она приходит и благодарит: батюшка, спасибо, все получилось. А без молитв-то все могло быть иначе. И для нее это хоть и земная, но очень насущная и важная просьба.

Если мы Богу говорим: «Господи, если Ты благословишь, если Ты позволишь нам то или иное сделать», наверное, это будет верный путь.

– Батюшка, однажды услышал я высказывание одного человека: «все, что Бог по молитвам дал, имею каждый день». И он спрашивает, зачем молиться, зачем просить, когда Он и так каждый день дает? Исполняй заповеди, совершенствуй свое сердце, и все. Верна ли эта мысль?

– И верна, и неверна, я думаю так. Бог знает все прежде нас. Да, Он знает. Но есть пословица, которая и в духовной жизни бывает оправдана: «Дитя не плачет – мать не разумеет». Покажи Богу свое смирение, покажи Богу, может быть, свою несостоятельность в духовном плане: «Господи, я знаю, что Ты мне все можешь дать, но все равно я со смирением прошу Тебя».

И вот что об этом духовном делании написано у аввы Дорофея. Когда к нему приходили какие-то мысли, он рассуждал, что они верны в духовном плане, но говорил: «Это мое рассуждение, но пойду к старцу и спрошу его». «Но старец скажет так же, как и ты думаешь», – говорят ему. Он отвечает: «Ну, тогда это будет уже Божие, а не мое».

Поэтому, я думаю, нам надо всегда обращаться к Богу. Не докучать ему, может быть, не утруждать его своими просьбами, но тем не менее… Ведь вы же – раб Божий, а если Божий – то к кому вам еще обращаться?

– Батюшка, делание постоянно молитвы Иисусовой не будет докучением Господу?

– Нет, не будет. Это большая и высокая молитва, она докучением не будет, а вот нам будет подспорьем.

– Пенза на связи.

– Батюшка, с Вашего благословения, у меня вопрос: два братика между собой поссорились, один из них – священник; как молиться их маме, чтобы восстановить мир в семье?

– То, что один из братьев – священник, очень важно. С него особый спрос. А мамочке – от души, от сердца, любящего их обоих, молиться, чтобы они примирились. Неплохо читать разные молитвы: о любви, о мире, молиться можно Божией Матери, Ее иконам «Умягчение злых сердец», «Семистрельной», свои прилагать молитвы. Евангелие можно читать, потому что есть особые молитвы, читая которые, просят словами святого Евангелия, чтобы Господь попалил тернии всех согрешений. Или просто просить у Бога: «Господи, дай согласие, дай мир, чтобы каждый из них пошел навстречу друг к другу, смирившись».

– Отец Алексий, нашей сегодняшней темой стал вопрос: «О чем просить Бога в молитве?». Хочется задать и противоположный вопрос: «А о чем не стоит просить Бога в молитве?»

– У Бога просить мы должны о спасении, да? О спасении своей собственной души, душ своих ближних, дальних – всех. А подчас, когда человек находится в состоянии озлобления, он говорит: «Господи, накажи того-то или того-то» – получается проклятье. Это молитва о чем? Молитва, чтобы Господь сотворил зло. Он не сотворит зла, но просить Бога, чтобы Он наказал кого-то, кого-то поразил, у кого-то что-то отнял – это будет молитва неправильная, конечно.

– Эта молитва может обернуться во вред спасению просящего?

– Конечно, ведь он глубоко согрешает против любви – Бог есть любовь, Бог есть мир и чистота. И если мы молимся так, то как же мы величие Божие оскорбляем!

– Вопрос из города Кирова.

– Отец Алексий, раба Божия Татьяна. Я хотела к Вам обратиться с просьбой. У нас очень серьезно болен наш митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. Можете Вы за него помолиться, и как нам лучше молиться за нашего Владыку? Спасибо.

– Начнем с того, что, конечно, мы можем и должны, и мы будем в обители поминать болящего митрополита Хрисанфа, и вы тоже можете молиться.

– Батюшка, при молитве что важнее: все-таки слова молитвы, написанные, скажем, в молитвослове, мысли, то, что происходит в сердце, или количество и правильность поклонов?

– В Евангелии Господь говорит: «Сыне, дай Мне сердце твое». Но из сердца исходят помышления и благие, и злые. Значит, центр всего – сердце. В сердце нет поклонов, не может быть канонов; в сердце могут быть чувства, обращенные к Богу. В чем они заключены, в каких словах, вслух ли это говорится, мысленно ли человек обращается к Богу, подкрепляет ли он свои слова поклонами, чтобы взогреть в душе своей это благородное, нужное духовное чувство – это все будет только подспорьем. А вот сердце к Богу надо обратить – и это будет самое главное.

– Батюшка, я хотел бы, чтобы Вы ответили, почему Господь иногда медлит с исполнением наших просьб, а иногда и вовсе их не исполняет?

– Мы о многом можем молиться, но мы не можем быть уверены в том, что Бог непременно исполнит все наши просьбы. Потому что эти исполненные наши прошения не всегда могут идти нам во благо и ко спасению. Поэтому всегда, обращаясь к Богу, мы должны понимать, нужно ли обращаться и с чем нужно обращаться. В простоте сердца, я думаю, можно обращаться со всем, а человека высокой духовной меры мало что колеблет. Старец Паисий Афонский, я знаком с его писаниями, говорил о себе, что когда он выходил из своей кельи, то слушал: что там делается на природе? Нет ли где дыма, нет ли пожара? Он не был равнодушен к окружающему миру. Но разве он мог побежать и затушить все? Нет. Но он мог обратиться со своей молитвой к Богу, и Бог его мог услышать.

– Звонок из Ставропольского края.

– Здравствуйте, батюшка. Мой сын в течение двух лет болел онкологическим заболеванием, причем одной из его тяжелейших форм. Все это время мою жизнь очень изменило. Я очень много молилась о его выздоровлении, со слезами, многим святым. И вот сейчас он полностью здоровый молодой человек, поступил в учебное заведение.

Батюшка, я понимаю, насколько это великая Божия милость ко мне в ответ на мои молитвы, и я до конца жизни должна благодарить Бога. Но как проявить эту благодарность? Я стараюсь жить благочестиво, заказываю благодарственные молебны Господу и святым. Что я могу сделать еще?

– Слава Богу, что вы – счастливая мать. Вы правы, что хочется благодарить Бога и хочется как-то оградить себя, чтобы эта болезнь не возвратилась. Чаще благодарите Бога, как умеете – словами, делами, делайте сами добро людям, помните о других больных, насколько это возможно, облегчайте их участь.

Нужно стремиться сделать так, чтобы вся наша сущность была обращена ко Христу с такими возвышенными, чистыми чувствами и добрыми делами. Каждый день читайте благодарственные молитвы. В молитвослове есть молитва «Тебе, Боже, славим», можно ее читать, если хотите обращаться к Господу с такими чувствами. Так что Божией помощи желаем вам и вашему сыну.

– На проводе – Алтайский край.

– Батюшка, у меня такой вопрос: как нужно молиться Иисусовой молитвой, когда рядом нет духовника, и с кем посоветоваться? И еще такой вопрос: помогите, мне очень тяжело молиться, как можно преодолеть себя, душу свою подготовить?

– Молиться – это трудно. Есть такая очень мудрая народная пословица, что труднее всего родителей кормить, долги отдавать и Богу молиться. Это непросто, тут вы правы. Потому что себя понуждать – это не просто свои мысли и чувства приводить в порядок, не просто заниматься тем, что мне приятно. А это труд, молитвенный труд. Мы уже говорили о высказывании Бога: «Сыне, дай Мне сердце твое», а это совсем не просто. Но, тем не менее, если говорить о молитве Иисусовой, то нужно понимать, что здесь нужны навык, постоянство. И прежде всего нужен настрой покаянный. Не нужно упиваться какими-то состояниями, ждать особенных ощущений, ведь я прошу через эту молитву: Иисусе, помилуй меня, я грешная, немощная, слабая. И такая молитва будет безопасной.

– Последний вопрос в рамках нашей сегодняшней встречи: существует ли какая-нибудь единая молитва на всякую потребу для человека, который не знает много молитв?

– «Господи, помилуй» – можно и так молиться. Есть же такая притча: по морю плыл архиерей Божий со свитою, а на острове люди прыгали и говорили: «Трое вас, трое нас, помилуй нас». Он научил их правильно молиться. Отправился архиерей дальше в путь и вдруг видит: люди с острова за ними по морю бегут и говорят, что они забыли, как молиться.

Так что молитва «Отче наш» дана нам в Евангелии, можно говорить: «Господи, помилуй», благодарить Господа словами: «Слава Богу за все». Мы знаем, что у того, кто хочет молиться, много может быть молитв разных.

– Отец Алексий, я Вас благодарю за беседу, благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови всех нас.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Екатеринбургская епархия. События

Архиепископ Викентий освятил новое помещение Уральского территориального управления Росграницы

Наталья Зырянова

Уральское территориальное управление Росграницы занимается обустройством пограничных пунктов пропуска на территории Уральского федерального округа, контролирует работу пунктов пропуска и работу правоохранительных органов на границе.

 
Великий пост

Великий пост – это надежда на тишину

Наталия Сухинина

Не знаю, как вам, но для меня Великий пост – всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, «подчищу хвосты» и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке будней забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс