Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Первое знакомство православных священнослужителей и обитателей Каменск-Уральской ИТК состоялось два года назад. Тогда, в девяносто четвертом, священника встретили с любопытетвом, но без доверия. Да и откуда последнему было взяться? Человек в рясе у осужденных вызывал скепсис: мол, еще один радетель нравсггвенности пожаловал.
Недаром, однако, говорят, что капля камень точит. Протоиерей Иоанн Агафонов, прихожане церкви Покрова Божией Матери собрали пять ведер яблок и передали их заключенным. Хористы предложили небольшой концерт духовной музыки. Отец Иоанн вел его, сопровождая чтением стихов. Похоже, сидящие в импровизированном зале зрители ожидали чего угодно, только не подобного общения. И встреча стала поводом к дальнейшим контактам. Со временем батюшка сумел растопить лед неприятия. И теперь его ждут как рецидивисты, так и попавшие за колючую проволоку впервые.
Ждут не столько ради совместных молений в стенах домовой церкви. По-настоящему верующих в Бога среди заключенных можно по пальцам перечесть. Оно и понятно: путь ко Господу тернист, требует немалых усилий. Уж если дом возводится не за одни сутки, что говорить о духовном рождении и становлении заблудшего, не единожды оступившегося человека.
Священника хотят видеть в ИТК по разных причинам. Одни просят батюшку позвонить родным и сообщить о предстоящем свидании. Иные желают, чтобы освятили их барак. Третьи, коих большинство, жаждут душеспасительных бесед. Естественно, не каждого гложет совесть за содеянное. Наоборот, пока больше тех, кто считает себя правым и раскаиваться не собирается. Но обозленность, скептицизм, амбициозность — чаще лишь прикрытие, маска, позволяющая чувствовать себя «комфортно» среди собратьев по зоне. Ибо когда настает время исповеди, и осужденный остается один на один со священником, его словно подменяют. Вместо уверенного, этакого разухабистого зэка предстает человек ранимый, готовый излить все, что копилось в душе годами. Некоторые, открывая свое сердце и искренне раскаиваясь, рыдают. Пока, по словам батюшки, таких меньшинство.
Не решившие менять своей «оболочки», не помышляющие о собственном спасении говорят: «Мы вас уважаем. Но каяться не будем. Хотя бы потому, что вы — человек администрации». В подобном заблуждении, кстати, пребывают не один и не двое. И в частности потому, что начальник Камеиск-Уральской колонии Н.Е. Ткачев всячески содействует праведным трудам православных священнослужителей. Руководство не препятствовало открытию домовой церкви во имя Иоанна Богослова: выделило класс в школьном здании, людей — для плотницко-столярных работ, для изготовления и монтажа металлической колокольни. Ни разу майор Ткачев не отказал пастырям во встречах с заключенными. Наоборот, рад. Иногда даже просит побеседовать с сидящими в ЛПУ и ПКТ нарушителями правил внутреннего распорядка, у которых законопослушание не в чести.
Как подметил Николай Евгеньевич, батюшка умеет подобрать «ключик» к любому, даже весьма озлобленному сердцу. Зато сам священник считает, что для возрождения духовно падших, запутавшихся, разуверившихся во всем молодых парней (последних в ИТК большинство) нужно каждодневное и индивидуальное общение. А не от случая к случаю. Ведь недаром в острогах дореволюционной России имелись свои священнослужители.
— Когда приходишь в отряд, — признается отец Иоанн, — беседы с глазу на глаз не получается. Сразу тебя окружает толпа, с вопросами, репликами. Всем хочется поговорить. В церковь же осмеливаются прийти немногие. Бывает, на протяжении богослужения у дверей храма скапливается до десятка нерешительно переминающихся заключенных. Некоторые даже переступают его порог, чтобы побывать на литургии, утрене. И только после подходят и просят: «Батюшка, мне очень нужно с вами побеседовать. При всех там, в отряде, я не отважился».
Священники не питают иллюзий, что все 2400 зэков уверуют в Бога по прошествии столь короткого времени, а совесть станет внутренним законом их жизни. Уж если праведник может не единожды падать, и силен Бог его поставить, то для грешников, многократно преступавших государственные и нравственные законы, грабивших, воровавших и даже лишавших кого-то жизни, исцелиться во сто крат труднее. И все-таки возможно, утверждает пастырь. Главное — побудить заблудшего к покаянию. В качестве довода он привел слова святителя Иоанна Златоуста: «Бесстыдство не в том, что согрешил. А в том, что не спешишь покаяться». Пока через таинство покаяния прошли только двадцать человек. Чуть больше окрестились и причастились. И ни один с тех пор не нарушал правил внутреннего распорядка. Значит, посеяны добрые семена, именуемые верой. Значит, есть надежда на произрастание полноценных плодов, на одарение ими других, живущих рядом, в бараке, заключенных.
Е. ДМИТРИЕВА
г. Каменск-Уральский
Дорогие братья!Врачи утверждают, что у солдат победившей армии раны заживают быстрее. В этом в сущности нет ничего удивительного, человек знает, что он честно и успешно выполнил свой долг, он рад, что все трудности и тяготы позади, он ждет скорой встречи с близкими, спешит взяться за мирный труд…
В середине августа в информационный центр пришел молодой человек и, протягивая с порога исписанные листочки бумаги сказал: «Я вот здесь написал кое-что. Не опубликуете?»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.