Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (54) → Путь к вере

Путь к вере

№20 (54) / 20 января ‘96

Проповедь

В середине августа в информационный центр пришел молодой человек и, протягивая с порога исписанные листочки бумаги сказал: «Я вот здесь написал кое-что. Не опубликуете?» Признаться, я ожидала увидеть либо стихи, либо какую-то историю о любви, т.е. то, о чем обычно пишут молодые люди. Но взглянув внимательнее на то, что протянул юноша, удивилась, это был рассказ о церковном празднике. Мы разморились. Моим новым знакомым оказался студент пятого курса исторического факультета Уральского Государственного университета Андрей Канев.

- Андрей, расскажи, где ты родился, жил, кто твои родители?

— Родился и вырос я в национальном поселке Казым. Мама у меня учительница в школе, преподает обслуживающий труд у девочек, папа тоже работает рабочим в школе.

- Как ты учился в школе?

— Хорошо.

- А стихи писал?

— Стихи? Да, пионерские стихи писал.

- То есть ты рос в то время, когда были пионерская и комсомольская организации?

— Да. Конечно.

- Было интересно, по-твоему, в то время?

— Интересно с точки зрения деятельности. Можно было что-то сделать. На что-то организовать ребят. Мы подражали тимуровцам.

- Лидером был в школе?

— Трудно сказать.

- Но ребята шли за тобой, уважали?

— Честно говоря, я никогда не стремился ребятами командовать.

- А почему ты выбрал именно это учебное заведение и почему именно исторический факультет. В школе интересовался историей?

— По истории оценки были разные — и пятерки, и четверки. Я не был отличником, нет. Я как-то проанализировал, когда заканчивал школу, что мне хочется в жизни, и понял, что по складу своего характера я гуманитарий. И поэтому ни на какие точные, естественные факультеты мне не хотелось идти. И я подумал, что есть такая романтическая профессия, столько фильмов о ней снято, столько рассказов написано — археология. И мне захотелось стать археологом. С помощью Ольги Александровны Кравченко, директора КАШ, я поступил в Уральский Государственный университет, где я сейчас учусь на кафедре археологии.

- Какое-то несоответствие. Согласись. Кафедра археологии, но раскопками ты, как я понимаю, не занимаешься. Ты пошел в церковь, в храм, почему? Каким образом это произошло, что явилось толчком?

— Это происходило во мне очень медленно. Для меня было открытие, когда в девятом классе родители сказали, что я крещен. До того времени я об этом ничего не знал. А крещение каким образом в деревне происходило? Какая-нибудь бабушка, когда родился младенчик, брала его и крестила. Читала молитву, погружала в воду и все. Поэтому я не ощущал себя крещеным в полном смысле слова и крестика не носил. А вообще эта область для меня была очень интересная, религиозная. У меня появилась Библия. Не скажу, чтобы я ее читал очень. Но Евангелие я почитывал. А в университете уже глубже захотелось обо всем узнать. Просто, видимо, еще исторический факультет, он патриотический. Ведь история России, история Церкви, история русской культуры — все это взаимосвязано. Изучать историю России без истории Русской Церкви просто невозможно. Изучая историю древней Руси, нельзя не знать историю великолепных храмов, великолепной живописи, церковной иконописи. И как-то так случилось, что я пошел и купил себе крест. Я знал, что мои деды и прадеды были православными христианами и отделять себя от своего рода, от своей семьи не следует. К нам в университет приезжало очень много священников из Москвы. Они читали лекции, мне было очень интересно на них. Однажды один мой однокурсник посоветовал мне сходить к батюшке. Меня очень интересовал вопрос, крещен я или нет. Я не знал, как относится церковь к тому, что я был крещен деревенской бабушкой. И я пошел. Батюшка сразу понравился. Образованный, интеллигентный. Он меня очень внимательно выслушал по поводу моих сомнений.

- Он их развеял?

— Он сказал, что нужно поприсутствовать на обряде крещения, прослушать все молитвы, которые читает священник. Бабушка не имеет права читать те молитвы, которые читает священник и еще, чтобы надо мной провелось таинство миропомазания. Мне очень хотелось для начала ощутить себя полноправным членом Церкви. Батюшка меня окрестил. Пост был в то время как раз. Для православных верующих время очень интересное. И строгое, и интересное. Оказалось,.что в этом храме еще несколько моих однокурсников. Для меня это было просто откровение, что они православные. Я с ними встретил Пасху первую. Потом я стал приходить в храм, как прихожанин вначале, через месяц меня поставили на клирос. Это хор в церкви. Пытался петь. Правда, не совсем получалось. Церковное пение, это нечто другое, чем просто пение. Все гораздо сложнее. Но мне было интересно все это посмотреть изнутри. Не как видят это прихожане, а как видит это церковнослужитель. Познакомился с батюшкой, со служителями. И мне очень понравилась обстановка в храме. Это была большая семья. Весь приход переживает за каждого человека. Это было то, что называется христианской любовью, я впервые в жизни увидел это в храме. А потом меня подозвал батюшка и предложил у них послужить.

- К этому времени ты был уже к этому готов?

— Да, конечно. И батюшка благословил меня алтарником.

- Что это такое? В чем заключается эта работа, если это так можно назвать?

— Алтарничество, это такая должность, которую исполняют обычно молодые люди. Они помогают священнику во время службы.

- Андрей, от тебя тоже требуется соблюдение всех правил, например, поста, или еще чего-то?

— Церковнослужители это обычные прихожане, помогающие в службе. Правила есть жесткие для священника. Он таинства совершает.

- А соблюдение тех 10 основных заповедей для такого молодого человека, как ты, не трудно? И какая из них, на твой взгляд, основная?

— Заповеди для всех важны, не только для молодых. В писании сказано, что заповедь самая основная — любить Бога и ближнего своего. А если ты будешь любить Бога и ближнего, остальные все соблюсти нетрудно.

- Как относятся к тому, чем ты занимаешься, твои родные, друзья?

— Спокойно.

- А в Казыме, когда ты приезжаешь домой, то наверное ничего не скрываешь, рассказываешь обо всем?

— Здесь к этому относятся с интересом. Если в Екатеринбурге этим никого не удивишь, там очень много храмов, священники ходят по улице. То здесь это совершенно непознанная область. Люди считают себя православными людьми, но как к священнику подойти они не знают, как храм устроен, тоже не знают. Не знают самых элементарных вещей.

- А как ты относишься к тому, что сейчас строятся церкви, в нашем городе вот тоже.

— Слава Богу, что это все происходит.

- Тебе хотелось бы, чтобы в Казыме тоже была церковь?

— Это моя мечта. Я всем об этом говорю. По крайней мере, это не вредно. Не говоря уже о том, сколько это полезно. Потому что дети рождаются некрещенные, старики умирают неотпетые, неисповеданные. Это же страшно на самом деле.

- Каким ты видишь свое будущее?

— Будущего пока не вижу. Потому что в нашем мире загадывать о чем-то — невозможно.

- А то, чем ты занимаешься сейчас, это не пройдет бесследно?

— Я думаю о таких вещах. И думаю, что в Церкви я останусь. Неважно кем. Каждый православный человек является частью Церкви.

- Как твой пример отразился на младших братьях?

— Мой средний брат Иван, который в этом году поступил в Уральский Государственный университет также на исторический факультет, крестился на следующий же день, как только приехал в Екатеринбург.

- Без твоего участия?

— Да, он это сделал осознанно. В Православной Церкви все держится на свободе. Если я не захочу покреститься, никто силой не заставит. А если хочу — пожалуйста. На этом все построено.

- А почему, по-твоему, сейчас заметна тяга молодых людей к вере?

— Я объясняю для себя это тем, что сейчас, когда нет какой-то основной профилирующей идеологии, люди потянулись к вере. Нет идеологии социализма, коммунизма. А человек так устроен, что он стремится к лучшему, светлому.

Беседу вела Любовь РОСЛОВА
«Белоярские вести»
г. Белоярский Тюменской области

 

В других номерах:

Екатеринбургская епархия

И совесть в падших пробуждая

Первое знакомство православных священнослужителей и обитателей Каменск-Уральской ИТК состоялось два года назад. Тогда, в девяносто четвертом, священника встретили с любопытетвом, но без доверия. Да и откуда последнему было взяться? Человек в рясе у осужденных вызывал скепсис: мол, еще один радетель нравсггвенности пожаловал.

 
Церковь и медицина

Обезболивание и эвтаназия

Многие люди, непосредственно столкнувшиеся с физическим страданием, задаются вопросом: гуманно ли при помощи лекарств продлевать жизнь безнадежно больного человека? Почему нельзя помочь ему поскорее уйти из жизни, если сам он желает этого? Взгляд защитников жизни на эту проблему столь же однозначен, как и в отношении абортов. А вот как отвечает на вопрос о нравственной правомерности обезболивания и эвтаназии священник.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс