Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (458) → «О единстве Церкви, римском Папе и правах человека». Интервью митрополита Кирилла газете «Московские новости»

«О единстве Церкви, римском Папе и правах человека». Интервью митрополита Кирилла газете «Московские новости»

№41 (458) / 1 ноября ‘07

Интервью

  Интервью митрополитаКирилла газете «Московские новости»

  МитрополитСмоленский и Калининградский Кирилл – один из тех церковных деятелей, о которыхпринято выражаться обтекаемо: «неоднозначный». Его слова и действия вызываютрезонанс далеко за пределами церковной ограды.

Одних они возмущают, других восхищают.Митрополит Кирилл давно стал фигурой политической, но также его можно назватьрелигиозным социальным философом, поскольку он предпринимает мыслительные штурмытех ценностей, в которых в современном мире сомневаться не принято. На стенев приемной у него живописное полотно – изображение среднерусского пейзажа, а на рабочем столе помимо бумаг – небольшой глобус, свечи в каменных подсвечниках,хрустальные сувениры… В книжных шкафах – неброские корешки плотно стоящихстаринных изданий.

  Правачеловека как цивилизационная догма
  МН: Высопровождали Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время визита во Францию. Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги этого визита?
  Митрополит Кирилл:В связи с вашим вопросом следует сказать, по крайней мере, о нескольких вещах.Ну, во-первых, речь Святейшего Патриарха в парламентской ассамблее Европы имеетисторическое значение. Впервые светская международная организация такого уровняслышит послание главы нашей Церкви. Совет Европы – это организация, в которойформируются мировоззренческие и правовые стандарты объединенной Европы. И долгоевремя дискуссия осуществлялась исключительно в светской системе координат. Религиозныйфактор не принимался во внимание. Сейчас Совет Европы открывается к тому, чтобыслышать позицию церквей, и этот факт, в том числе, явился результатом работыРусской Православной Церкви в Страсбурге. Мы открыли несколько лет назад представительство,через которое активно пытаемся влиять на работу Совета. Все то, что сказал Святейший,явилось свидетельством от всей нашей Церкви, причем по вопросам, которые имеютжизненное значение сегодня не только для европейского континента, а для всейчеловеческой цивилизации.
  Тема прави свобод, связанная с нравственной ответственностью, с нашей точки зрения, являетсясегодня самой важной темой. Потому что без развязки проблем, которые существуютв этой области, бесконфликтно человеческая цивилизация развиваться просто не сможет. В конфликт входит светское и религиозное понимание прав. Чтобы этотконфликт не приводил к потрясениям и человеческая цивилизация устойчиво развивалась,его нужно преодолеть. Его невозможно преодолеть победой одних над другими. К сожалению, до недавнего времени светским людям казалось, что вполне возможнозаставить верующих людей мыслить так, как мыслят они, и подстроить верующихлюдей под систему ценностей, которая была сформирована в недрах, в том числе,и международных светских организаций. Теперь становится ясным, что это не получается.И наступает время диалога – не политкорректного, а реального. И свидетельствоСвятейшего Патриарха было свидетельством о начале такого диалога. Его речь не была политкорректной, это была речь, в которой адекватным образом была представленапозиция Русской Православной Церкви. Очень надеемся, что результатом этого визитаявится усиление диалога светского мира с религиозным.
  МН: Противоречиямежду христианским и светским пониманием прав и свобод должны быть сняты с философскойточки зрения. Но это конфронтационные воззрения, несмотря на то, что у них в какой-то мере общие корни. Так возможно ли в принципе решение этого конфликта?
  Митрополит Кирилл:Если бы невозможно было, так мы бы, наверное, не выступали. Тогда нужно было бы просто сказать, что мир во зле лежит, и никакого диалога с ним быть не может.Но поскольку мы глубоко убеждены в том, что возможно гармонично соединить однои другое таким образом, чтобы не навредить человеческой личности, чтобы не умножатьзло – поэтому мы и находимся в диалоге со светским миром, в том числе с международнымиорганизациями. Нас не оставляет уверенность – или, скорее, надежда на то, что диалог возможен.
  МН:Встречают ли понимание у представителей других конфессий и светских общественныхдеятелей те подходы к правам человека и нравственным ценностям, которые вы провозглашаете?Насколько можно судить, для Европы права человека – все-таки несомненная догма.
  МитрополитКирилл: Учет нравственных ценностей при реализации прав человека – основнаягарантия использования богоданной человеческой свободы во благо личности и общества.Надо сказать, что права человека в историческом прочтении никогда не мыслилиськак орудие борьбы с традиционной нравственностью. Напротив, все международно-правовыедокументы допускают ограничения прав человека по соображениям морали. Несмотряна то, что моральные представления общества в наше время очень не однообразны,это не значит, что они относительны и ситуативны. Если мы откажемся от моральнойоценки реализации прав человека, то разрушится механизм этих прав в том виде,в котором он создавался на протяжении веков. Последствия могут быть самыми неблагоприятными.Вот почему мы призываем обратиться к нравственному опыту религиозных традиций,который дает разделяемое многими людьми представление о достойном и постыдном.
  Что касаетсясодержания моральных норм, то традиционные мировые религии здесь во многом сходятся.Ценности семьи и брака, милосердия, сострадания, воздержанности имеют во многомнепреходящий характер. Не все общественные деятели готовы нас поддержать, но многие из них, как и мы, понимают, что только нравственно здоровый, а не падшийчеловек может быть «мерой всех вещей».
  В своихвыступлениях я неоднократно заявлял, что категория догмы неприменима для общественно-политическойжизни. Это имеет прямое отношение к правам человека. Права человека – явление,обусловленное историческим, культурным, религиозным контекстом. Догма – это,наверное, утверждение о свободе человеческой личности, имеющей в себе образБожий. А права человека – производное из этой догмы со всеми вытекающими последствиямии относительной, а не абсолютной ценностью. Сделать из них догму – значит превратитьв квази-религиозный институт. А если и навязывать эту «догму» всему миру, попыткичего, увы, предпринимаются, то не избежишь радикального ответа.

Православно-католический диалог в развитии
  МН: Визитво Францию, с обсуждения которого мы начали разговор, во многом наверняка скажетсяна отношениях между Православной и Католической церквами. Можем ли мы ожидатьвстречи Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и папы Римского БенедиктаXVI? Такое ощущение, что к этому приблизились.
  Митрополит Кирилл:Святейший Патриарх неоднократно сам говорил, что никогда не исключал возможноститакой встречи. Сегодня эта возможность не менее реальна, чем это было некотороевремя тому назад, а может, даже более реальна. У нас на повестке дня есть множествовопросов, над которыми мы совместно работаем, и в случае, если их обсуждениезавершится успехом, то тогда откроется возможность для такой встречи.
  Уровеньдиалога сегодня между нашими церквами гораздо выше, чем это было некоторое времятому назад. И действительно, мы достигаем большего взаимопонимания, в том числеи по тем проблемам, которые еще недавно нас разделяли. Речь идет не о тех богословскихпроблемах, которые разделяли православных и католиков, а о тех проблемах, которыевозникли после распада Советского Союза в связи с появлением иерархических структуркатолической церкви на территории бывшего Советского Союза.
  МН: То естьречь идет об активной миссионерской, другими словами «прозелитической», деятельностина так называемых канонически православных территориях?
  Митрополит Кирилл:Вы знаете, можно так формулировать, а можно иначе. Мы считаем, что все, что касается миссии одной церкви на территории другой, должно осуществляться такимобразом, чтобы не разрушать отношения между церквами. Потому что миссия можетоборачиваться прозелитизмом. И мы глубоко убеждены в том, что в данном случаенеобходимо договориться о взаимоотношениях, в том числе и в связи с миссионерскимслужением.
  МН:И как Вы оцениваете перспективы активизировавшегося диалога между Русской ПравославнойЦерковью и Римско-католической церковью?
  Митрополит Кирилл:Полагаю, что в свете многочисленных вызовов, ответов на которые ожидаетот христиан современный мир, сотрудничество между Русской Православной и Римско-католическойцерквами имеет перспективу. В условиях развития религиозного и нравственногорелятивизма общая позиция наших церквей по многим проблемам жизни общества побуждаетнас действовать вместе там, где это возможно.
  В частности,обе церкви противостоят вытеснению христианской веры и морали на обочину общественнойжизни, указывают на неприемлемость для христианского сознания пересмотра нравственныхнорм, выступают против абортов и эвтаназии, осуждают легализацию «однополыхсоюзов», совместно вырабатывают позицию по вопросам биоэтики, излагают свойвзгляд на проблему прав и достоинства личности, на общественное устройство.
  Регулярнопроводятся представительные международные встречи, на которых вырабатываетсясогласованная позиция по этим вопросам на уровне богословов, священнослужителей,журналистов, ученых, общественных и политических деятелей. На международнойарене наши церкви представляют христианский взгляд через церковные представительствав Страсбурге, Брюсселе и при ООН.
  Однако для того, чтобы православно-католический диалог развивался на основе искренностии полного доверия, необходимо разрешить трудности, которые все еще осложняютотношения между нашими церквами. На повестке стоит вопрос о непростых взаимоотношенияхмежду православными и греко-католиками на Украине. Нашу серьезную озабоченностьвызывает продолжающаяся экспансия греко-католиков в традиционно православныеобласти этой страны, в которых унии никогда исторически не существовало.

  Христианствов мире и в России
  МН: Как Вы считаете, каково вообще положение христианства в современном мире?
  Митрополит Кирилл:В различных странах мира это положение складывается по-разному. В каждомслучае есть свои особенности, обусловленные историей и культурой того или иногонарода. Но, на мой взгляд, некой общей тенденцией являются попытки вытеснитьхристианство и религию вообще из общественной жизни. Некоторые страны намеренноотказываются от своей христианской идентичности. В этих государствах нередковерх берет линия «религиозного нейтралитета», которая, честно говоря, не способствуетутверждению христианских ценностей в образовании, культуре, социальной и политическойсферах.
  Часто такаялиния объясняется желанием обеспечить свободу совести для людей с различнымимировоззренческими взглядами и таким образом поддерживать межрелигиозный мирв обществе. Полагаю, что это «благовидный» предлог для того, чтобы боротьсяс религией вообще. Общество, большинство которого принадлежит к христианскойтрадиции и которое проявляет свою религиозную идентичность во всех публичныхсферах, вполне может обеспечить мирное и процветающее положение для религиозныхменьшинств. Тому пример – дореволюционная Россия. Однако нас пытаются убедить,что межрелигиозный мир напрямую связан с наименьшей религиозностью людей. Другимисловами: нет религии – нет проблемы.
  Совершенноне согласен с тем, что вакуум религиозности полезен, потому что «нейтрален».Сфера смысла жизни не терпит пустоты. На место истинной веры и высокой нравственностив «нейтральном» обезбоженном обществе неизбежно придут и уже приходят самодовлеющие,жаждущие слез и крови кумиры – радикализм, гордыня, культ потребления, эгоизм.Не хочешь служить Богу и ближнему — окажешься их рабом.
  МН: Что Вы думаете о взаимоотношениях Церкви и государственной власти? Будут ли уточнятьсясоответствующие формулировки в Основах социальной концепции РПЦ, в которой фактическидолгом православного человека названо непослушание власти, когда она принуждаетего отречься от Христа? Не есть ли эта жесткая позиция своего рода историческаяреакция на «сергианство», соглашательское сотрудничество с властью, котороечасто ставили и продолжают ставить в упрек Русской Православной Церкви?
  Митрополит Кирилл:На этом направлении не стоит ждать сенсаций. Православная Церковь всегдабудет держаться учения, которое она исповедует с апостольских времен: мы должнысотрудничать с властью в добрых делах и нравственно противостоять ее греховнымдействиям, особенно если речь идет о принуждении к отречению от Бога и веры.Церковь осознает свою инаковость по отношению к власти больше, чем какое-либодругое сообщество. Об этом подробно говорится в Основах социальной концепции.Но Церковь также понимает, что ее миссия заключается в благотворном влияниина этот мир и в призыве ко спасению всех людей, в том числе государственныхдеятелей. Об этом пишет святой апостол Павел в послании к Тимофею: «Итак преждевсего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежнуюво всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,1–4). А такую миссию невозможно совершать, если не занимать конструктивную позициюв отношениях с властью. Наша задача состоит не в низвержении власти, а в поддержанииположительных перемен в ней.

  Внутренниеи внешние направления церковной деятельности
  МН: Интересно,что Вы поддержали философов, которые разработали «Русскую доктрину», при всейее спорности.
  Митрополит Кирилл:Да, там много спорного, и это не значит, что мы поддерживаем в ней каждое слово.Но мы поддерживаем направление – поддерживаем серьезную дискуссию о будущемРоссии. И Собор создавался как место для такой дискуссии. И поэтому, конечно,появление «Доктрины» не могло нас оставить в стороне. И второе, что, я считаю,очень важно, при всех спорных моментах, которые в ней содержатся, общее направлениеочень оптимистическое и правильное. А поправки в «Доктрину» всегда следует вносить— если доктрина превратится в догму, она перестанет быть доктриной.
  МН: Оправдывает ли ожидания состоявшееся 17 мая воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви? Не слишком ли много расколов сопровождало это воссоединение?Не выльется ли в тотальное осуждение всех семидесяти лет советской власти грядущеесоставление списка «новомучеников, пострадавших за веру от большевиков»?
  Митрополит Кирилл:Единство – сама суть бытия Церкви. Господь Иисус Христос для того ее и создал,чтобы люди в ней достигали единства с Богом и друг с другом. Поэтому восстановлениеединства, разрушенного страшными событиями ХХ века, конечно же, является великимторжеством Церкви. И наш народ в целом проявил очень большое внимание, большуюотзывчивость к тому, что произошло 17 мая.
  Да, естьнемногочисленная часть клириков и прихожан Зарубежной Церкви, которые не захотелиэту радость разделить. Мотивация у них не духовная, а личная или политическая.Ведь главным образом речь идет о нескольких священниках, которые ушли в своевремя из Московского Патриархата, как правило, со скандалом. И вдруг теперьоказывается, что им надо посмотреть в глаза прежним собратьям. Легче создатьновую «церковь» – истинно-зарубежную или какую-нибудь еще. А есть и те, комупросто не любо укрепление Русской Церкви, России. Те, для кого холодная войнаникогда не заканчивалась. У них свой взгляд на происходящее, но он не имеетничего общего с историей Зарубежной Церкви, с надеждами ее основателей, которыебыли уверены: как только безбожие рухнет – мы снова все будем вместе.
  Наконец,есть и те, кто просто еще не до конца осмыслил происшедшее. Из таковых некоторыеклирики, ушедшие было в раскол, по зрелом размышлении возвращаются к единствуЦеркви.
  Церковь,прославляя своих мучеников и составляя их мартирологи, движима отнюдь не чувствамимщения. Она стремится сохранить свидетельство силы благодати Христовой, котороеявили верные Богу люди, совершившие христианский подвиг в годы безбожных гонений.В общенациональном значении это также помогает хранить память о нашей истории.
  Тщательнаяработа в этом направлении длится в Русской Церкви уже почти двадцать лет, и ничего принципиально нового здесь не планируется: просто в продолжение собиранияпамяти о нашей истории мы теперь примем во внимание все, что было сделано в этой области Русской Зарубежной Церковью.
  МН: Как бы Вы прокомментировали постановление епархиального собрания Анадырской и Чукотскойепархии, которое подтверждает нашумевшее в марте нынешнего года «Обращение»епископа Диомида (Дзюбана)? Не сынициируют ли эти документы раскол в РусскойПравославной Церкви?
  Митрополит Кирилл:Спровоцировать раскол в нашей Церкви желают и пытаются многие силы. Ради этогоони готовы использовать любые возможности, в том числе разномыслия, которыеприсутствуют в нашей Церкви, что, кстати, отличает ее от тоталитарной секты.Такие разномыслия, например, по политическим темам или по вопросам отношенияк другим религиям и конфессиям, были в Церкви всегда, даже среди святых.
  И дискуссияпо тем вопросам, которые ставятся в «обращении», является нормальным элементомжизни Церкви. Уже появилось, кстати, немало богословских отзывов на это «обращение»,что позволяет взглянуть на поднятые проблемы с разных углов зрения. Считаю такоеобсуждение естественным и нормальным.
  С другойстороны, недопустимо переводить внутрицерковные разномыслия во «фракционнуюборьбу», соединять ее с ненавистью и неправдой, с уничижением собратьев, с жаждойвласти и славы. Это инородная для Церкви стихия, и я надеюсь, что она не захлестнетцерковную жизнь.
  МН: Исламсейчас политизируется и, видимо, будет политизироваться. Будет ли ПравославнаяЦерковь вести, помимо политического, какой-то богословский диалог с исламом?
  Митрополит Кирилл:Мы уже ведем такой диалог. С иранцами. Для нас чаще всего проблемным являетсяподыскание адекватных партнеров. Очень важен уровень, теоретический уровеньтакого диалога. И мы удовлетворены тем, на каком теоретическом уровне идет диалогс Ираном. Мы открыты и к диалогу с суннитской частью ислама. И у нас традиционнохорошие отношения с мусульманами Сирии, Иордании, Египта, с палестинцами. И я, конечно, хотел бы все-таки подчеркнуть, что и с очень многими мусульманамиРоссии мы находимся в диалоге – может быть, не столько в богословском, скольков практическом. Мы придаем этому очень большое значение. Построение отношениймежду православными и мусульманами в России и вообще на постсоветском пространствев этот сложный переходный период нашей общей истории является весьма высокимдля нас приоритетом.

  Бетоннаястена
  МН: Интереснаяу Вас тут библиотека. Что в ней за книги?
  Митрополит Кирилл:Справочные в основном. Энциклопедии, богословские справочники… В этом кабинетечитать не удается, а вот быстро найти какую-то справку иногда нужно.
  МН: Я обратилавнимание, что у Вас здесь на этаже стоит скульптурное изображение митрополитаНовгородского и Ленинградского Никодима (Ротова). Я знаю, что Вы с ним работали…
  Митрополит Кирилл:Я был его секретарем.
  МН: Для Вас это важная фигура?
  Митрополит Кирилл:Очень важная не только для меня – для всей нашей Церкви. Просто одни люди этопонимают, другие, может быть, не очень хорошо знают его жизнь и не очень понимаютего исторический вклад в историю, в жизнь нашей Церкви в трудные годы двадцатогостолетия. Владыка был очень живым, естественным и простым человеком, при этомочень одаренным от Бога. Он неплохо владел тремя языками, практически никогдаих систематически не изучав. Это тоже показатель способностей человека. Он обладалпамятью почти феноменальной – например, специально не заучивая, знал наизустьвесь православный календарь. Вам достаточно было назвать число, а он перечислил бы всех святых, память которых в этот день. При этом огромная воля. Я думаю,он имел такой же склад – если говорить о складе личности – такого же типа, как маршал Жуков или академик Королев. Это такой типаж. Про него говорили, что онбыл способен пробивать бетонные стены. И действительно, он был способен этоделать, но, к сожалению, это дорого обошлось – он умер, как известно, в сороксемь лет от седьмого инфаркта. Практически он был исповедник, потому что принимална себя многие удары, которые наносились по Церкви все время.
  МН: На каждого,кто способен пробить бетонные стены, однажды находится бетонная стена…
  Митрополит Кирилл:Которую пробить невозможно.

Василина Орлова,
«МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ»,
26 октября 2007 г.


© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

9 ноября — память мучениц Eапитолины и Eротииды

  Святая мученицаКапитолина, память коей совершается ныне, была из Каппадокии и происходила от богатой и знатной фамилии. Приняв христианскую веру и услышав проповедь о том,как трудно богатому войти в Царство Небесное, она раздала все свое имение и отпустила рабов своих на волю.

 
Интервью

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Быть россиянином — значит любить свое отечество, его историю. А история России — это история Православия»

(Окончание. Начало в № 41)– Владыка, что, на Ваш взгляд, важнее: меры государственной, материальной поддержки семьи или просвещение людей, объяснение им, что необходимо рожать, а то вымрем… Что может переломить эту нехорошую ситуацию?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс