Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святая мученицаКапитолина, память коей совершается ныне, была из Каппадокии и происходила от богатой и знатной фамилии. Приняв христианскую веру и услышав проповедь о том,как трудно богатому войти в Царство Небесное, она раздала все свое имение и отпустила рабов своих на волю.
Когда узнал об этом начальник Каппадокии Зелекинфий,то заключил ее в темницу; затем, выведя из темницы, требовал, чтобы она принеслажертву каппадокийскому идолу Серапису. Капитолина отказалась, и ей отсекли голову.Скончалась святая мученица в 304 г. по Р. X.
Мы видели, братия,что мученица Капитолина, услышав евангельскую проповедь о том, как трудно богатомувойти в Царствие Небесное, владея великим богатством, раздала все свое имениеи отпустила рабов, дабы с большим удобством следовать учению Иисуса Христа.Таким образом, она нашла, что при бедности или, по крайней мере, при отсутствиивеликих земных стяжаний ей легче войти в Царствие Божие, которое действительнои наследовала, увенчавшись венцом мученическим. Рассматривая жизнь богатых людей,нередко весьма сильно располагающую их идти широким путем, ведущим в пагубу,мы действительно должны сказать, что трудно богатому войти в Царствие Небесное,по причине множества искушений ко греху, хотя, с другой стороны, и бедность,доводящую до нищеты, мы не можем назвать всегда и для всех благоприятствующейнашему спасению, так как она порождает нередко зависть, ропот на Бога и другиегрехи.
Рассмотрим же,братия, подробнее, как действуют на человека богатство и бедность в деле егоспасения.
Не должно скрыватьот себя, что, при испорченности воли нашей, богатство может поставлять великиепрепятствия на пути к Царствию Божию. Сам Господь сказал: «Яко неудобь богатыйвнидет в Царствие Небесное». И апостол свидетельствует, что «хотящии богатитисявпадают в напасти и сети и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружаютчеловека во всегубительство и погибель».
Мы видим на опыте,что богатый скорее впадает во многие пороки, которых легче избежать может человекбедный. Имея все средства к исполнению своих желаний, трудно удержать их в должныхграницах. Но каждое часто исполняемое желание растет и усиливается до того,что становится, наконец, непреодолимою страстью, которая, в свою очередь, с силой увлекает сердце человека в бездну порока. Так именно рождаются и питаются,возрастают и укрепляются все плотские страсти, в коих погрязают человеческиедуши. Этому искушению менее подвержен тот, кто не имеет чем утолить голод и жажду, и тем менее имеет возможности угождать прихотям плоти своей.
Привыкши находитьв золоте легкое средство к удовлетворению всех желаний своих, человек легкопривыкает почитать его своим кумиром – единственным предметом всех забот и попечений,целью всех стремлений и надежд своих, к которому прилепляется и которому служитего сердце. И это бедное сердце, поработившись всецело своему кумиру, наполняясьодним пристрастием к сокровищам, закрывается для всех чувствований любви и милосердияк ближнему, становится глухо и недоступно к мольбам нужды и бедности, – жестокои невнимательно к страданиям человеческим. Не без причины апостол укоряет богатых,что они затворяют утробы свои пред мольбами несчастных.
С другой стороны,пристрастившись к золоту, человек всегда и во всем на одно золото возлагаетсвою надежду, в нем полагает все свое счастье, все благо души своей, забываяо Боге и Его всеблагом Промысле, не помышляя о стяжании сокровища неоскудеваемогона небесах. Напротив, человек бедный, не находя ни в себе самом, ни вне себяпомощи и защиты, скорее обращается к небу, усерднее про-стирает руки к Отцунебесному, охотнее предается в Его всесвятую волю.
Богатство и великолепиевсегда привлекают хвалы и ласкательства человеческие, коими питается тщеславиеи гордость. Напротив, убожество, презрение и уничижение от человеков погружаютдушу во глубину смирения и самоосуждения, и от убожества внешнего обращают сердцек нищете духовной. Потому-то, без сомнения, в Церкви апостольской не мнози былипремудры по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни, но буяя мира избраБог, да премудрая посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая,да не похвалится всяка плоть пред Богом (1 Кор. 1, 26, 27, 29).
Но, с другой стороны,не должно забывать и того, что богатый, встречая много препятствий на пути к Царствию Божию, в самом богатстве земном имеет такие средства к приобретениюсокровищ небесных, каких не имеет человек бедный, и свободен от многих искушений,которым подвергается последний. Ибо, если и за одну чашу холодной воды, поданнуюво имя Христово, человек не лишится мзды своея, то сколько мзды на небе можетприобрести себе человек богатый, если отверзет сердце и руку свою к мольбамнесчастных, если с верою и любовью к Господу и милосердием к братиям своим будетохотно разделять избытки свои с неимущими! Сколько может приобрести себе друзейна небе, иже приимут его в вечныя кровы!
С своей стороны,и бедность имеет свои, и притом самые трудные и неудобопроходимые преграды на пути к Царствию Божию, свои искушения, которых невозможно преодолеть без помощиблагодати Божией. Если трудно не прилагать сердца, когда течет богатство; то менее ли трудно не желать богатства, не завидовать богатым, не роптать на своюучасть, переносить бедность и убожество с терпением, смирением и покорностьюволе Божией? Если трудно побеждать страсти, когда есть средства к их удовлетворению,то менее ли трудно бороться с ними при невозможности удовлетворить им? «Веруми ими, авво Зосиме, – говорила преподобная Мария Египетская, – семнадесятьлет пребых в пустыне сей, аки со зверьми борющися с плотскими похотьми моими:огнь бо в окаянном сердце моем возгарашеся и всю мя опаляше».
Так премудро соразмерили уравновесил всеблагий Промысл Божий все состояния на земле, что все они равнымежду собою по отношению к небу и жизни вечной, и во всяком из них можно спастисяи погибнуть. Так премудро устроил Господь все пути жизни человеческой, что всеони, при помощи благодати Божией, ведут к Царствию Божию, равно как при развращенииволи человеческой приводят к аду. Богатство и бедность, слава и бесчестие, высотаи уничижение, – все может быть обращено нами в средство или к спасению, или к погибели.
Все зависит от произволения человеческого; во всяком состоянии в мире сем, при всех обстоятельствахвременной жизни нашей, виною погибели – наша собственная воля. У Господа нестьзрения на лица. Пред Ним и богатый и бедный, и раб и свободный – в равном достоинстве.Он всем хощет единого – спастися и в разум истины приити. Аминь.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
По древнему обычаю, сегодня мы творим поминовение усопших отцов и братий наших. Это святой, освященный веками, обычай; он вполне согласен и с учением Православной Церкви.
Интервью митрополитаКирилла газете «Московские новости» МитрополитСмоленский и Калининградский Кирилл – один из тех церковных деятелей, о которыхпринято выражаться обтекаемо: «неоднозначный». Его слова и действия вызываютрезонанс далеко за пределами церковной ограды.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.