Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Окончание. Начало в № 41)
– Владыка, что, на Ваш взгляд, важнее: меры государственной, материальной поддержки семьи или просвещение людей, объяснение им, что необходимо рожать, а то вымрем… Что может переломить эту нехорошую ситуацию?
– Важно и то, и другое. Очень важно осознание молодыми семьями этого вопроса, изменение отношения к семье. Как говорили святые отцы, семья формируется с утробы матери. Ребенок с детства должен знать о значении семьи в жизни. Любовь к семье, к ближним заставляет ограничивать себя в чем-то, а у нас, к сожалению, любовь носит эгоистический оттенок; отсюда слабые семьи, нет любви к детям, мысли, что дети будут мешать. У супругов свои мнения на этот счет – поэтому бывают разочарования, разводы. Мы должны возвысить понимание, что такое семья: люди должны знать ценность семьи, ее значение. Не зря Церковь благословляет брак – таинство Венчания является таинством Церкви (таких таинств семь, Венчание – одно из таинств Церкви). Оно благословлено Богом. Создается союз двух людей. Это соединение не физическое, физически людей не соединишь – это соединение духовное, ментальное. Семья – это единство. Дети тоже члены семьи, и она должна строиться на любви друг к другу, любви в послушании.
Ситуация изменится, когда изменится сознание людей. Это очень важно сейчас.
– Владыка, следующий вопрос: как Церковь оценивает решение демографической проблемы с помощью «политики замещения», то есть привлечения в страну мигрантов?
– Россия – страна многонациональная. В ней всегда жили многие народы и народности. К мигрантам всегда относилась с уважением, с пониманием. Взять допетровское время: в Москве были Китай-город и немецкая слобода, было и татарское поселение. Но есть одно «но». Миграция никогда не должна превышать дозволенного барьера – 3–4% от численности коренного населения. Если этот процент превышен, то возникают проблемы, которые наблюдались в Европе. Те, кто приезжает жить в Россию, должен принять нашу культуру, нашу историю и считать их своими. И если этого не произойдет, мы создадим государство, расслоенное по национальному признаку. Этого делать нежелательно. Мы должны демографический вопрос ставить и решать в интересах нашего государства. Будут россияне рожать – и демографический вопрос будет решен.
– Владыка, последний вопрос демографического блока: Православие и многодетная семья. Среди православных людей и даже батюшек бытует мнение, что совершенно не обязательна многодетная семья, что нельзя смешивать идеалы христианского брака с обязательной многодетностью.
Так обязательно ли христианская семья должна быть многодетной – или можно иметь одного-двух детей? Жить – не тужить?
– Конечно, этого недостаточно. Обратимся к нашему историческому прошлому: многодетная семья – 15–16 детей, нормальная семья – до десяти детей.
– «Семь я», как говорилось в старину…
– Один корреспондент подошел ко мне и спросил: «Батюшка, Вы родились в многодетной семье; как Вы жили?». Первое, что я ответил: «А нас у отца четверо сынов…».
Когда я рос, нас не считали многодетной семьей. Четверо, пятеро детей не считалось много, считалось мало. Росли дружно. Жили в комнате вместе с родителями. Комната 16 квадратных метров, и мы в ней еще и играли. Родители вырастили нас хорошими людьми.
– Владыка, сейчас мы перейдем к третьему блоку вопросов; это вопросы из разных сфер, но волнуют наших телезрителей и радиослушателей. Они будут рады услышать ответы на них от Вас как Управляющего делами Московской Патриархии, постоянного члена Священного Синода.
После воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве с Зарубежной Церковью очень часто наши зрители спрашивают о перспективах воссоединения со старообрядческой Церковью. Возможно ли это вообще? В какой исторической перспективе – годы, десятилетия? Или это, в принципе, маловероятно?
– Мы не ставим на повестку дня объединение. У нас идет диалог, мы встречаемся, у нас есть много общего, и мы можем находить в обществе (где много негативного, отрицательного, где сознание секуляризировано) сферы взаимодействия. Учитывая, что наша со старообрядцами культура имеет общие истоки, мы можем совместно трудиться по сохранению нашей культуры. Потому что она берет начало от купели в Днепре. Прошло более тысячи лет, как мы вместе строим наше государство. Наши духовность и культура зарождались одновременно. Сегодня мы ищем сферы, в которых могли бы взаимодействовать.
– Диакон Андрей Кураев… Отец Андрей – наш известный миссионер, неутомимый проповедник…
– Это он задает вопрос?
– Нет, это о нем задают вопрос. Он – автор множества книг. К сожалению, они нередко вызывают неоднозначное отношение, причем по большей части у воцерковленных православных людей. Где-то – по содержанию, но еще в большей степени вызывают вопросы ультрасовременные формы его проповеди. Нередко задают такие вопросы: «Кто его благословлял на такие выступления?», «Есть ли у него благословение?»
Как бы Вы могли оценить труды отца Андрея, как относиться к его «неоднозначностям»? И можно ли рассматривать его мнение как мнение Церкви?
– Как мнение Церкви его мнения рассматривать нельзя. Он частный апологет. Его слово в основном направлено на людей невоцерковленных, светских, на нерелигиозную массу, на неверующую аудиторию. Поэтому временами он использует их терминологию, их методы. Он приходит к молодежи, чтобы пробудить в ней интерес к Православию, начинает беседовать на ее языке. В аудитории, в которой он работает, он справляется успешно. Там к нему относятся с интересом. Я встречал многих людей, которые пришли к вере через проповеди отца Андрея Кураева. Эти люди заинтересовались Православием, стали более активно ходить в храмы, стали настоящими православными людьми. А людям православным, которые ходят в храмы, лучше обращаться к монахам, старцам. Читайте творения святых отцов, там все сказано. Читайте чаще Евангелие, ходите на службу, молитесь. Молитва – это самое главное, молитва во всем поможет.
– Спаси Господи! Владыка, есть вопрос в прямом эфире из Калужской епархии. Благословите!
– Пожалуйста.
– Здравствуйте! Говорите, пожалуйста.
– Владыка, благословите.
– Бог благословит.
– Владыка, у меня очень актуальный и интересный вопрос: мы сами живем в Калужской области, а родители живут в Грузии. Грузия – это православное государство. Есть ли планы организовывать паломнические поездки в Грузию? Какая работа ведется по укреплению дружеских отношений между нашими народами?
– Между нашими Церквами очень хорошие отношения. Патриарх Илия приезжал в Россию, был в Москве. Многие паломники из Грузии бывают в России, посещают святые места. Если люди имеют средства, чтобы совершить паломничество, они отправляются по святым местам, а именно: Афон, Иерусалим. Мы никого не обязываем посещать те или иные святые места. Даже в Иерусалим едут по желанию… Отношения с Грузинской Православной Церковью у нас нормальные. А в вопросы политики мы не вникаем.
– Владыка, следующий вопрос касается путешествия по России святых мощей. Неверующие люди совсем не понимают значения этого явления. Называют это кощунством, прости, Господи, вплоть до некромании. Владыка, что это за традиция – почитание святых мощей? Каков его смысл, особенно в контексте путешествия по России и странам СНГ мощей святого благоверного князя Александра Невского?
– Святые мощи почитаются с древних времен. И если мы обратимся к истории, то узнаем, что с древних времен люди почитали святые мощи, совершали на мощах Литургии. На Руси, как и во всей Православной Церкви, велико почитание святых. Почитают иконы, почитают и мощи. Это традиция древняя. В старину летом люди совершали паломничества по святым местам: кто не мог путешествовать далеко, отправлялись в монастыри, где хранились святые мощи, а кто имел возможность, путешествовал с Урала в Киев, в центр России, на Валаам, на Соловки и поклонялся святыням там. Ездили и в Грецию, ездили и на Афон, поклонялись святыням. Иногда мощи привозили в какой-то город (раньше это было сделать нелегко).
Осуществлять паломничество могут не все верующие. Например, на Святую Гору Афон не допускаются женщины. А там находятся великие святыни. Поэтому мы привозим мощи святых, чтобы как можно больше верующих поклонились им, смогли помолиться, попросить об исцелении от болезни. Сейчас мощи святого князя Александра Невского приносятся в храмы России. Скоро юбилей со дня рождения Александра Невского. Началась духовная акция – принесение мощей в те места, где он жил и прославился. Это Великий Новгород, Владимир, Ярославль и Москва, а также выбран ряд городов, в том числе и Екатеринбург, где особо почитают этого святого. Князь Александр Невский очень любим нашим народом.
– Владыка, нецерковные люди не понимают, зачем надо поклонятся мертвым останкам? Почему Церковь критикует нахождение на Красной площади мавзолея с телом Ленина и в то же время возит мощи святых по России?
– Необходимо отличать: когда мы почитаем икону, когда преклоняемся перед святыми мощами, мы не отдаем почести самому материалу – доске и живописи, краскам или останкам, мы отдаем почести тому, кто изображен или часть чьих мощей находится перед нами. В данном случае – подвиг Александра Невского, здесь почитается первообраз. Через него воздаем благодарение Богу за то, что Он помогает нам жить, являет нам милость. А Александра невского мы почитаем и поклоняемся ему как великому человеку. Он перед своей кончиной принял монашество и взял имя Алексий.
– Можно ли молиться Александру Невскому как защитнику от терроризма?
– Можно молиться. Он – защитник нашего Отечества и каждого человека. Он был воином и сейчас защищает нашу страну. Когда началась Великая Отечественная война, Русская Церковь обратилась к народу с призывом собрать деньги на колонну танков и воздушную эскадрилью. Деньги были собраны, изготовлены танки. Танковая колонна была названа в честь Димитрия Донского, а эскадрилья – в честь Александра Невского. Святой князь является покровителем нашей земли… Александр Невский имел необычайный дар любви к Отечеству, к Родине – он помогает и нам приобрести этот дар.
– Строительство храмов… Не достаточно ли в России действующих храмов? Когда Церковь остановится, наконец, в строительстве все новых и новых храмов? Не лучше бы на эти средства строить детские сады и школы?
– Никогда Церковь не остановится в строительстве новых храмов. Еще много городов, где недостаточно храмов. Да и в самом Екатеринбурге можно еще строить. В прошлые времена церкви строили в каждом селе на тысячу дворов, а в городе – на тысячу человек. Екатеринбург тысячу храмов не построит, но есть районы, где живет много людей, а храм только один. Потребность в строительстве храмов еще большая. Этот процесс идет с воцерковлением людей.
А что касается строительства школ, детских садов, то и их надо строить. Нужны православные школы, нужны православные детские сады. Я думаю, что есть люди, готовые помочь. В Екатеринбурге построен великолепный духовно-просветительский центр. Это целый комплекс, в котором все есть. Люди видят, что это делается на благо народа – и жертвуют на строительство, сами участвуют в строительстве.
Сама Церковь не строит, ей это не под силу финансово; если появляется потребность, люди помогают. Этот процесс не закончится и будет продолжаться все время. Потому что до конца времен Церковь будет существовать. Я думаю, что Россия будет прирастать храмами.
– Выборы… Россия вступает в пору выборов в Государственную Думу, выборов Президента. Должны ли, могут ли православные люди участвовать в политике? Или лучше печься о внутреннем духовном делании? Есть ли на политическом горизонте России партия, наиболее полно отражающая интересы православных людей? Какую из политических партий Церковь благословляет на выборы?
– Православная Церковь в политике не участвует. Православные христиане – граждане нашего Отечества. Они, естественно, должны думать о благе Отечества. Нельзя самоустраняться от выборов, ибо кто же будет выбирать? Если мы – православные, то будем выбирать достойных кандидатов. Поддерживать тех, кто печется о благе России, кто думает о ее процветании, думает о решении проблем, которые стоят перед страной. На первом плане стоит демографическая проблема: необходимо думать, как России выйти из этого кризиса. В этом вопросе должны использоваться не только экономические средства, но и другие методы выхода из кризиса.
Мы должны участвовать в жизни общества. Церковь не может изолировать себя, верующие не могут удалиться и закрыться в храмах и монастырях и не участвовать в общественной жизни. Если ты призван заниматься политикой, то занимайся ею, если ты крестьянин, то занимайся своим делом, а в выборах надо поддерживать того, кто живет жизнью России.
– Владыка, последний вопрос к Вам как к Правящему Архиерею Калужской епархии: о том, как здоровье схиархимандрита Власия (Перегонцева) из Пафнутиево-Боровского монастыря? В монастыре ли батюшка, принимает ли? И несколько слов о феномене старчества и прозорливости…
– Отец Власий чувствует себя хорошо, я его видел перед отъездом. На Рождество Божией Матери я служил в Боровском монастыре, и отец Власий мне сослужил. Мы долго с ним беседовали. Отца Власия я знаю с середины шестидесятых годов. Я был еще школьником, он был молодым иеромонахом и приезжал к нам, поэтому у нас такая долгая дружба. С тех пор, как я был назначен в Калугу, мы с ним регулярно встречаемся. На этой неделе он уехал в паломничество по святым местам. Его несколько недель не будет в монастыре. По возвращении он будет продолжать принимать людей и духовно помогать им.
Что касается вопроса о старчестве, как понимать это явление? Как старчество, которое было в Оптиной Пустыни. Оно уже не может повториться. Это дар Бога для нашего Отечества. Господь выделял людей духовных, духоносных, и они по-своему служили Отечеству. Возьмите преподобного Сергия Радонежского. Это было непростое служение: Россия была в сложной ситуации – он и князей примирял, и людям помогал, и монастыри создавал. Преподобному Серафиму Саровскому Бог тоже дал дар служения людям… А оптинские старцы свое служение имели. Я сомневаюсь, что что-то может повториться. Бог Сам определит, как Он будет через духоносных людей помогать нашему народу. Старчество – это необычное явление, дар Божий, который дается людям, когда общество готово принять его. Готово ли сейчас общество принять старчество? Я затрудняюсь ответить. Есть опасность, что начнут суеверно относиться к старцам. Будут приходить и говорить: «Прорцы мне». К старцу приходили помолиться, и он, видя веру, видел ситуацию. Господь открывал ему все, и это слыло провидением. А просто искать у старцев провидение – это неправильно. К старцу надо идти с покаянием, с просьбой и молитвой, с желанием очиститься от греха. Чтобы он молился за человека, и тому было легче противостоять греховным влечениям, соблазнам, которые препятствуют духовной жизни.
– Спаси Вас Господи за этот обстоятельный, интересный разговор. Благословите наших телезрителей и радиослушателей.
– Помогай Господь всем! Я желаю успехов жителям Екатеринбурга, всего Уральского региона, всей России. Еще раз передаю благословение от Святейшего Патриарха Алексия жителям Екатеринбурга, участникам Симеоновских чтений, и пусть Господь хранит вас на всех путях вашей жизни.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Людмила КОЛЕСНИКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Интервью митрополитаКирилла газете «Московские новости» МитрополитСмоленский и Калининградский Кирилл – один из тех церковных деятелей, о которыхпринято выражаться обтекаемо: «неоднозначный». Его слова и действия вызываютрезонанс далеко за пределами церковной ограды.
Духовное образование ребенка должно начинаться с самого раннего возраста. Становление личности в Церкви происходит в период от рождения до отрочества.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.