Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Все мы родомиз детства. Все наше отношение к окружающему миру – наши склонности, черты будущегохарактера, привычки, вредные и не очень, семена пороков и добродетелей – закладываетсяименно в этот босоногий период.
Большинствоиз нас с вами выросло в семье. Самые лучшие и теплые воспоминания зачастую связаныу нас именно с детством. И счастлив тот, у кого в те безоблачные времена былтеплый дружный очаг, возле которого собиралось много родных и любящих лиц. Былистаршие сестры или братья, способные защитить и выслушать, когда папа и мамазаняты. А может, кое-чего им и знать не следовало во избежание лишних огорчений.Да и когда подрастешь, то так хочется кому-то оказывать свое покровительствои поддержку, заботиться о ком-то беззащитном и бестолковом. И как это здорово,когда это не только хомячок из зоомагазина или бездомная кошка. А если центрсемьи – вера в Бога, то в голове твоей с самого детства все складывается в вернуюмозаику мироздания. Папа с мамой готовы жертвовать своими интересами ради тебяи счастливы, что вы у них есть, что вас больше, чем у расчетливых соседей. И пусть у них квартира просторнее и новая машина, но ты-то знаешь, как их сынПетька завидует твоей дружбе со старшим и сильным братом и маленькой сестренке,которая еще не может ходить без твоей помощи. Пусть ваша мама, забросив в дальнийящик свои дипломы, работает просто вашей мамой — все равно она самая лучшаяна свете, и глаза у нее такие лучистые и добрые, как ни у одной другой.
Да и в большоммире ребенку, воспитанному в многодетной семье, легче. Все люди для него – как братья и сестры, с которыми он рос бок о бок.
Наилучшимпримером в этом могут послужить православные священники. Почти все их семьи– многодетные, а православные матушки – их супруги – являют собой почти ужеутраченный современным обществом образ святого материнства. Но и среди миряннередки такие счастливые семьи. У них разные истории и свой путь к Богу, не без трудностей, разумеется. Но только претерпевший до конца спасется. И спасаютсяэти семьи чадородием. Ведь главной целью семейной жизни является рождение и воспитание детей.
Заново рождаетсясемья с каждым ребенком, отношения супругов обновляются. Вместе с новым, такимбеспомощным, членом семьи рождается в каждом из них море нежности и заботы,особенно если младшие дети появляются уже у достаточно зрелых родителей. Да только в современном российском обществе сформировался стереотип, при которомпоздно рожать – стыдно. И страдают поголовно родители, выпестовавшие старших,упорхнувших из родного гнезда, от пустоты и одиночества, а главы семейств ударяютсяв романы и разводы, заводя малышей с молодыми женами.
Обывательзаворчит: «Поздние дети – ранние сироты». Какие глупости! Ведь весь аккумулированныйжизненный опыт такой семьи, вся нерастраченная за суетные молодые годы родительскаянежность – им. Вот уж воистину – все лучшее детям. И вырастают эти дети как утешение родительской осени, когда старшие уже покинули отчий дом.
Екатерина, матьтроих детей:
На вопрос,как решились стать многодетной семьей, отвечает, что сами они ничего не планировали.Ведь были уже подросшие сын и дочь, а начинать заново период пеленок было бысложно. Сложно по мнению окружающих, но не для родителей маленького Максима.И Екатерина, будучи тогда достаточно зрелой и воцерковленной женщиной, отчетливоосознавала всю радость от новой жизни внутри и огромную ответственность перед Господом за этого крошечного человечка. Старших детей довелось окрестить лишьв 5 и в 9 лет, а воцерковляться начали, как и многие, гораздо позже. И сердцематери понимало, как поздно она начала закладку божественного фундамента в детскихдушах. Думая об этом, Екатерина не могла не сожалеть о годах, упущенных без Причастия. Ведь воспитание начинается, как известно, пока дитя поперек скамьилежит. Но милостив и щедр Господь к материнским страданиям, и младшее дитя пришлов семью как Божий дар. Уж с третьим-то все было, как положено – на сороковойдень состоялись крестины, а по воскресеньям кроху причащали на Божественнойлитургии. И малыш рос гораздо разумнее и спокойнее, ведь Сам Господь помогалв воспитании. Теперь шестилетний мальчуган уже дядя, – у старшего брата тожеродился сын. Но назвать стройную и красивую Катю бабушкой язык не повернется.А трудности забываются и меркнут на фоне счастья быть мамой.
Жена по сравнениюс мужем – сосуд немощный, и со временем в семье, если женщина на верном пути,к страху за любимого мужа и потомство прибавляется страх правильный и нужный– страх Божий. Он-то и направляет её мысли и поступки.
Лариса, матьтроих детей:
Когда Ларисаузнала, что к подросшим Алеше и Насте месяцев через восемь прибавится еще одинребенок, ей было уже 39 лет. Не было, к счастью, негативного давления близких,вопросов «зачем». Решать пришлось самой, были в тот момент и слезы, и колебания.Вот тогда-то и сыграл свою роль Страх Божий. Только рожать – с радостью и без сомнений, с надеждой на помощь Господа. Во время беременности она часто посещалахрам, где приучала малыша переживать литургическую радость уже в утробе и бытьсмирным во время чтения Евангелия. Машеньке сейчас пять лет. Живая и озорнаядевчушка вдруг благоговейно замирает в храме, как раньше в мамином животике.
Что прибавилосьс Машей? Целый мир изменился вокруг. Ребенок от многих ошибок спасает, – утверждаетЛариса со слезами на глазах. А после появления дочки и муж крестился, работухорошую получил, квартиру расширили. Были, конечно, после взлетов и падения.Но наш путь к Богу известен – шаг вперед да два назад, и что по крупицам годамисобираем, иногда теряем в один миг. Но Премудрый Господь даже наше зло нам во благо обращать умеет – за то и славить Его не устанем!
Женщина правитмиром из детской
Довольночасто мы, современные женщины, стоим в жизни перед выбором – удачная карьераили полноценная семейная жизнь. И если что-то и стоит выбирать, то, наверное,счастье. То самое, невыразимое счастье быть просто мамой, а потом все остальное.Многие скажут: «плодить нищету». Вовсе нет! – только духовно богатых, сильныхблагодаря Божественному покровительству, чистосердечных, разумных и сострадательныхбудущих граждан Святой России. Ведь все начинается с воспитания, а наше государство– это мы.
«…Знаете ли вы, дорогие братья и сестры, кто с Божией помощью спас Россию? Спасли ееправославные дети. Страшные и смутные времена наступили там в конце второготысячелетия. Пала безбожная власть, но сатана хитер, и огромный бес коммунизмарассыпался на легионы мелких бесов. Все адские силы пошли в атаку на русскиедуши: бандитизм, наркомания, сатанизм, растление, пропаганда жизни ради удовольствия,неоязычество, бездуховность – все это обрушилось на страну, но понемногу иссяклоестественным образом: наркоманы, бандиты, блудники и прочие грешники были великимисебялюбцами – они не хотели иметь детей. А православные женщины тихо и скромновели дело спасения Святой Руси, рожая и воспитывая столько детей, сколько импосылал Господь. Православно воспитанные дети выросли и превратились в огромнуюсилу. Темное поколение развеялось, теснимое растущим поколением юных праведников,ибо век грешников короток. Православные дети – богатство и сила Святой Руси!»(Ю.Вознесенская, «Паломничество Ланселота»)
Это, конечно,лишь светлая фантазия православной писательницы. Но в наших силах ее осуществить.А пока что…
Ежедневнов России делается 13 тысяч абортов. По числу абортов она находится на второмместе в мире.
Елена, матьчетверых детей:
«Современноеобщество – ведь это общество потребления. Настроено оно на получение, и в основном,материальных благ. А то, что есть и другие ценности, как-то не учитывается.Связаны ли многодетные родители по рукам и ногам? Труднее, на мой взгляд, с одним ребенком, когда его не с кем оставить кроме как с чужими людьми. А старшиедети – это реальные помощники. Сейчас у нас самые большие сложности, когда онив школе.
Материальные же проблемы, вроде: «как прокормить, обуть-одеть», – это просто миф. Есть поговорка:«где один, там и второй», – и это сущая правда.
Проблема же – то, что происходит в женских консультациях. Там почему-то все настроенопротив нормального, спокойного вынашивания. Когда мне диагностировали третьюбеременность, первые слова врачей были: «Давайте, договоримся, и мы вас быстро«почистим». (Вдумайтесь, какая ужасная терминология! Женщину «чистят» от ребенка,как от какой-то грязи!). Разговоров о том, что, может быть, вы оставите ребенка,вообще с пациентками не ведется. То, что люди настроены рожать, врачам в головуне приходит. Да и какая женщина, даже не в положении, вынесет бесконечные анализыс восьми утра, очереди к врачу и прочие больничные мытарства. И почему-то оченьагрессивно настроено общество. Если ты рожаешь в четвертый раз – тебя воспринимаюткак ненормальную, мол, предохраняться не умеют, что ли? А если идешь на одиннадцатыйпо счету аборт – это в порядке вещей. Кроме того, уже утерян семейный уклад:жилье, даже современное, только что строящееся, не приспособлено для большихсемей. Все эти проблемы необходимо решать на государственном уровне».
* * *
Но несмотряни на что, семьи, выбравшие для себя этот путь, бесконечно счастливее тех, кторешает «жить для себя». Из Ветхого Завета нам известно, что Бог, сотворив первыхлюдей в раю, сказал им: «раститесь и множитесь, наполняйте землю и владейтеею». Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал, что все люди происходятот одного тела и души и должны быть едиными – любить и беречь друг друга. Как глубока и прекрасна эта первая заповедь, данная людям Богом еще в Эдемском саду!И Господь щедро награждает тех, кто исполняет ее и заповедь сына Божия «да любитедруг друга», которая во всей полноте реализуется в браке, в соединении любящихдуш воедино для того, чтобы подарить жизнь новому человеку.
Маргарита Терновская
Коллаж Елены Чирковой
На вопросы отвечает руководитель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий СмирновОтец Димитрий Смирнов – один из наиболее известных современных русских православных священников, автор нескольких книг. Протоиерей Димитрий – настоятель большого московского прихода, в состав которого входят 6 храмов.
Однаждыапостолы спорили о том, кто из них больший. Иисус Христос, услышав, о чем идету них речь, позвал ребенка и, обняв его, поставил его среди их и сказал: «Еслине обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; кто умалитсякак дитя сие, тот и больше в Царствии Небесном.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.