Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (418) → Отец Димитрий Смирнов: «Православие – это душа народа»

Отец Димитрий Смирнов: «Православие – это душа народа»

№1 (418) / 1 января ‘07

Церковь и общество

В этой теме:

Церковь и общество
Новый год настает…
Церковь и общество
Эдемская заповедь

На вопросы отвечает руководитель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов

Отец Димитрий Смирнов – один из наиболее известных современных русских православных священников, автор нескольких книг. Протоиерей Димитрий – настоятель большого московского прихода, в состав которого входят 6 храмов.

Программа визита отца Димитрия в Курганскую епархию была насыщенной. Состоялись встречи с духовенством, преподавательским коллективом Курганского пограничного института ФСБ РФ. Отец Димитрий посетил Курганский госпиталь ветеранов войн, побывал на Звериноголовском посту Курганской таможни, где принял участие в торжественном молебне в Крестовоздвиженском храме. В Богоявленском храме города Кургана отец Димитрий встретился с прихожанами. Все встречи проходили в режиме прямого и откровенного диалога с людьми, когда отец Димитрий полно и ясно отвечал на самые трудные вопросы.

- Отец Димитрий, сегодня все чаще о будущем России говорится в связи с демографическим кризисом, который переживает наша страна. Ваша оценка сложившейся ситуации? Есть ли будущее у России?

- Все зависит от того, как мы, русские, будем себя вести. Если женщины перестанут делать аборты, а мужчины бросят пить и начнут по-настоящему работать, то Россия будет не только великой – величайшей страной в мире. Для этого у нас все есть. Россия – богатейшая страна, нет такого природного ресурса, которого бы не было на территории нашей страны. У нас платину(!) на Камчатке добывают открытым способом!

Но если сегодняшние демографические тенденции сохранятся, то мы обречены. При такой огромной территории мы просто не сможем удержать наши границы, сохранить государство. Вокруг России находятся страны с огромным населением – Пакистан, Китай… Они просто придут на наши земли. Возьмите Китай – там никто не знает, что такое пенсии. Стариков кормят дети. А наше население стареет, все труднее будет содержать огромную армию пенсионеров. Мы вымираем. Если бы в русских семьях было по 5 детей, то мы бы легко решили все наши проблемы.

А пока ситуация остается трагической. Из всех рождающихся немногих детей в наших семьях часть становится алкоголиками, наркоманами, часть идет в тюрьмы, часть – просто больные, включая СПИД и венерические заболевания. Остается небольшая часть, способная и готовая созидать страну. Многие из них служат в армии, правоохранительных органах, структурах управления, становятся бизнесменами… Но как долго смогут они на своих плечах выдерживать груз ответственности за всю страну? Поэтому решение демографической проблемы, оздоровления и протрезвления общества в целом – важнейшая задача для современной России.

- А какова роль Православной Церкви в жизни современной России?

- Вы знаете, обычный человек не знает, как устроен и работает пищевод. Но это то, что обеспечивает жизнь человека. Так и с Церковью. Большинство людей сегодня не осознает роль Церкви. Но Православная Церковь – это душа народа. Не станет ее – и наступит кромешный ад. Сохранение и развитие Церкви – это сохранение души и культуры народа, всего строя и образа нашей жизни. Не будет этого – исчезнет народ как таковой.

В отдельных странах это хорошо понимают. Например, в Израиле религиозным людям государство хорошо платит только за то, что они изучают Священное Писание, молятся, совершают религиозные обряды. Государство содержит их семьи, платит за квартиры, коммунальные услуги… Почему? Да потому, что в Израиле отлично понимают, что эти религиозные люди сохранили и сохраняют еврейский народ, который, как известно, до 1949 года не имел своей государственности. Не будет этой прослойки религиозных людей – будет другой народ, не станет израильской культуры.

Русского человека невозможно представить без Православной Церкви, даже если он заявляет, что является неверующим. Все равно это в нем живет на глубинном уровне. Когда русский человек оказывается на чужбине, он начинает испытывать тоску, ностальгию. История показывает, что всюду на чужих землях, где появляются русские люди, они первым делом начинают строить православный храм. Вокруг него организуется вся жизнь.

Религиозность, несмотря на все катаклизмы, сохранилась в русском человеке. Когда русскому человеку плохо, он что, пойдет в мечеть или синагогу? Нет, он будет искать действующий православный храм. Действующий! Там, где на него подействуют, утешат, помогут, дадут возможность выжить.

Роль Церкви в современной России состоит и в том, что она позволяет сохранить – на фоне растущего цинизма, власти денег – атмосферу любви, добра и бескорыстия – это то, что воспитывает в человеке Церковь. Представьте, если из народа полностью уйдет любовь и дух Христианства, – останутся только деньги. Жизнь просто станет ужасной, наступит ад кромешный. Церковь – как сердце: пока оно бьется – Россия жива.

- Отец Димитрий, один из наиболее сложных вопросов – это взаимодействие Церкви и власти.

- Вы знаете, что нам досталось тяжелое наследство. В 1917 году к власти пришли оккупанты. Приехали люди из Швейцарии, которые ненавидели все русское и устроили геноцид русского народа. Была уничтожена вся элита России – лучшая часть крестьянства, промышленный класс, духовенство, офицерство, интеллигенция… Перед началом войны в России оставалось всего около сотни действующих церквей.

Во время войны наступил перелом. В какой-то момент Сталин понял, что без веры нельзя одержать победу в этой страшной войне. В 1943 году состоялась историческая встреча Сталина и митрополита Сергия. Сразу после встречи в течение двух дней на военных самолетах привезли из лагерей православных архиереев. Состоялся Собор, на котором избрали патриарха. Были открыты 6 тысяч церквей. И русские люди откликнулись на это. Ведь войну выиграли русские крещеные мужики, учившиеся в церковно-приходских школах. Массовый героизм русского солдата имеет православные основания.

На время безбожие отступило, но ненадолго. Хрущев вел жесточайшие гонения на Церковь. При Брежневе в России действовало только 6 тысяч церквей.

Последние 15 с небольшим лет ситуация изменяется в лучшую сторону. Строятся и реконструируются храмы, хотя их по-прежнему мало. В Москве на 10-миллионный город только 750 действующих храмов. В праздничные дни в церквях просто давка. Настолько тесно, что люди даже не могут толком перекреститься.

Развивается диалог между Церковью и властью, растет взаимопонимание, хотя, на мой взгляд, предстоят еще очень большие усилия по духовному просвещению правящего класса, который во многом остается глухим к нуждам народа. Проблема состоит еще в том, что власть прежде всего уповает на экономику и внешнюю политику. Но в первую очередь необходимо духовное возрождение народа. Представьте физически здорового, но душевно больного человека. Что он может сделать? Так и здесь. Будет здоров дух – в порядке будет и тело.

- Сейчас много споров идет вокруг введения в школах предмета «Основы православной культуры». Ваша позиция?

- Мою позицию озвучил министр юстиции России Владимир Васильевич Устинов: пить, наркоманить – можно, курить – можно, болеть венерическими заболеваниями – можно, материться – можно, а основы православной культуры – нельзя. Вот «логика» противников. Сегодня нужно спасать будущее поколение России. А православная культура – это тот иммунитет, который защитит школьника от всякой заразы.

- Вы являетесь руководителем Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Что происходит в этой сфере?

- Идет, возможно, не столь быстрый, но нормальный процесс. Вы знаете, что в жизни русской дореволюционной армии священник занимал достойное место. Батюшка всегда был рядом с воинами, в том числе и на полях сражений. Сегодня эта традиция возрождается. В настоящее время в Вооруженных Силах России ведут служение 2 тысячи священников. Многие из них – бывшие солдаты, офицеры, которые не понаслышке знают, что такое воинская служба. В этом плане образцом является Екатеринбургская епархия, где во всех воинских частях, расположенных на территории епархии, служат священники. И, вы знаете, там порядок, нет пресловутой дедовщины.

Но, конечно, есть и проблемы. Все священники в армии служат на безвозмездной основе. Задача состоит в том, чтобы на законодательном уровне утвердить институт полковых священников. Есть этому противники, главным аргументом которых является то, что Россия, по их оценке, это многоконфессиональная страна. Но эти люди продолжают жить в СССР, Советский Союз действительно был многоконфессиональным государством. Но Россия – это другая страна, где более 80% населения считают себя православными. А по нормам ЮНЕСКО, если в стране более 60% принадлежат к одной религии, она является моноконфессиональной. Россия входит в число таких стран.

Приведу поучительный случай. Разговаривая с женщинами-мусульманками, спросил: «Как вы относитесь к появлению православных священников в армии?» Все они ответили: «Мы только «за».

- Отец Димитрий, ваш большой московский приход известен своим социальным служением. Расскажите об этом немного подробнее.

- У нас своя православная гимназия – одиннадцатилетка. Построили мы ее еще 15 лет назад на руинах бывшей бани. Без единой государственной копейки. Сегодня гимназия – одно из лучших общеобразовательных учебных заведений Москвы. Все выпускники гимназии стопроцентно поступают в лучшие вузы столицы. Это единственная школа в стране, где ни один ученик не пьет, не наркоманит, не курит, не матерится. При приеме в гимназию родители дают письменное заверение, что их дети не будут смотреть телевидение, которое сегодня является врагом детей и юношества, да и всего народа.

Приход содержит два детских дома – это 50 детей. Конечно, мало, но делаем, что можем. К сожалению, наши детские дома подвергаются нападкам со стороны соответствующих структур городских властей. Не успеваю отбиваться! Это и немудрено: сегодня в Москве ребенок-сирота, которого отдают родителям-иностранцам, стоит до 80 тыс. долларов. Постыдный бизнес! Но мы своих детей сохраняем, никому не отдаем.

В приходе развит институт сестричества. Это женщины, которые обслуживают неходячих больных. 50 наших сестер работают в неврологическом отделении одной из московских больниц. Раньше в отделение, где работали только женщины-алкоголички за мизерную плату, невозможно было зайти – грязь, вонь… Сейчас это образцовое отделение, где царят чистота и покой.

- И последний вопрос: Ваши впечатления от Зауралья?

- Самые лучшие. Удивительно красивая, прекрасная природа. Добрые, открытые люди. А православные храмы у нас все хорошие, что в Зауралье, что в Москве. Я желаю укрепления Православия на зауральской земле.

Дмитрий Литвиненко, «Курган и курганцы»

 
Церковь и общество

Новый год настает…

 Череда зимнихпраздников – самое приятное и долгожданное время года в России, да и во всеммире. За многие столетия они впитали огромное количество обрядов и традицийи являются лидерами по числу связанных с ними примет, суеверий и домыслов.

 
Церковь и общество

Эдемская заповедь

 Все мы родомиз детства. Все наше отношение к окружающему миру – наши склонности, черты будущегохарактера, привычки, вредные и не очень, семена пороков и добродетелей – закладываетсяименно в этот босоногий период.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс