Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Череда зимнихпраздников – самое приятное и долгожданное время года в России, да и во всеммире. За многие столетия они впитали огромное количество обрядов и традицийи являются лидерами по числу связанных с ними примет, суеверий и домыслов.
А в последниегоды наша страна приняла, не задумываясь, массу иноземных обычаев, и далеконе все из них так уж безобидны. Попробуем же во всем этом разобраться.
Рождествои Новый год в восприятии многих современных россиян слились воедино – РождествоХристово «отмечают» лишь как продолжение новогодних празднеств, а там подходити «старый Новый год». Да и Крещение не за горами, – а что это за праздник, из обывателей вообще мало кто знает.
Итак, начнемпо порядку. В ночь с 31 декабря на 1 января почти весь современный мир празднуетнаступление Нового года. Всегда ли так было в России? Вовсе нет. Праздник этоту нас сравнительно юный, и введен он был по указу Петра I, начиная с 1 января1700 года. Петр I повелевал: «…в знак доброго начинания и нового столетнеговека поздравлять друг друга в веселии с новым годом. По знатным и проезжим улицаму ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловыхи можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты,сколько у кого случится, и зажигать огни».
Вскоре послеэтого в России изменилось и летоисчисление, которое прежде велось от Сотворениямира, стало же, как и поныне, от Рождества Христова.
А что происходилодо петровского указа? Как известно, в 988 году Россия по примеру Византийскойимперии приняла Святое Крещение и Православную веру. Новый год Византия праздновала1 сентября, потому что многие византийские мыслители и богословы полагали, что Бог приступил к сотворению мира именно 1 сентября. Бытовой же смысл заключалсяв том, что к 1 сентября заканчивались все полевые работы и сбор урожая. Постепеннозаимствуя вместе с религиозными обрядами и обычаи, Россия с 1492 года сталатакже праздновать Новолетие 1-го сентября, что сохранилось и до сих пор, но лишь в церковном календаре. А до 1492 года Новый год праздновался в России по языческим славянским традициям – с приходом весны – 1 марта, что, как ни странно,более всего соответствует христианскому Священному Писанию, где первым месяцемгода был назван нисан (апрель), как гласит книга Исход: «месяц сей да будетначалом месяцев, первым да будет он у нас среди месяцев года».
Сейчас Россияпереживает приблизительно такой же этап, как после революции, когда решительнойрукой были свержены старые обычаи, и народ очень тяжело и нехотя привыкал к новым. Газета «Рабочая Москва» в 20-е годы писала: «Если мы хотим вырвать малосознательнуюмассу рабочих и крестьян из-под влияния въевшихся в быт религиозных обрядов,мы должны дать взамен новые».
С этим большевикисправились вполне успешно. Поначалу, правда, Новый год не праздновали вообще– целых 17 лет в истории нашей страны он был запрещен, а праздничным, нерабочимднем 1 января было объявлено только в 1947 году. В 1935 году изданы были инструкцииНаркомпроса о праздновании пролетарского Нового года. Мистический смысл сталипридавать двенадцати ударам Кремлевских курантов. Рождественскую звезду на елкезаменили красной пятиконечной – новым символом социализма. И никому в головуне приходило, что это явная нелепость в жанре буффонады – все равно, что Снегурочкеповязать красную косынку, а Деда Мороза обрядить в комиссарскую кожаную тужурку.
У этих любимыхновогодних персонажей тоже своя любопытная история. Дед Мороз – образ собирательный.Имя – из славянской языческой мифологии (еще его называли Дед Трескун) – и личностьего весьма неприятна. Представляли его суровым стариком с длинной седой бородой,которого с ноября по март боялся и слушался даже верховный бог Ярила-солнце.Еще бы! Кому не знакома лютость российских морозов! Деду Трескуну по суровостиего нрава и в голову не пришло бы носить малышам подарки. Эту черту россиянеему «навязали» в процессе слияния в XIX веке его образа с образом святого Николая,покровителя и любимца детворы.
Реальнаяисторическая фигура Мирликийского архиепископа также окружена массой легенд– по одной из них в канун Рождества он подбросил в дом бедняка три кошелькас золотом, причем через дымоход, и подарки упали в оставленные у очага башмаки.Но законченным сказочный образ рождественского волшебника стал в 1822 году,когда американский сочинитель Клемент Кларк Мур написал поэму «Приход святогоНиколая», где собрал воедино все сопутствующие этому персонажу детали и добавилкое-какие, придуманные им самим. А красный костюм с белой оторочкой, седая бородаи шапка-колпак, позаимствованные у скандинавских эльфов (которые, вообще-то,будучи сказочными духами, относятся к нечистой силе), проникновение в дом черездымоход и оставление подарков в детских башмачках и чулочках, восьмерка северныхоленей в качестве транспортного средства, а также местожительство – Лапландия,область Финляндии, где поэту почему-то захотелось поселить святого. Отсюда известныйспор между турками – настоящими владельцами «авторских прав» на Санта-Клауса(город Миры Ликийские находится на территории современной Турции) и Финляндией,куда ежегодно под Рождество приходят десятки тысяч трогательных писем от детейсо всего света.
Снегурочка– также языческое божество, своего рода славянская нимфа, популярный персонажнародных сказок. В ней воплотилось все доброе, что несет с собой зима – свежийморозец, чарующая хрустальная красота природы, радость и веселье зимних забав.Ну как, скажите, обойтись без нее в новогодние праздники? Деду Морозу ее назначиливо внучки, хотя она его родная дочь. (А кто же тогда мать Снегурочки и дочьМороза?) Супруга же его и мать Снегурочки, по славянской мифологии, – злющаяЗима, а вовсе не Весна, как в драме Островского.
Почему жеименно святой Николай получил роль «рождественского курьера»? Да просто датыРождества Христова и памяти свт. Николая Чудотворца достаточно близки – 6 и 25 декабря ст. ст., а святитель Николай был известен своей любовью к детям,– вот и возложили на него эти приятные хлопоты – поздравлять и одаривать маленькиххристиан.
Кстати о датах. Ни одно из Евангелий не упоминает, что Богомладенец появился на светименно 25 декабря. Раннее христианство отмечало Рождество и Богоявление в одиндень – 6 января. Обычай праздновать этот двойной праздник 6 января к IV векураспространился повсеместно среди всех христиан.
В 431 г. Западная Церковь устанавливает дату празднования Рождества Христова 25 декабря.Почему именно в этот день? Дело в том, что 25 декабря – день зимнего солнцестояния– был днем рождения верховных богов во многих языческих религиях. Ведь солнце– высшее языческое божество у большинства народов – в этот день как бы рождаетсязаново, коль световой день начинает прибывать. Вот в Римской империи 25 декабряязычники и славили рождение некоего бога Митры, и в святилищах-митреумах совершалисьв его честь кровавые жертвы. С целью отвлечь римлян-язычников от таких празднестви была принята дата 25 декабря в качестве дня рождения Младенца-Иисуса. Дату же Благовещения (25 марта ст.ст.) определили, просто отсчитав от 25 декабря9 месяцев назад, хотя о сроке пребывания Сына Божия во чреве Девы Марии СвященноеПисание также умалчивает.
Главное,скажем так, неудобство для современных православных христиан – то, что празднованиеНового года приходится на Рождественский пост – существовало не всегда. В днивыхода указа Петра о новогодних торжествах они приходились на Святки – самоеподходящее время для всевозможных увеселений. В России в то время юлианскийкалендарь был не только церковным, но и гражданским, как и в некоторых другихевропейских странах до 1-й Мировой войны. Дело в том, что 24 февраля 1513 годаримский папа Григорий XIII-й подписал указ (буллу) о введении нового календаря,с тем чтобы «равноденствие и полнолуние никогда со своих мест не сдвигались»,что помогло бы, по мнению папы и его советников, правильнее рассчитывать Пасхалию.Для этого понадобилось просто вырезать из юлианского календаря 10 дней (к ХХвеку расхождение между календарями увеличилось до 12 дней и будет расти с каждымновым столетием). Но, как показали современные исследования, юлианский календарьявляется, несмотря на некоторые расхождения с астрономией, более точным, чемгригорианский.
Тем не менее,покорные повелению папы, католики Западной Европы почти сразу же приняли новыйкалендарь, и к концу XVIII века он утвердился там повсеместно. После этого юлианскийкалендарь сохранился лишь у православных народов – в России и на Балканах. Но после победы революции большевики решили покончить с «отсталостью» «Страны Советов»от Европы. В январе 1918 года Ленин подписал декрет, по которому вся страна(но не Православная Церковь) «перескочила» из 1 февраля сразу в 15-е. Церковьже, несмотря на все гонения, удержала и сохранила юлианский календарь, по которомуживет и поныне. А у россиян появился один лишний, хоть и неофициальный, праздник– старый Новый год.
Немного о самой красивой традиции – наряжать елку. Обычай этот родился в Европе, откудаи был заимствован Петром. Первую елку нарядили в провинции Эльзас, которая тогдапринадлежала Германии (теперь это часть Франции). У немецких протестантов естьлегенда, будто Мартин Лютер (основатель протестантизма), возвращаясь домой наканунеРождества 1513 года, был поражен красотой звездного неба и пушистых елей на его фоне. Придя домой, он поставил на стол маленькую елочку и украсил ее свечами.
Вообще же,наши предки наряжали деревья во время различных празднеств задолго до наступленияновой эры. Связано это было с культом зелени, существовавшим в языческих верованиях.Согласно другой легенде, наряженная елка с подарками – воспоминание о деревце,росшем у входа в Вертеп, на ветви которого волхвы, пришедшие поклониться Младенцу,повесили свои дары. Ведь в стойле для скота положить их было некуда. Вот мудрецы-звездочетыи нашли способ оставить подарки для Святого Семейства.
Царь Петрзаимствовал «елочную» традицию, как новогоднюю, за три столетия она прочно слиласьс Рождеством, а в годы советской власти вновь была «привязана» к Новому году.
Как бы там ни было, но пушистая и ароматная нарядная елка – языческо-протестантский атрибут,как мы с вами выяснили – стала неотделима от нашего Рождества и Нового года,и сейчас, как встарь, макушку ее украшает Вифлеемская звезда.
Наканунезимних праздников автором был проведен среди курганцев телефонный опрос общественногомнения относительно празднования Рождества, Нового года и связанных с этим в современной России традиций. И вот каковы оказались результаты. Среди опрошенныхпримерно 50% являются крещеными православными христианами, еще около 30% – «во что-то верят», некоторые из них считают себя православными по убеждениям, хотяпока не крестились. Зато Новый год, невзирая на пост, отмечают все опрошенные.А особенно всех пленил «звериный» буддистский календарь. Более 50% крещеных,празднуя «год лошади» скачут вокруг елки и ржут, в «год свиньи» не едят свинины(как бы не обидеть ее!), к застолью в «год обезьяны» заготавливают побольшебананов и – всенепременно! – наряжаются в наряды, соответствующие цвету ритуальногоживотного. Покупают в качестве подарков сувениры-зверушки и с нетерпением внимательноизучают предсказания астрологов – а что же ожидает «козерога» в «год козы» и «деву» в «год овцы»? Печально, что почти никто из опрошенных не знал, что подобныеувеселения являются по сути языческими жертвоприношениями.
Череда зимнихпраздников – самое любимое время года для всех. Уютные семейные вечера, когдаможно порадовать своих близких, собраться наконец-то вместе, – вот что они означаютдля большинства людей. Так не будем же портить их себе мыслью, что платье у нас не того цвета, как повелевает какая-нибудь китайская зверушка, а в «годбыка» устраивать застолье с сеном.
С Рождествомвас и с Новым годом, россияне!
Анна Медведева
Оформление Екатерины Федченко
Екатеринбург,27 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».24 ноября, в день святогомученика Викентия, день тезоименитства встречал архиепископЕкатеринбургский и Верхотурский Викентий.
На вопросы отвечает руководитель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий СмирновОтец Димитрий Смирнов – один из наиболее известных современных русских православных священников, автор нескольких книг. Протоиерей Димитрий – настоятель большого московского прихода, в состав которого входят 6 храмов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.