Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (413) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№44 (413) / 22 ноября ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–43)

 3. Не испытываешь ли сердечного бесчувствия и охлаждения в деле спасения?
 Нередко бывает,что люди, которые текут путем доброй христианской жизни, вдруг и, по-видимому,без всяких причин начинают чувствовать в себе какое-то расслабление, какое-то параличное состояние всех сил душевных, вследствие чего у них является охлаждениеко всем, дотоле бывшим духовным подвигам и исчезает всякая мысль плакать о грехахсвоих? Недоразумевающим, как и отчего это происходит и как вести с этим борьбу,преосвященный Феофан Затворник пишет: «Это со всеми по временам бывает. Об этомвсе почти писавшие о духовной жизни поминают. Святой Марк подвижник трех такогорода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененноенечувствие.
 В краткихмолитвах не забывал их и святитель Златоуст: «Избави мя от неведения, забвения,уныния (это разленение с нерадением) и окамененного нечувствия». Средства указываютсянемногосложные: терпеть и молиться.
 Возможно,что Бог Сам посылает это для обучения не полагаться на себя. Иной раз многоберем на себя и многого ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господьи берет благодать, и оставляет одного, как бы говоря: «Вот попробуй, насколькоу тебя есть сил». Чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучениенужнее. Сознав это, будем терпеть. Посылается это и в наказание за вспышки страстейдопущенные, и неосужденные и непокрытые покаянием. Вспышки эти то же для души,что для тела — пища дурная, которая отягчает или расслабляет, или отупляет…Надо осмотреться, не было ли чего такого в душе… и покаяться перед Господоми положить впредь остерегаться.
 Больше всегодостается это за гнев, неправду, досаждение, осуждение, возгордение и т. п.Как благодать в воле Божией, то нам остается молиться об избавлении от сей самойсухости… и от окамененного нечувствия. Молитву же против охлаждения воссылатьсвоим словом перед молитвенным правилом и после правила… и в продолжение егок Богу взывать, как бы преднося пред лице Его мертвую душу: видишь, Господи,какова она! Но рцы слово и исцелеет. С этим же словом и в продолжение дня почастуобращаться к Богу.
 Все другиепредметы оставьте, держите одну эту молитву против охлаждения… И не давайтесебе покоя, пока не согреетесь. Согреянность есть Господа прикосновение к сердцу,а непрестанная теплота есть Господа вселение в сердце… Даруй вам, Господи,сие благо. Не нерадите и рук не опускайте!
 Некто говорит:«Поставь себя в состояние умирающего»… Другой прибавляет: «Еще лучше, поставьсебя в момент суда над тобой, когда готово изыти из уст Божиих последнее о теберешение».
 Вот вам словосвятого Исаака Сирианина — на случай охлаждения и нечувствия!
 «Не смущайсямыслью и не подавай руки душевному расслаблению, но терпи, читай книги учителей,принуждай себя к молитве и жди помощи. Она придет скоро, что и не узнаешь» (См.Письма Феофана, епископа Тамбовского).

Третья заповедь блаженства

 Блажени кротции:яко тии наследят землю.

 1. Не раздражался ли ты на ближних твоих — на начальников, старших тебя или твоих товарищей, когдаони говорили тебе то, что тебе не нравилось? Не выражал ли ты свое раздражениев бранных словах, оскорбительных действиях или в ослушании и упорстве?
 Не забывай,что раздражение должно быть чуждо христианам, которые должны украшаться кротостьюи терпением. Они должны подражать Господу нашему Иисусу Христу, Который не толькоСам кротко терпел распинавших и хуливших Его, но молил и Отца Своего небесногоне бросать на них небесных стрел Своего гнева.
 И как мыможем поступать иначе, как мы можем раздражаться, сердиться, мстить? Бог — общийнаш Отец — перед Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своейкротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно.И мы должны быть к братиям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы. Ащеотпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, — говоритИисус Христос, — аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпуститвам согрешений ваших (Мф. 6, 14, 15). Доколе от всего сердца не простишь обидевшихтебя, доколе не примиришься с твоими врагами, дотоле и Бог не услышит твоихмолитв и не простит тебе твои беззакония.

 2. Имеешь лихристианскую кротость?
 Помни, что кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится,не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих; кроткий, будучи укоряем,не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляетмстить за себя Судящему праведно (1 Петр. 2, 23). Вот величественный образ кротости!Вот ее существо!
 Кроме того,все мы, как христиане — члены единого тела, а члены всячески берегут друг друга;при том мы называемся овцами словесного стада Христова, — почему так? Потомучто овца кротка, незлобна, терпелива; таковы должны быть и мы. Только те из нас принадлежат к стаду Христову, которые кротки и незлобивы, как агнцы, а которыене имеют духа Христова, Его кротости и незлобия, те — и не Его. Аще кто духаХристова не имать, сей несть Егов (Римл. 8, 9). На Страшном Суде только овцыбудут стоять на правой стороне Судии, а бодливые козлища — на левой. И овцыбудут введены в рай, а козлища отошлются в геенну.
 Итак, блажени,счастливы кроткие, ибо они наследуют землю, то есть получат царствие Божие.

 3. Не слишком ли ты обидчив и гневно волнуешься по поводу всякого неприятного слова?
 Обидчивостьтвоя — от «самоцена», по коему признают и чувствуют себя стоящими немало; потомукогда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отомщение.
 Постарайтесьтак делать, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен.Не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете больше опору обидчивости и мести;но выбросьте из головы и себя самих облеките во вретище ничтожности. Апостолговорит, что льстит себе, кто думает, что он есть что-нибудь… Вот это что-нибудьи надо разорить и выбросить за окно. Придет чувство ничтожества, считайте себядостойным всякого унижения и оскорбления, и тогда обидчивость и мщение самисобой испарятся. Над уничтожением самоцена надо только однажды потрудиться…а потом уже с ним легко будет справиться, да он скоро и совсем замрет. Тогдаи образуется в душе какая-то опора внутреннего мира! (Преосвященный Феофан.См. «Душеполезное чтение», 1894 г., т. II).
 Какое средствоуказать тебе против обидчивости и раздражительности?
 1) «Аще хощешипобедити ярость: стяжи кротость и долготерпение, и поминай: колике злая сотворишаиудеи Господу нашему Иисусу Христу, и Человеколюбивый не прогневася на ня, но паче моляшеся о них глаголя: Отче! Остави им грех сей; не ведят бо, что творят»(Из «Поучений о восьми помыслах» святого Нила).
 2) Если кто-нибудьтебе досадит или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцов, помолись о нем, как бы об оказавшем тебе великую пользу и о враче властолюбия твоего. Черезсие раздражительность твоя будет умень-шаться, ибо, по словам святых отцов,любовь есть узда раздражительности (Авва Дорофей).

 5. Имеешь литы христианское терпение, без которого нельзя усвоить добродетель кротости,заповеданную Господом всем? С терпением ли переносишь болезнь и разные скорби?
 Да укрепяттебя, сын мой, следующие слова в терпении:
 1. «Скорбьможно сравнять с горьким лекарством, которое, если завернуть или закатать в терпение, легко можно проглотить; но когда, по негодованию, станем его жевать,оно ока-зывается отвратительным и несносным» (См. кн. «Утешение скорбящим, почерпнутоеиз Священного Писания», Москва, 1855 г.).
 2. Преподобнаямать Синклитикия говорила: «Испросив себе позволение, диавол поражает телеснымиболезнями, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногдастрадает сильной горячкой и томится несносной жаждой. Если ты — грешник, то,страдая, в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях,но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: «Наказуянаказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117, 18); ты — железо, — и огонь очистит твою ржавчину. Если ты — праведник и подвергаешься болезням, то через это от великого переходишь к большему, ты — золото, — и через огонь делаешьсячище. Ты искушаешься горячкой? Наказуешься простудой? Но Писание говорит: «Проидохомсквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс. 65, 12). Достиг ты первого,— ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника, нищ и боляй есмь аз (Пс. 68, 30). Эта двоякая скорбь соделает тебя совершенным, ибопсалмопевец говорит: в скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2). В этих училищахнужд и страданий будешь образовывать свою душу подвигами». (Скитский патерик).
 3. «Все святыежизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении: ты ли один хочешь оставаться без всякого страдания и печали? Или ты один толькохочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего терпеть? Да не будетсего!» (Святитель Димитрий Ростовский).
 4. «Еслиопасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение:помяни Матерь Господа, стоявшую при кресте Его» (Свт. Филарет, митрополит Московский).
 5. «Еслии Христос, не сотворивший греха, пострадал: можно ли нам грешным роптать на страдание?» (Он же).
 6. «Как молотразбивает камень, так скорби сокрушают грубость, бесчувствие, гордость и бесстрашиесердца» (Иаков, архиепископ Нижегородский).
 7. «Когдаотец оставляет сына без наказания и попускает ему по своей воле жить, то видно,что он отринул его от себя: так, когда и Бог оставляет человека без наказания,то это есть знак отвержения его от Божией милости; и не иное что такому последует,как терпеть на себе вечный гнев Божий» (Святитель Тихон Задонский).
 8. «Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: «Этослучилось со мной за грехи мои» (Авва Ор).
 9. «Не говори:«Ах! Как я несчастлив!» Но говори: «Еще мало мне этого за грехи мои!» (Иннокентий,митрополит Московский).
 10. «Какаяв том добродетель, чтобы охотно принимать приятное? Но скорбное принять благодушно,по благоговению к воле Божией, — вот подвиг, вот добродетель, вот залог награды»(Свт.Филарет, митрополит Московский).
 11. «Еслижелаешь войти в небесное царство, то желай себе скорбей; ибо кто не имел скорбей,тот никак не войдет в него, потому что врата узки» (Мф. 7, 14). («Духовный цветник»).
 12. «Во времятишины ожидай бури, во время здравия — болезни, во время богатства — бедности,во время довольства — глада, и не падешь под тяжестью находящих бедствий» («ДуховныйМаргарит»).
 13. «ПросиБога не столько о том, чтобы Он избавил тебя от настоящих бедствий, но болеео том, чтоб Он дал тебе силы перенести их» (Свт. Иннокентий, митрополит Московский).
 14. «Врачдуш и телес употребляет оружие скорбей, чтобы исторгнуть корни и загладить следыгреха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям»(Свт. Филарет, митрополит Московский).
 15. «Встречайбедствие не как врага и мучителя, но как справедливого наказателя грехов, как врача душевных болезней, как посланника Божия, как вестника благодати: его жебо любит Господь наказует» (Евр. 12, 6) (Он же).
 16. «Пластырь,прикладываемый к ранам, тогда оказывает свое действие, когда больной терпеливоносит его на язвах. В противном случае самый лучший пластырь, безвременно сброшенныйс язвы, не сделает больному пользы. То же можно сказать и о скорбях: нетерпеливоеперенесение скорбей может сделать их недействительными, бессильными достигнутьблаготворной цели, для которой они премудрым Промыслом нам посылаются» (Филарет,архиепископ Черниговский).
 17. «Чтобыстяжать терпение в скорбях и искушениях, — веруй, что все делается с нами по воле Божией» (Схимонах Парфений).
 18. Бог нашвездесущ: следовательно, Он слышит каждый наш вздох, видит каждую слезу, пролитуюнами; Бог наш всемогущ: следовательно, Он может избавить нас от всяких врагов,похитить из челюстей самой смерти; Бог наш преблаг: следовательно, Он хочет,чтобы мы наслаждались благополучием в настоящей, дарованной от Него, жизни.Итак, если при всем том угнетает нас какое-либо несчастье, то это значит, что оно по суду Божию признается для нас полезным и необходимым.

Четвертая заповедь блаженства

 Блажени алчущиеи жаждущие правды: яко тии насытятся.

 1. Стараешься ли о том, чтобы жить праведно, добродетельно, благочестиво? Заботишься ли о том, чтобы получить тебе оправдание на страшном и праведном суде Христовом?
 Помни, что христианин должен любить правду, то есть стараться жить праведно, благочестиво,добродетельно так сильно, как голодный желает хлеба, чтобы утолить свой сильныйголод, и жаждущий воды, чтобы утолить свою мучительную жажду. Блажени алчущиеи жаждущие правды: яко тии насытятся, — сказал Господь. Знай, что человек не может оправдаться перед Богом, то естъ – сделаться святым, иначе как живой и деятельной верой в Господа нашего Иисуса Христа. Правда Христова или оправданиенаше через живую веру во Иисуса Христа необходимо требует и того, чтобы мы исполнялизаповеди Божии и веру свою доказывали делами. Сам Господь требовал исполненияСвоего учения Аще сия весте, — говорит Он, — блажени есте, аще творите я (Ин.13, 17). Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15). Имеяй заповедиМоя, и соблюдали их, той есть любя и Мя (15, 21). Господь подтверждал Свое учениеи собственным примером; Он говорил о Себе: Мое брашно есть, да сотворю волюПославшего Мя (Ин. 4, 34). Апостол Иаков учит: Кая польза, братие моя, аще веруглаголет кто имети, дел же не имать: еда вера может спасти его? (Иак. 2, 14).Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе (ст. 17).
 Итак, блаженныте, кои всей душой ищут своего оправдания перед Богом через 1) веру во ИисусаХриста, ревностно исполняя и 2) святые заповеди Его.
 Если тебекто скажет, что трудно на свете жить правдой, то на это ты скажи, что широкийи пространный путь, то есть путь жизни невоздержанной и греховной, приведетк аду, а к царствию Божию ведет путь узкий и тесный, путь терпения, труда и борьбы со своими греховными наклонностями и страстями, путь добровольного несениякреста своего.
 Если ктоскажет, что можно спастись только одной верой в Иисуса Христа, скажи такому,что это не Христово учение, а антихристово и мудрование плотское.
 Держи в памятикрепко следующие советы:
 а) «В добродетелиначало трудно, но продолжение приятно: на пути добродетели чем больше подвигаешьсявперед, тем легче будет становиться путь твой» (Златоуст).
 б) «Хочешь ли без труда творить добродетель? Рассуждай о труде, что он — временный, а о награде, что она — вечная» (учит св. Нил Синайский). «Нет никакого трудногодела, которое не сделалось бы легким при надежде на воздаяние от Бога» (Златоуст).
 в) «Бог облегчаетдля нас подвиг добродетели не одной только надеждой на будущие блага, но и другимспособом, то есть всегдашним Своим благодатным содействием и помощью» (СвятительИоанн Златоуст)

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Архипастырь

Архиепископ Викентий принял участие в работе III Симеоновских образовательных чтений

 Екатеринбург,24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».На кого будут равняться наши дети — думается, это небезразлично каждому из нас.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Грех— пища смерти Смертьне может быть уничтожена до тех пор, пока не будет уничтожен грех.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс