Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (412) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№43 (412) / 15 ноября ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–42)

ВОПРОСЫ НА ИСПОВЕДИ ПО РУКОВОДСТВУ ДЕВЯТИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ

ЗАПОВЕДЕЙ О БЛАЖЕНСТВАХ

Первая заповедь блаженства

 Блажени нищиедухом: яко тех есть царствие небесное.

 1. Имеешь литы христианское смирение, или что то же, нищету духовную, без которой нельзявойти в царствие небесное?
 Так как христианиндолжен руководствоваться в своей нравственной деятельности не только десятьюзаповедями закона Божия, но и высшим развитием и дополнением в девяти изреченияхо блаженствах, то вне всякого сомнения, что на исповеди не только уместно, но и весьма необходимо испытать свою совесть по этим последним.
 «Нищие духом— это, по словам святителя Иоанна Златоуста,— те, которые постоянно содержатв уме и верно сознают свое ничтожество, смиряются духом и сокрушаются сердцем,укрощают всякую гордость и надмение в себе» (9 бесед на книгу «Бытия»).
«Нищий духом,— по словам преподобного Макария Египетского,— постоянно пребываетв великом смиренномудрии и сердечном сокрушении о своем ничтожестве, всегдаперед взором души своей имеет ее греховные язвы, познает окружающую ее тьмустрастей и просит избавления от них у Господа» (Сл. 1, гл. 10).
 «В душахсмиренных почиет Господь» («Сто весьма душеспасительных глав» Феодора, епископаЕдесского. – «Христианское чтение», ч. 17, стр. 136).
 «Смиренномудрие,— говорит св. Иоанн Лествичник, — есть Божественное покрывало, не позволяющеенам смотреть на свои добродетели, есть бездна собственного уничижения, никакимтатям неприступная. Многие из нас сами себя называют, а может быть, и действительнопочитают грешными; но сердце испытывается, когда другие бесчестят» (степ. 25в русском переводе).
 «Не спасетнас ни подвижничество, ни бдение, ни другой какой труд, если не будет при семистинного смирения» («Сказание о подвижничестве святых отцов», стр. 293, 6).
 ПреподобныйМакарий Египетский учит: «Горе той душе, которая не сознает язв своих и по причиневеликой и безмерной испорченности не думает, что имеет какой-либо порок! Еене посещает и не врачует добрый врач; потому что и она не заботится о язвахсвоих, почитая себя невредимой и здравой. Не требуют, сказано, здравии врача,но болящии» (В «Слове о любви», гл. 16).
 «Приучимсебя,— говорит святитель Василий Великий,— к простоте в одежде и в походке,в сидении, и в пище, и в приборе постели, и в жилище, и в домашних сосудах;будем показывать скромность в речи, в пении, в обхождении с ближними; не будемупотреблять надутости в словах, высокопарной важности в рассуждениях, не будемвеличавы; будем ласковы к другу, благосклонны к слуге, незлобивы к дерзким,человеколюбивы к низшим, будем приятны в приветствиях, веселы в ответах, доброжелательны,доступны для всех, не будем отзываться о себе с похвалой, но прикрывать, скольковозможно, собственные совершенства, во грехах обвинять самих себя, не будемжестоки в обличениях, не скоры и с гневом обличать других, ибо это — признакгордости; не будем осуждать за маловажное, как будто мы сами праведники, а падшихбудем принимать и исправлять духовно, — кратко сказать: будем стремиться к смирению,как любители его, — и оно прославит нас» («О смирении»).

 Вот духовныесредства к приобретению смире-ния.
 I. Размышлениео величии Божием и нашем ничтожестве. Бог есть все, а мы, тварь, — ничто. Святойавва Дорофей говорит: «Святые чем более приближаются к Богу (познанием и чистотойжизни, чем ясней усматривают величие совершенств Божиих), тем более видят себягрешными (при блеске славы Божией яснее усматривают свои недостатки, слабости,греховную нечистоту) и смиряются» («Поучения», 2, стр. 53).
 II. Размышлениео всецелой зависимости нашей от Бога во всем. Мы все получили от Бога — и жизнь,и силы; без содействия благодати Божией мы не можем совершить ничего доброго.Святой Макарий Египетский говорит: «Если царь положит свое сокровище у какого-нибудьнищего, то принявший на сохранение не считает этого сокровища своей собственностью,но везде признается в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища, потомучто всегда рассуждает сам с собою: это сокровище у меня только чужое, но ещеположено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня. Таки имеющие какие-нибудь дарования Божии должны о себе думать, быть смиренномудрыми,исповедовать нищету свою. Если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище,начинает превозноситься им, как собственным своим богатством, и сердце его исполнитсякичения, то царь берет у него свое сокровище, и имевший его на сохранении остаетсятаким же нищим, каким был прежде. Так, если имеющие дарования от Бога превознесутся,и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них дары Свои, и они остаютсятакими же, какими были; до принятия благодати от Господа» («Беседы», 15, § 25,стр. 163. См. «Лествица», сл. 23. § 16).

 2. Не гордился ли ты когда-либо? Не считал ли ты себя лучше других? Не приписывал ли ты исключительносебе своих успехов в науке или жизни, совершенных тобою добрых дел своему собственномустаранию, а не помощи Божией?
 Помни, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иаков. 4, 6). «Когда не будет основания — смирения,— говорит святитель Златоуст, — то хотя бы кто до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец.Хотя бы ты отличался постом, молитвой, милостыней — все это без смирения разрушитсяи погибнет» (Беседа на Матфея 25).
Из шести пороков, которые особенно ненавидит Господь, по словам Соломона, гордостьзанимает первое место (Притч. 6, 17). В числе семи главнейших смертных греховгордость полагается также на первом месте (См. «Православная исповедь»). В лицеантихриста и нечестивых служителей его гордость будет наказана страшным судомБожиим (2 Сол. 2, 12). Но и в настоящей жизни Господь часто посрамляет и унижаетгордость, как видно из примеров фараона, погибшего в Чермном море за гордоепротивление воле Господа, — Навуходоносора, впавшего в скотское состояние за то, что величался могуществом своим и позабыл о зависимости своей от Всевышнего,владеющего царством человеческим (Дан., гл. 4), — Антиоха Епифана, который в наказание за то, что превознесся пред Богом израилевым и всеми мерами старалсяистребить истинное богопочитание, поражен был отвратительной предсмертной болезнью,так сам признал эту болезнь за действие гнева Божия на его гордыню (2 Мак. 9,5–28).
 Христианиндолжен укрощаться смирением, сознанием своих грехов, своего ничтожества пред Богом, исповеданием той истины, что все, что имеет он лучшего, получено им от Бога, и что без Бога и Его благодатной помощи он и шагу не может сделать не только на пути к вечному спасению, но и к здешнему, земному благополучию. Не долины ли обильно орошаются влагой, не долины ли цветут и благоухают? Не на горах ли бывают снега и льды и безжизненность? Горы высокие — образ горделивцев,долины — образ смиренных. Всякая дебрь (узкая долина) исполнится, всякая гораи холм смирится (Лк. 3. 5). (Иак. 4, 6). «Вот на кого Я призрю, — говорит Господь,— на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Исайи66, 2). Поистине — блажени нищие духом, то есть смиренные, считая себя за ничто,ибо их есть царство Божие (Мф. 5, 3).
 Так как этотгрех крайне гибелен и при этом весьма распространен, то обрати свое вниманиена те духовно-врачебные советы, какие я укажу, руководясь мудростью святых подвижников,преодолевших гордость.

 Вот средстваборьбы с духом гордости:
 1. Первоесредство борьбы с гордостью — сознавать, что мы не имеем высоких христианскихдобродетелей. Когда одному подвижнику, ревнующему о блаженном смирении, приходилина ум горделивые помыслы, что стал он уж очень праведен и свят, то, заранеенаписав на стене своей келии названия самых высших добродетелей: совершеннойлюбви, ангельского смиренномудрия, чистой молитвы и проч., он говорил сам себе:«Пойдем за доказательством, — и, подойдя к стене, читал наименование и обличалсебя в превозношении ответом: покуда не приобретешь этих добродетелей, дотоле,знай, что ты еще далек от Бога» («Лествица», стр. 252, § 24).
 2. Второеоружие для поражения гордости можно находить в мысли, что горделивые не войдутв царствие Божие. Преподобному Арсению Великому представились в видении двачеловека, которые, сколько ни силились пронести бревно в отворенные двери церкви,никак не могли достигнуть своей цели и войти в церковь, потому что бревно неслипоперек дверей, не давая один другому зайти вперед и нести вдоль, как бы следовало.И Ангел объяснил преподобному, что эти люди — добродетельные, но гордые, не желающие смириться друг перед другом, и потому остающиеся вне царства небесного(По Ч.-М.).
 3. Для преодолениягордости весьма полезно сознавать смерть и тление, каким подвергается всякийчеловек.
 СвятительТихон Задонский учит: «Рождаемся мы наги и с плачем, живем в бедах, напастяхи грехах, умираем со страхом, болезнью и воздыханием, погребаемся в землю и в землю обращаемся. Тут не видно, где — богатый, где — нищий, где — благородный,где — слуга, где — господин, где — раб, где — мудрый и где неразумный лежит.Все тамо сравняемся, яко вси в землю обратимся. Почто же убо земля и гной возносится?…Срамно гордиться христианам, когда Христос, великий и высокий Бог, смирил Себя;срамно гордиться рабам, когда Господь их смирен. Нет ничего так неприличногои непристойного христианам, как гордость, и ничто так не показует христианина,как смирение. От смирения познается человек, что он истинный есть ученик кроткогои смиренного сердцем Иисуса» (т. III, стр. 188 и далее). «Превозношение гордогоне падет ли,— говорит в Бозе почивший святитель московский Филарет,— если противупоставятсяему последние его: безобразие разрушения, смрад гниения, червь могильный, тлящийи истлевающий, и наконец — червь адский, никогда не усыпающий?» («Слова и речи»,т. IV, стр. 342–343).
 4. Затемгордый никогда не должен забывать, что высокомудрие с тщеславием всегда приносилиодну гибель человеку.
 Зазналсянекогда царь иудейский Ирод, когда, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенномместе и высокомерно говорил народу, а народ, раболепствуя ему, восклицал: это— голос Бога, а не человека… Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу, и он, будучи изъеден червями, умер (Деян. 12, 21–23).Видел я, — говорит святой царь и пророк Давид, — нечестивца грозного, расширявшегося,подобно укоренившемуся многоветвистому дереву. Но он прошел, и вот нет его;ищу и не нахожу (Псал. 36, 35–36). Так плачевна участь гордецов уже и в этойжизни, а о будущей говорить нечего. Они ненавистны Богу и обречены с диаволомв вечные муки, тогда как смиренным, нищим духом и принадлежит по преимуществуцарство небесное и к ним-то особенно благоволит Господь, говоря устами пророка:на кого воззрю, токмо на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес Моих.
 5. Как врачествопротив гордости чаще прочитывай следующие и другие подобные места СвященногоПисания, направленные против нее: егда сотворите все повеленное вам, глаголите,яко раби неключими есмы (Лк. 12, 10). — Аще кто мнит себе быти что, ничтожесый, умом льстит себе (Гал. 6, 3). — Еже есть в человецех высоко, мерзость естьпред Господом (Лк. 16, 15). — Не хваляй себе, сей искусен, но его же Бог восхвалит(2 Коринф. 10, 18). — Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, — говорит Господь (Мф. 11, 29). — Во смирении нашемпомяну ны Господь: и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23). — Смирихсяи спасе мя (Пс. 114, 5). — Нечист пред Господом всяк высокосердый (Прит. 16,4). («Добротолюбие», т. II, стр. 449).

 3. Не тщеславен ли ты? Не любишь ли, чтобы тебя хвалили?
 Часто случается,что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие.
 1. Молисьо прогнании духа тщеславия. Если молитва не истребит (тщеславного помысла),то
 2. Приведемна мысль исход души из этой жизни.
 3. Если этоне поможет: устрашим его позором страшного суда. Возносяйся смириться даже здесь,прежде будущего века.
 4. Когдахвалители, или лучше — льстецы начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на памятьвсе беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают(«Лествица», см. кн. «Историческое учение об отцах Церкви» Филарета, архиепископаЧерниговского и Нежинского, т. III, Спб. 1882 г., стр. 125–126).

Вторая заповедь блаженства

 Блажени плачущие:яко тии утешатся.

 1. Еслислучилось тебе по несчастию согрешить или мыслию, или словом, или делом, то сожалел ли об этом сердцем, что нарушил святую волю всеблагого, премудрого vвсемогущего Бога, твоего Творца, Промыслителя и Спасителя? Оплакиваешь ли своигрехи?
 Помни, что грех — самое ужасное зло в мире. От него человек терпит всякие бедствия здесьна земле; через него он лишается после смерти неба и вечного блаженства. Грешным,например, — неверующим, непослушным святой матери-Церкви, хищникам, делателямнеправды, лихоимцам, лжецам, убийцам, бессердечным, жестокосердным, немилостивыми т. п., Господь на страшном суде во гневе скажет: «Идите от Меня, проклятые,в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его» (Мф. 25, 41, 46, см. Апок.21, 27; 1 Кор. 6, 10).
 Поэтому,пока Господь через смерть не позвал тебя на суд, ты по согрешении со многимислезами умоляй Бога простить тебе грехи твои, — сожалей о своих нарушениях заповедейБожиих, скорби, стенай, сокрушайся, плачь. Знай, что сожаление о грехах, покаянныеслезы угодны Господу, Который дарует тебе за них прощение и спасение. Все святыеглубоко скорбели, когда впадали в прегрешения. Так, святой царь и пророк Давидчасто и сильно сокрушался о своих грехах: «Утрудихся воздыханием моим, — говоритон, — измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6,7). Святой апостол Петр, как говорит о нем церковное предание, каждую ночь,заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвержение от Христа, вставал с ложа своего и повергался на землю, в горьком плаче проливая многие слезы, и так делал он в продолжение всей жизни своей!
 «Как послепроливного дождя, — говорит святитель Иоанн Златоуст,— воздух делается чистым,так и по пролитии слез настает тишина и ясность, и мрак греховный исчезает»(6 беседа на Евангелие от Матфея).
 «Плач о грехах,—говорит святитель Димитрий, митрополит Ростовский,— омывает душу, убеляет всякоепотемнение, очищает совесть, просвещает ум, разрешает греховные узы, заграждаетрукописание всяких беззаконий» (Ч. 1, стр. 27).
 Итак, блажените, кои плачут о грехах своих, как сказал Господь.

 2. Не беспечен ли ты в деле своего спасения?
 Лучшее средствопротив этого опасного недуга — помните о смерти.
 Ничего нетдостовернее той истины, что каждый из нас рано или поздно должен умереть. Между тем, ни о чем, кажется, мы так мало не думаем, как о смерти, а если и придеткогда-нибудь мысль о том, то всячески стараемся успокоить себя, что очередьумирать далеко еще не за нами.
 Держите в мысли: вот-вот смерть… сейчас, сию минуту, сие мгновение. Нет лучшего средствадержать ум в трезвении, как это. Из сердца же вопль пусть идет непрестанныйк Господу: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного… и пр.
 От беспечностинет мысли возбудительнее, как мысль о внезапной смерти. Но ни одна мысль такжене бывает дальше от нас, как эта. Все тут враг — заслоняет смерть… («Душеполезноечтение», 1895 г., т. 1, стр. 416. См. Письма Феофана, епископа Тамбовского).

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил в Храме-на-Крови праздничное богослужение в честь дня святого Димитрия Солунского

 Екатеринбург,9 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Праздник святителя Димитрия Солунского издревле связывался на Руси с воинскимподвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Оскорбитьдруга Когда тыоскорбишь своего друга, кто может изгладить это оскорбление – ты или твой друг?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс