Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (414) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№45 (414) / 1 декабря ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–44)

 2. Сознаешьли, что без искупления нас от греха, проклятия и вечной смерти кровью Сына Божиямы никогда не могли бы оправдаться пред Богом и ни в каком случае не могли быосвободиться от власти греха и достигнуть царствия небесного?
 Глубокозапечатлей эту великую и спасительную истину и всем сердцем возлюби Господатвоего.
 1) «Добрыйдруг, – пишется в Четьях-Минеях в слове на Рождество Христово, – видя своеголюбимого друга, уязвленного от врага смертоносным мечом, прилежно заботитсяо его исцелении; врачи говорят ему, что язва та неисцельная и что верная смертьгрозит его другу, что он может выздороветь тогда, когда кто искупил бы его своейжизнью, то есть приложивши уста свои к язве, высосал бы яд из раны и потом умер:тогда он решается пожертвовать своей жизнью для своего друга, высасывает ядиз раны и умирает, а его искупляет своей смертью. Так и Господь Бог наш поступилс нами, уязвленными смертоносным ядом греха. Он, носимый на херувимах, совершенныйврач душ и телес, приложил уста Свои – Сына Своего Бога – к язве естества нашего,и Бог Слово, соединившись с уязвленным естеством нашим, извлек из него на Себягреховный яд; Вземлющий грех мира понес грехи наши и, положивши жизнь Свою за нас, исцелил нас» (См. «Уроки и примеры христианской веры» священника ГригорияДьяченко).
 2) «Представь,что дети какого-либо великого отца, за свои вины, подверглись гневу и проклятиюего и вследствие того испытывают и позор, и бедность, и все беды и скорби. Но вот один старший брат их, не согрешивший пред отцом и им один любимый, для благадругих братий, предпринял чрезвычайные труды и подвиги, чтобы заслужить им милостьотца, и потом оказал величайшие заслуги перед ним и, заслужив все сокровищаего, все это, по возвращении к братьям, разделяет с ними. Что должны почувствоватьк такому благодетелю братья? Не примут ли они его, и с радостью и любовью, самойнежной? Не признают ли его вторым отцом своим? Не посвятят ли ему всей жизнисвоей? Такой-то любовью, – нет, любовью несравненно высшей и сильнейшей мы обязаныБожественному Спасителю, единородному Сыну Божию, и, по человечеству, братунашему, ибо те блага, какие заслужил и принес Он нам, несравненно превосходнеевсех земных сокровищ, какие может земной отец передавать своим детям» (Ефес. 3, 17–19) (См. кн. «Катехиз. поуч.»).
 3) «Представь,что царь найдет какого-нибудь нищего, у которого на всех членах – проказа, и не постыдится его, но приложит врачевства к язвам его и излечит его струпы,и наконец введет его в царскую трапезу и возложит на него порфиру, и сделаетего царем. Так и Бог поступил с человеческим родом: омыл у людей язвы, исцелилих, ввел в небесный брачный чертог. Поэтому велико достоинство христиан: онони с чем не сравнимо» (Св. Макарий Египетский, бес. 15, гл. 45).
 Возлюби,сын мой, твоего Спасителя всеми силами твоей души, бойся греха, для уничтожениякоторого потребована такая жертва Сына Божия, и стремись к жизни праведной,святой.

Пятая заповедь блаженства

 Блажени милостивии:яко тии помилованы будут.
 1. Подаешь лимилостыню нищим? Оказываешь ли помощь бедным? Сочувствуешь ли несчастным? Утешаешь ли печального? Научаешь ли неведущего истине и добру? Молишься ли за всех людейБогу? Вообще, имеешь ли христианскую любовь к твоим ближним, требующим твоейпомощи?
 Помни, что за милость к братии сам получишь милость от Бога; за милость временную – милостьвечную, за милость малую – милость бесконечно великую: ибо удостоишься не толькопомилования от Вечного за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечноеблаженство.
 О милосердиик людям упоминает Сам Господь при изображении последнего страшного суда Своего.Вот Его слова: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святыеАнгелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним всенароды; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставитовец по правую Свою сторону, а козлов – полевую. Тогда скажет Царь тем, которыепо правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство,уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня;был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 31–36).
 Из этих словГоспода вы видите и то, как для нас необходимо и как важно – бесконечно важно– христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможнонаследовать уготованное от сложения мира царство для благословенных Отца Небесного,и суд без милости будет не оказавшему милости (Иак. 2, 13); бесконечно важнопотому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Иисусу Христу,по свидетельству Его Самого: Понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших,Мне сотвористе (Мф. 25, 40); ибо все люди, особенно – христиане, суть братияЕго меньшие, а христиане – и члены Его.
 «Милостыняесть царица добродетелей, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – весьма скоровозводящая на небо» (Беседа о пророке Илии). «Велика и превосходна сила милостыни;великое дерзновение перед Богом имеет эта добродетель: как какая-нибудь царицанашей жизни, она с великой смелостью обыкновенно проходит небесные своды, и силы, которым вверены врата небесные, видя входящую милостыню, с великой честьюотверзают те врата ради нее и другим добродетелям; а если видят их идущими без милостыни, то запирают врата перед ними. Это видно из притчи о пяти девах, которыене были допущены в священный чертог за то, что не имели в светильниках постоянногоелея, и заметь различие: милосердие без девства водворило имеющих его на небо,а девство без милосердия не могло сделать этого» («Слово святителя Иоанна Златоустагоо любви к бедным»).
 «Из-за рукинуждающегося всегда узревайте протянутую к вам руку Самого Господа… Сам Онсказал: «Что сделаете им – бедным, мне сделаете»… Тем, которые достаток имеют,не следует думать, что они – хозяева, – а что приказчики Божии. А приказчикам,какой закон? Отмеривай всякому нужное… Надпись над собой зрите: тебе оставленесть нищий – сиру ты буди помощник. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. – Блажени милостивии, яко тии помилованыбудут» (Преосвященный Феофан Затворник. См. «Душеполезное чтение», 1894 г.,т. I).

 2. С радостью ли подаешь милостыню?
 «Те, которыеподают алчущим хлеб или деньги с жалением, с лукавым оком и несытым сердцем,– все равно, что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд –духовный и невидимый. Нужно подавать с любовью, с уважением к лицу ближнего,доброхотно, с радостью, ибо любви свойственно радоваться при оказании помощилюбимому» («Моя жизнь во Христе» св. Иоанна Кронштадтского, т. I).

 3. Не питаешь ли подозрительности к ближним, считая их недостойными твоей любви и предполагаяв них способность вредить тебе?
 В братолюбииизнемогаешь ты оттого, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришьсвоему сердцу; это случается с тобой и потому, что ты не хочешь ничего потерпетьпротив твоей воли. Итак, прежде всего, должен ты, с помощью Божией, отнюдь не веровать своим мнениям. Исцели, Господи, душу мою от всякого недуга, да будетспособна к служению Твоему и здесь, и там! (Авва Дорофей).

Шестая заповедь блаженства

 Блажени чистиисердцем: яко тии Бога узрят.

 Не держал лив сердце своем когда-либо ненависти к кому? Не завидовал ли когда-либо богатству,красоте, успехам? Не услаждался ли в сердце своем какими-либо нечистыми пожеланиями?Не останавливался ли мыслью на каких-либо срамных предметах? Вообще – заботился ли о чистоте твоего сердца? Помни, что худые желания и помышления делаютдушу нечистой пред Богом, Который, как всеведущий, знает все. Мерзость пред Господом помышления злых. (Прит. 15, 26). Господь Иисус Христос сказал: ЦарствиеБожие внутрь вас (Лк. 17, 21). И для спасения нашего недостаточно исправленияодного внешнего поведения, а потребно очищение сердца. Только чистые сердцемБога узрят (Мф. 5, 8), и в небесный Иерусалим не войдет ничего нечистого (Апокалипсис,21, 27). Итак, – говорит апостол, – имея такие обетования, очистим себя от всякияскверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1).
 Худые помышленияи желания запрещаются потому, что от них, как от семени, родятся дела греховные.Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи,лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). Поэтому бойся греха похотей, и если возникают,то тотчас в самом начале подавляй их.
 Вот главнейшиесредства к приобретению чистоты сердца:
 Первое и главнейшее средство к очищению сердца от всех греховных помыслов и желаний естьчастое и усердное призывание святейшего и сладчайшего имени Господа нашего ИисусаХриста. Он есть источник всякой святости и чистоты; имени Его трепещут бесы(Мк. 16, 17); как солнце своим появлением разгоняет всякий мрак и освещает всепропасти земные: так и духовное Солнце Бог и Господь наш Иисус Христос удаляетиз нашего сердца всякий грех и всякую нравственную нечистоту. Вот почему СвятаяЦерковь в акафистном пении сладчайшему Иисусу учит взывать к Нему: «Иисусе,отврати сердце мое от похотей лукавых» (икос II).
 Второе средствоесть христианское смирение. Удали из сердца своего гордость, которая есть мерзостьпред Богом, сознай Свою духовную нищету, обратись с сердечным воплем к Богуо помощи против обуревающих твое сердце нечистых помыслов – и всесильный Господьподаст тебе руку благодатной Своей помощи, и освободит тебя от духовных скверн,навеваемых врагом нашего спасения – диаволом, очистит твое сердце и соделаетего храмом Себе.
 Смирениеесть великое орудие к привлечению благодатной помощи и силы; смирением умножаетсяв нас спасительная ее сила и сохраняется это небесное сокровище; вселившаясяв смиренного подвижника благодать утверждает его в добродетелях и хранит, не давая упасть, как матерь младенца. Сила бо Моя, – рек святому апостолу ПавлуГосподь, – в немощи совершается (2 Кор. гл. 12, ст. 9). И сам апостол Павелговорит: Сладце похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова.«Смирение велико есть, и мощно есть, еже благодать Божию в душу привлещи; прочее же та благодать Божия пришедши покрывает душу» (Авва Дорофей). Буди убо смирен,да благодать от Господа восприимеши. «Аще же не смириши мудрование свое, оставляеття благодать и совершенно падаеши в вещех, в нихже помыслы точию искушаешися.Еже бо стояти в добродетелех не твое есть, но благодати. Та есть носящая тяна дланях руку свою соблюдающи от всех сопротивных» (Исаак Сирин).
 Третье средствок очищению сердца нашего от греховных помыслов и желаний есть благочестиваяжизнь. Жизнь, плотская, греховная, делает человека неспособным к восприятиюблагодати Божией и к посещению души его Христом, Солнцем правды.
 СвятительТихон Задонский так об этом говорит:
 «Солнце ясновидится в чистой и тихой воде, и подобие его изображается в ней: так Бог, вечноеСолнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе, и изображает в ней образСвой. Очистим убо себе, возлюбленнии, от всякия скверны плоти и духа, творящесвятыню в страсе Божии, – увещевает нас апостол (2 Кор. 7, 1), – да и в насвселится Бог – вечное Солнце, и изобразится в душе нашей святый образ Его!»(Из «Сокровища духовного» святителя Тихона Задонского. См. подробнее об этомв нашей книге «Уроки и примеры христианской любви», изд. 3-е, стр. 725).
 К сказанномуприбавим следующие слова св. Иоанна Кронштадтского:
 «Для очищениясердца нужны великие труды и скорби, частые слезы, непрестанная молитва внутренняя,воздержание, чтение слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но,главное, частое покаяние и причащение пречистых Таин» (См. «Полное собраниесочинений» св. Иоанна Кронштадтского, т. I. стр. 203–206).

Седьмая заповедь блаженства

 Блажени миротворцы:яко тии сынове Божии нарекутся.

 1. Не враждовал ли с кем-либо? Не старался ли о том, чтобы вместо примирения враждующих ещеболее поссорить их?
 Господь от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими и тотчас мирились в случае возникших ссор, но и других склоняли к миру. Мир имейте между собою,–говорит Иисус Христос (Мк. 9, 50). Умоляю вас, братия, именем Господа нашегоИисуса Христа, чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы соединены былив едином духе (1 Кор. 1, 10). Будьте в мире между собою (Кол. 5, 13). Держисьмира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22). Будьтеединомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 3, 11). Блаженимиротворцы: ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). «Кто примиряетвраждующих, тот оказывает величайшее благодеяние, и справедливо может называтьсяблаженным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое,и вместо того вводя общение благ», – учит святитель Григорий Нисский. «Господьпотому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствиечеловеческому обществу делается подражателем истинному Богу. Податель и Господьблаг совершенно истребляет и уничтожает все противоестественное и чуждое добру.Подобную же деятельность Он заповедует и тебе; и ты должен погашать ненависть,прекращать вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющеев сердце памятозлобие и вместо его вводить все противоположное… любовь, радость,мир, благость, великодушие, словом – все собрание благ. И так не блажен ли тот,кто раздает божественные дары, кто подражает Богу в своих дарованиях, чьи благодеянияуподобляются великим дарам Божиим!» (Григорий Нисский. «Слово о блаженствах»в «Христианском чтении» за 1842 г., май, стр. 164–165, 169–170, 177–178).

 2. Не любишь ли спорить и тем нарушать свой душевный мир?
 Если ктораз или два быв обличен, не послушает, не спорь с ним, но предай все Богу, да будет воля Его: силен Бог и злое превратить на доброе. Учись в терпении переноситьчужие недостатки и слабости, какие бы ни были, ибо и у тебя есть много такого,что другие переносить должны. Если себя не можешь сделать таким, каким желаешь,как можешь сделать, чтобы другой был таков, как тебе угодно? Мы желаем, чтобыдругие были совершенны, а своих недостатков не исправляем. Желаем, чтобы другиебыли строго обличены, а сами не хотим, чтоб нас обличали. Не нравится нам широкаявольность в других, а сами не хотим, чтоб отказывали нам в том, чего хочется.

Восьмая заповедь блаженства

 Блажени изгнаныправды ради: яко тех есть царствие небесное.

 Любишь ли тыправду, то есть – благочестие, в чем бы оно ни выражалось – в исполнении заповедейпо отношению к Богу, по отношению к ближним или к своей собственной душе, до такой степени, что готов даже за свое благочестие пострадать? Не боялся ли тынасмешек твоих товарищей или знакомых тебе, безумно и легкомысленно осмеивавшихтвою любовь и частые посещения храмов Божиих, благоговение пред святыми местами,например – церквами, образами, пред коими должно обнажить голову и осенить себякрестным знамением, – твое уважение к уставам Святой Церкви относите-льно постов,церковных обрядов, твою любовь и сострадание к бедным и несчастным, твою заботуо спасении души твоей? Не малодушно ли ты соглашался с теми, кто кощун-ственноосмеивал святое учение, таинства и обряды Святой Церкви?
 Помни, что Господь сказал: Иже(бо)аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнеми грешнем, и Сын Человеческий постыдится его (Мк. 8, 38, см. Лк. 9, 26).
 Люби правдуи ненавидь неправду или грех всякого рода; высказывай прямо и смело святую правду,и обличай с кротостью и терпением неправду, чтобы правда царствовала, как подобаетей, а неправда была посрамляема и искореняема и не поднимала высоко с наглостьюсвою голову. Будут оскорбляться люди твоей правдивой речью, не будут любитьи жаловать? Что ж из того? Людям ты будешь неприятен (как бельмо на глазу):но за то будешь устами Божиими, зеницею ока Божия. Впрочем, и здесь будут тебяуважать все честные и правдивые люди, а на небе ублажат тебя Ангелы и все святые,и с радостью примут душу твою в небесные селения, когда она разлучится от этогосмертного тела, ибо небожители не без участия смотрят на здешние наши подвиги,добродетели и на нашу борьбу с грехом и неправдой, а с великим участием и сочувствием,как члены единого тела Христова, как и Господь засвидетельствовал, говоря, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 7), или, как апостолговорит, аще ли же славится един уд, с ним радуются еси уди (1 Кор. 12, 26).И как спокойна совесть, как доволен бывает человек, когда выскажет святую правду,и как мучит совесть, когда постыдится или побоится высказать ее, когда нужно!
 Впрочем,благоразумие требует – не всегда и не всякому высказывать правду: 1) не нужнозаявлять свою правду, когда дело до нас не касается, когда есть для этого люди,призванные своею должностью говорить правду; 2) когда предвидим, что слово правдыввергнет нас в явную опасность, а пользы от нашего слова не выйдет ровно никакой.Тогда лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставилих на путь правды, или послал могущих и способных людей обличить неправду! И добродетель требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия добродетельбывает уже не добродетель, или теряет много своей цены (См. «Полное собраниесочинений» св. Иоанна Кронштадтского, т. I, стр. 218–224).

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Архипастырь

Архиепископ Викентий провел духовную беседу для личного состава пожарной части города Верхотурье

 Екатеринбург,29 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В дни торжеств по случаю перенесения мощей праведного Симеона, после окончаниябогослужений в храмах и монастырях Верхотурского уезда, архиепископ Екатеринбургскийи Верхотурский Викентий побывал в пожарной части города Верхотурье, где встретилсяс личным составом и командованием подразделения.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Зачарованныеприродой Зачарованныеприродой никак не могут постичь смысл слова «спасение». Даже когда вкусят самыхгорьких плодов своей зачарованности, они обычно легче понимают слово «самоубийство»,нежели слово «спасение».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс