Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (411) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№42 (411) / 8 ноября ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–41)

Девятая заповедь закона Божия

 Не послушествуйна друга твоего свидетельства ложна.

 1. Не говорил ли когда ложь?
 Слово Божиесильно осуждает порок лжи. «Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящиеистину благоугодны Ему» (Притч. 12, 22).
 «Открываетсягнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истинунеправдою» (Римл. 1, 18).
 «Так и языкнебольшой член, но много делает. Посмотри: небольшой огонь как много веществазажигает. И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находитсямежду членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучисам воспален от геенны» (Иак. 3, 5–6).
 «Поведениелживого человека – бесчестно, и позор его всегда с ним» (Сир. 20, 26).
 «Посему,отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы членыдруг друга» (Ефес. 4, 25).
 «Ложь чуждаБогу, – говорит святой авва Дорофей. – В писании отцом лжи называется диавол,а истина есть Бог; ибо Он Сам говорит: «Аз есмь путь, истина и живот». Видите,от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью!» (Авва Дорофей. «Поученияи послания», стр. 10).

 2. Не осуждал ли своих ближних? Не передавал ли худую молву о других? Не любишь ли слушатьпересуды и по ним судить о других?
 Судия и ЦарьНебесный благоволил изречь ясную заповедь: не судите, да не судимы будете! Значит,виновные в том суть сознательные и намеренные ослушники воли Божией. Они самовольнои дерзко присваивают себе право, принадлежащее небесному Судии, право судитьвсех людей. У нас есть един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить,и ты кто, который судит другого? – спрашивает апостол Иаков (4, 12). Зачем предвосхищаешь,как фарисей, суд Божий и судишь другого?
 Как огоньпротивен воде, так и кающемуся не сродно судить других. Если бы ты увидел кого-нибудьсогрешающего даже при исходе души из тела, то и тогда не осуждай его, ибо судБожий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения; но ещебольшие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их – обманулись,уловляя дым, а солнца не усматривая, говорит св. Иоанн Лествичник.

 3. Удерживаешься ли от празднословия?
 Храни языксвой от празднословия и смехотворения. А дабы обуздать сей уд свой, 1) молись,елико возможно, чаще и прилежнее, со святым Давидом: «Положи, Господи, хранениеустом моим!» 2) Ходи почаще умом своим, не забывай нисходить духом и во ад:там не захочешь смеяться, там надобно только плакать и стенать. 3) А как попристальнееи всегда будешь смотреть на свое сердце, эту бездну греховную, идеже гади, им же несть числа, то невольно будешь взывать, в этой бездне валяясь: горы, падитена мя, и холмы, сокройте мя от лица Бога моего всеблагого, Которого я, окаяннейшийвсех человек, непрестанно оскорбляю отеческое благоутробие! (См. «Письма духовногоотца к духовным детям», С.-Пб., изд. 1861 г., ч. 2-я).

 4. Не любишь ли смеяться над другими?
 Насмешкасовсем непозволительна христианину, когда она касается прямо известного лица.Сделать смешными те или другие недостатки с целью предостеречь или отучить от них других, конечно, не предосудительно (хотя достижение этой цели таким средством,как насмешка, очень сомнительно); но сделать смешным того или другого человекавсегда преступно. Всякая насмешка над известным лицом имеет в большей или меньшеймере следующие вредные свойства: во-первых, она закрывает, а иногда извращаетдобрые качества того лица, на которое падает; над кем смеются, в том перестаютвидеть (по крайней мере, в данную пору) достойные уважения черты характера,следовательно, в насмешку приметно или неприметно входит клевета; во-вторых,она больнее прямого порицания отзы-вается в душе человека, который подвергаетсяей, и на других производит более сильное и продолжительное впечатление, чемпрямой укор, следовательно, имеет особенно разрушительную силу для чести (репутации)ближнего, – наконец, она осуждению ближнего дает характер удовольствия: смеятьсянад другим значит не только осуждать его, но и находить приятность в этом осуждении,следовательно, с насмешкой соединяется зло-радование, чувство, самое недостойноехристианина. (См. подробнее в книге «Очерки нравственного христианского учения»Фаворова, изд. VI, стр. 130).

 5. Не скрывал ли истины на суде? Не оклеветал ли кого на суде?
 Клевета строгозапрещена в слове Божием: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»(Исх. 20, 11). Клевета удаляет от Бога. Святой царь и пророк Давид спрашивает:«Господи, кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой гореТвоей?»
 И отвечает:«Кто не клевещет языком своим, не делает ближнему своему зла и не произноситобвинения на ближнего своего» (Пс. 14, 1–3).
 Господь нередкои в этой жизни строго наказывает клеветников. Вот пример: трое злых людей оклеветалисвятого епископа Наркисса и свои клеветы подтверждали клятвой. Один говорил:«Пусть я погибну от огня, если лгу»; второй призывал на себя жестокую болезнь;третий говорил: «Пусть я ослепну, если не говорю правды». Святой беззлобно перенеснеправые обвинения; но правосудие Божие постигло лжесвидетелей, и каждый из них претерпел ту казнь, которую сам призывал на себя (См. книгу «Рассказы из истории Христианской Церкви» Бахметевой).
 Итак, берегись,сын мой, ложно показывать на суде на ближнего твоего. Господь не бывает поругаем.Он милосерд, но правосуден в то же время.

Десятая заповедь закона Божия

 Не пожелайжены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни рабаего, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всегоелика суть ближнего твоего.

 1. Не завидуешь ли ближнему своему – его богатству, счастью, здоровью, его способностям, егоуспеху в жизни?
Помни, что не только христианину, но и вообще человеку вовсе несвойственна зависть.Это – грех по преимуществу диавола. Христианам свойственно любить и радоватьсяблагоденствию и счастью ближних, но не завидовать. Зависть происходит от диавола.«Завистью диавольской смерть вниде в мир», – говорит Священное Писание (Премудр.Сол. 2, 24).
 Зависть естьмеч обоюдоострый, который наносит вред обоим: как самому завистнику, так и тому,кому он завидует.
 Послушаем,что говорят о грехе зависти святые отцы. Григорий Нисский пишет: «Зависть естьначало злобы, мать смерти, первая дверь греха, корень всякого зла».
 Василий Великийговорит: «Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой живет она».
 Кто завидуетближнему, тот восстает против Бога. «Чему, скажи мне, ты завидуешь? – спрашиваетсвятитель Иоанн Златоуст. – Тому ли, что брат твой получил духовное дарование?Но от кого он получил, скажи мне: не от Бога ли? Значит, ты враждуешь противТого, Кто даровал ему.
 Видишь ли,до чего простирается зло, до какой степени греха восходит оно и какую изрываетбездну наказания?»
 «Не завидуй,человек, никому в земном, преходящем счастье, ибо все в мире, как трава и цветполевой; не завидуй богатому и славному, ни пресыщающемуся земными удовольствиями;но благоразумно подражай тому, кто украшен добродетелями. Ибо зачем тебе завидоватьземному счастью, когда все в этом мире временно и тленно? Положим, кто-нибудьславен и богат, но вечно ли так будет? Или кто-нибудь в изобилии пользуетсяудовольствиями и счастьем, но всегда ли? Нет, все это дано весьма на малое время»(См. «Алфавит духовный» святителя Димитрия Ростовского).
 Не завидуйбогатому, ибо трудно богатому войти в царствие Божие, – притом вспомни, что иногда и через золото слезы льются, – что вовсе не в одном богатстве счастьечеловека.
 Не завидуйкрасоте человеческой, ибо великое искушение ко греху предстоит красивым лицомто от соблазна, то от гордости и самопревозношения, которое может низринутьво ад.
 Не завидуйуспевающим в деле, ибо Бог благословляет их успехи, значит, мы осуждаем благословениеБожие, что есть великое безумие.
 СвятительВасилий Великий дает следующий мудрый совет против зависти: «Если прозришь рассудкомвыше человеческого, не будешь ничего земного почитать великим и чрезвычайным:ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья;если не будешь поставлять блага для себя в преходящих вещах, а устремишь взорсвой к истинно прекрасному, похвальному, к достижению благ вечных и истинных,то будешь далек от того, чтоб достойным ублажения и соревнования признать что-нибудьземное или тленное. А кто таков, и не поражается мирским величием, к тому никогдане может приблизиться зависть» («Творения», IV, 188, 190).

 2. Борешься ли с дурными помыслами и нечистыми пожеланиями?
 Мужайтесь,и да укрепится сердце ваше. Господь близ, помощь Его близка. Он никогда не оставляетс упованием обращающихся к Нему и себя Ему предающих… Главное – помыслов пресечение.Когда помыслы улеглись…, прочее теряет силу. 1) Как только появится движениедурное, сейчас мысли установите на какой-либо священный предмет из евангельскихсобытий – преображение, страдание Господа, распятие, Воскресение, вознесениеи другие. Этим все дурное отбросится назад. 2) Или… приведите на мысль смерть,суд и следствие того. 3) Вслед за сим, установив мысль на присутствии Господа,воззывайте к Нему, – как говорите с кем-либо лицом к лицу, и поверьте Ему уврачевание,говоря: «Видишь, Господи, что у меня… Ничего подобного не хочу я… помоги,и отвей приражении сии…», – и начинайте творить молитву Иисусову, повторяяее с верой, и ею одною ограничив все содержание головы и сердца.
 Господь попустили смотрит, как вы поступите. Он – вождь, вы – воины, Он ждет, что вы отразитеврага, не посрамите Его чаяния (См. Письма свт. Феофана Затворника).

 3. Не припомнишь ли каких-либо грехов за собой, о которых я по краткости времени и забвению не спросил?
 Покайся во всех грехах твоих, совершенных тобою мыслию, словом или делом, и да получишьпрощение и помилование от Господа.
 Помни, что нет греха, которого бы истинно кающийся грешник не мог загладить покаянием.Сколько мы знаем грешников, через покаяние получивших прощение и помилование!Покаянием мытарь оправдался паче фарисея; за покаяние помилована грешница, омы-вшаяслезами ноги Спасителя; покаянием разбойнику отверсты райские двери; покаяниеми горькими слезами апостол Петр, троекратно отрекшийся от Господа, снова возведенв звание апостольское: покаянием многие величайшие грешники востекли на путьдобродетелей и получили вечное блаженство. Так, преподобная Мария Египетская17 лет провела в жизни, полной греховных порочных удовольствий, но, покаявшись,обрела у Господа такую благодать, что переходила реку Иордан, как по суху, и во время молитвы отделялась от земли. Такова сила покаяния!

Общее увещание кающегося после исповеди по руководству десятизаповедей закона Божия

 По окончанииисповеди пастырь Церкви увещает кающегося отстать от грехов и служить единомуБогу.
 Теперь всяческиблюдись от грехов и впредь не прогневляй ими своего Создателя, Которого ты долженлюбить от всего сердца твоего, от всей души твоей и от всего помышления твоего.Если же так возлюбишь Его, то святые заповеди Его станешь соблюдать, ибо истиннаялюбовь к Богу познается от исполнения Его святых заповедей.
 Помни, что Бог весьма ненавидит грехи и за грехи казни наводит, – помни, что за грехи Боги ангелов непокорных не пощадил и с небес низринул, – что за преступление волиБожией Адам был изгнан из рая, через что навлек бедствие на все происшедшееот него человечество, – что за грехи весь мир водами потопил, кроме праведногоНоя, – что за грехи наводил и наводит на людей изнурительный голод, заразительныеболезни, опустошительные войны и другие бедствия, дабы люди пришли в себя, покаялисьи исправились, – что для избавления людей от греха и всех гибельных его последствий– особенно же осуждения их на Вечные муки в аду, Господь послал в мир Сына Своегоединородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
 Если же,при всем твоем желании жить праведно по заповедям Божиим, при всем желании алкатьи жаждать правды Божией, чтобы насытиться вечным блаженством в будущей жизни,ты по действиям врагов твоего спасения – плоти, мира и диавола – снова впадешьв грех, то немедленно оплачь свои грехи, ибо блажени плачущие; они будут утешеныот Господа, – положи намерение не грешить, восстань от своего падения и покайсяБогу, да подаст Он тебе помощь и прощение.
 Господь приметтебя, простит тебя и изольет на тебя Свое неизреченное милосердие, как Он Самучит в притче о блудном сыне, который сказал отцу своему: «Отче! Согрешил на небо и пред тобою и уже несмъ достоин нарещися сын твой: сотвори мя, яко единогоот наемников твоих!» Милосерд Отец наш Небесный, Он снова возвратит к тебе Своюлюбовь и сотворит тебя не наемником, но чадом Божиим.
 Безмерновелико бремя наше греховное, а сердце наше, как некая бездна, преисполнена гадами– страстями, им же несть числа. Пока не постиг еще нас час смерти и суда, будемнепрестанно, сын мой, воздыхать во глубине сердец наших, как смиренный мытарь;возвратимся со страны далекой – из области греха, к милосердому Отцу нашемунебесному, как блудный сын; умилимся, как Ахав; будем плакать, как блудница;станем вопиять, как Хананея; не обленимся предстоять на молитве, как вдовица;помолимся, как Езекия; смиримся, как Манассия. Если таким образом будем молитьсявсещедрому Господу, то, без сомнения, не отринет Он и нашу молитву, не промолчити наших воздыханий и слез. Да будет отселе единственное попечение наше о душе;она у нас одна, одно и время жизни, конец же неизвестен; воздушная пучина непроходимаи полна нашими врагами; нет помогающего нам, кроме веры и добрых дел: о них,возлюбленное мое чадо во Христе, постараемся всей нашей силой.

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Церковь и общество

Состоялось очередное заседание оргкомитета XV Рождественских чтений

 В МосковскойПатриархии под председательством Управляющего делами Московской Патриархии митрополитаКалужского и Боровского Климента состоялось очередное заседание XV МеждународныхРождественских образовательных чтений «Вера и образование: общество, школа,семья в XXI веке». Чтения будутпроводиться в столице с 28 января по 3 февраля 2007 года.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Червьпод корой дуба Дуб никакне в состоянии сам извлечь из себя червя. Кто-то другой должен прийти, чтобыэто сделать.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс