Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Червьпод корой дуба
Дуб никакне в состоянии сам извлечь из себя червя. Кто-то другой должен прийти, чтобыэто сделать.
Пшеница никакне в состоянии сама выполоть сорняки из своих посевов. Кто-то другой долженприйти, чтобы это сделать.
Когда болезньдуба и пшеницы вовне проявится, тогда хозяин придет, чтобы это сделать. Когдадуб и пшеница своим увяданием — своими изобразительными средствами — возопиюто помощи, тогда хозяин придет, чтобы освободить их от врага.
А разве у человека нет Хозяина? И разве Он не придет, чтобы исторгнуть грех из души человеческой?
На самомделе, больше нет никого, кто бы мог помочь. Даже если бы вся природа превратиласьв хирурга, она бы не смогла-таки вырвать один-единственный грех из души человеческой.Ибо этот один-единственный грех имеет в себе столь кромешный мрак, что в состояниибросить свою тень и на солнце, и на месяц, и на звезды, и на всю природу. Как это и случилось в начале существования этого мира.
Потому возопис ужасом, призови Хозяина, чтобы Он как можно скорее пришел на помощь и спастебя от греха. Взывай о помощи громче, нежели звал бы, увидев в своей постелизмею. Ведь змея забралась не в постель, а в душу твою!
Вот, значит,первые две главы Этики:
Невыразимыйужас перед грехом;
И невыразимоемогущество Спасающего от греха.
Это Этика,все же остальное — этикеты.
Ибо это —наука о спасении, все же остальное — наука о поведении.
Невинный грех
Говоритьо невинном грехе — то же самое, что говорить о новорожденном слепом волчонке.
Говоритьо малом грехе — то же самое, что говорить о малом семени куколя.
Но невинныйгрех и малый грех имеют большое будущее.
Сколь бымалозначительным ни было прошлое и настоящее того или иного греха, будущее каждогогреха без меры велико.
Одна чумнаякрыса способна взбудоражить многие города, вызвать строгие карантины и мобилизациюцелых армий против себя. А ведь самый невинный и самый малый грех несет и предуготовляетсудьбу более ужасную, нежели чумная крыса.
Вставай и поднимай весь город своей души против этого носителя ужасной судьбы. Установижелезный карантин вокруг него и мобилизуй все силы добра в себе.
Говорят: умножьдобродетель!
Умножь добродетель— и грех сам по себе исчезнет. Так говорили некоторые учителя народов, но народыникогда не могли убедиться в истинности этого учения.
Спасай самсебя от греха; искорени в себе страсть к жизни — и этим ты освободишься от греха.Так говорили другие учителя, несколько глубокомысленнее первых, но народы никогдане могли убедиться в истинности и этого учения.
Все народы,от начала мира, ясно чувствовали, что человеку нужно освободиться от греха,но что сам себя он освободить от греха не может. Все чувствовали, что без помощиНебесных Сил человек никогда освободиться от греха не может. И все вполне убеждались,что уничтожению греха больше способствует жертва, чем философия.
Жертвоприношениястары, как мир. Хотя и злоупотребления ими также.
Основноеубеждение народов на протяжении всей истории (причем никакая софистика ума не смогла поколебать его до нынешних дней) — это убеждение, что грех сильнее человекаи что человек не может спастись от греха без двух условий: жертвы и участияНеба.
Соответственнно,добродетель не может умножаться, пока грех не исчезнет. Насколько грех уступаетместо, настолько добродетель поселяется в душе.
Сначала нужнотерновник выкорчевать, а потом виноградную лозу сажать.
Если же посадишьвиноградную лозу посреди терний, она будет больше походить на терновник, чемтерновник на нее.
Страх греха
Чем болеечеловек нравственно бодрствует, тем больший страх его охватывает перед грехом.Подобно, как бодрствующего лунатика охватывает страх из-за его ходьбы во сненад пропастью!
Действительно,грешники — это нравственные лунатики.
Горе лунатику,проснувшемуся слишком поздно, когда ноги его уже на очень скользком краю глубочайшейпропасти! Ибо тогда он проснется не для того, чтобы отпрянуть назад, а лишьдля того, чтобы самому наяву быть свидетелем своего падения в пропасть.
Каждый грех— стрела против Бога
Бог — последняямишень для всех грехов.
Когда лжешь— лжешь Богу;
когда крадешь— крадешь у Бога;
когда имеешьненависть к кому-то — имеешь ненависть к Богу;
когда клянешься,честно или лживо — клянешься Богу;
когда прелюбодействуешь— нечистотой бросаешь в Бога;
когда не чтишь родителей — не чтишь Бога;
когда завидуешь— завидуешь Богу;
когда скупишьсяв подаянии бедняку — скупишься в воздаянии Богу;
когда замышляешьзло — замышляешь против Бога;
когда изрекаешьзло — изрекаешь зло против Бога;
когда творишьзло — творишь зло против Бога;
когда отрицаешьдобро — отрицаешь Бога;
когда отрицаешьлюбовь — отрицаешь Бога.
Каждый грех— покушение на Бога.
Все стрелы,которые направляешь ты на жизнь людей или на свою собственную жизнь, попадаютв Бога.
Как стрелалука проходит сквозь туман и вонзается в дерево, так все твои стрелы проходятсквозь все тела, сквозь все души, через всю Вселенную, как сквозь туман, и вонзаютсяв Древо Жизни, в Бога.
Стрела остаетсяв Боге, а рана — в твоем сердце. И пока стрела из Бога не вынута, рана в твоемсердце не может зажить.
Тот, ктоможет вынуть стрелу из Бога, может и рану в сердце залечить. Но кто это может?Вот, ты не можешь даже представить, что способен сам это сделать, ибо стрелауже улетела; она уже для тебя вне поля досягаемости, и ты не можешь ни найтиее, ни вынуть. Она запала глубоко в бездну Сущности Божией. И даже сотни леттвоего раскаяния, поста и молитвы, очищения, и развития добродетелей, и упражненияв подавлении страсти к жизни не могут ни вынуть стрелу из раны, ни рану исцелить.
Таково неучитываемоедействие греха.
Воистину,дальше проникает грех человека, нежели мысль человека.
Предпосылкаэтики
Грех являетсяпредпосылкой этики, как болезнь является предпосылкой медицины.
Этика знаетлишь один диагноз: грех. И этика знает лишь одно лекарство: жертва.
Если бы не было болезни и лекарства, не было бы медицины. Если бы не было греха и жертвы,не было бы этики.
(Продолжение.
Святые Космаи Дамиан, память коих совершается ныне, были родные братья; отец их, грек, былязычник; а мать, Феодотия, исповедовала веру хри-стианскую. Она овдовела в молодостии вела жизнь благочестивую, по словам апостола Павла: «истинная вдовица, – говоритон, – надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.