Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (407) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№38 (407) / 8 октября ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–37)

Третья заповедь закона Божия

 Не возмешиимене Господа Бога твоего всуе.

 1. Не повинен ли ты в грехе богохуления, если не словом, от чего да сохранит Бог, то мыслию?
 Святые апостолыгрех богохуления почитали свойственным таким людям, у которых нет страха Божияи которых погибель не дремлет (Откр. 16, 11, 21; 2 Петр. 2, 3). Между верующимиони считали его делом немыслимым (1 Петр. 4, 14).
 Какое врачевствопредложить тебе?
 1) Да будеттебе известно, что если против нашей воли хульные помыслы вторгаются в нашесердце, которое любит Господа и благоговеет пред Ним, то знай, что они от диаволаи не могут быть вменяемы человеку: он пусть будет спокоен: ибо не повинен в них. «Да никто же не смущается, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — нижеотчаивается, имущи наваждения от помыслов хульных, ведущи, яко нам суть сияв пользу паче, а не в соблазн: самим же бесам в посрамление».
 Влагающийв человека эти помыслы диавол старается уверить его, что он сам рождает в себеэти помыслы, дабы чрез то привести в отчаяние; но должно знать, что все те помыслы,коих душа не желает, от диавола; случается и так, что человек, как бы в каком-то забвении, на малое время примет помыслы, но, опомнившись, прогоняет их: в такомслучае должно нам из глубины сердца воздохнуть к Господу и покаяться, — и Господьпростит.
 2) Когдакто смущается этими помыслами, тогда враг усиливает их, а когда кто пренебрегаетими, тогда враг отходит посрамленный.
 3) Во времянападения этих помыслов ни в какое рассуждение и спор с ними входить не должно,а творить непрестанно молитву внутренне: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,помилуй мя грешного». По реченному святыми отцами: «Бий супостаты именем Христовым,крепче сего оружия нет ни на небе, ни на земле».
 Итак, помысламихульными должно пренебрегать, уподоблять их лаянию пса, хотя оный и слышим,но вреда от него не терпим; а если начать возражать против этих помыслов, то они усилятся и до тех пор не отойдут, пока человек не оставит их без внимания.
 4) Смиримся,перестанем осуждать ближних, будем ко всем милостивы, в молитве усердны, в пищеи питии воздержаны, — и помыслы вражеские удалятся от нас, по реченному в СвятомЕвангелии: Сей род изгонится ни чем же иным, токмо молитвою и постом (СвятительДимитрий Ростовский. «Врачество духовное на смущение помыслов»).
 5) Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других.Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение другихи гордое мнение за настоящее или прошедшее, нисколько не беспокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражии.
 6) А благовременноиногда произноси против них слова св. Иоанна Лествичника: «Иди за мною (т. е.от меня), сатано! Господу Богу моему поклоняюся и Тому единому послужу, а болезньтвоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдетв сем и в будущем веке».
 7) Наконец,необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет ИсаакаСирина, он пишет в 56 слове: «Когда человек, заботясь об очищении внутреннем,милостию Божиею будет приближаться к первой степени духовного разума, то естьразумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помыслами.И ты, говорит он, да не станеши в стране сей без оружия, да не вскоре умрешиот подсеющих и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружие слезы и частое пощение.И охраняйся не прочести догматов еретических; сие бо есть вооружающее на тяяко наиможнейше дух хулы. Егда же насытиши чрево твое, да не возбезстудствуешииспытати, что от божественных вещей и разумений, да не раскаешися. Во чревенаполнение разума тайн Божиих несть». Внимай сим словам сего великого отца,старайся иметь посильное воздержание в пище и питии и сокрушенное и смиренноепред всеми сердце, чтобы приобрести спасительный плач о себе безвредно в настоящемтвоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда,то по злобе своей силится по крайней мере смущать его, досаждать ему разнымипомыслами и злыми внушениями (См. Письма оптинского старца Амвросия).

 2. Не роптал ли ты на Бога в болезни, нужде и в несчастии?
 Роптать на Бога есть великий грех: тварь не может требовать отчета у Творца или выражатьсвое неудовольствие на посылаемые Богом болезни, бедность и разные несчастья.Несчастья посылаются для нашей пользы: или для нашего исправления, или для предохраненияот великих грехопадений, которые мы совершили бы при богатстве или благополучии,или для избавления от будущих мук. Человеку лучше здесь немного потерпеть, нежеливечно мучиться в будущей жизни. Все святые просили Господа: «Лучше здесь, Господи,накажи, но там пощади».
 «Ты кто,человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты менятак сделал?» (Рим. 9, 20) — говорит святой апостол Павел.
 Помни, что ничто не случается без воли Божией. Даже и волос с головы нашей не упадет без воли Отца небесного (Лк. 12, 7).
«Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай» (Иов. 5, 17). «Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дняна день обновляется» (2 Кор. 4, 16). Знай, что близок Господь к сокрушеннымсердцем (Пс. 33, 19); утешайся Гос-подом, предай Господу путь твой, возложи на Господа заботы твои и Он поддержит тебя. «Он причиняет раны, и Сам обвязываетих; Он поражает и Его же руки врачуют» (Иов. 5, 18).
 Когда страдаетот болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, которыйболезнью обессиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Господа ИисусаХриста, нас ради претерпевшего крест и смерть; еще помни, что все наши болезнисуть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят сновав любовь Его: Твой мир, — сказано, — и Твою любовь даруй нам: вся бо воздалеси нам. Помни, что в болезни Господь с тобой: с ним есмь в скорби, — что онапроизошла от мановения Владыки, отечески наказующего нас. Веруя во время благополучное,смотри, не отпадай во время напасти, но, как мученик, будь постоянен в вере,надежде и любви» («Моя жизнь во Христе», прав. Иоанн Кронштадтский, т. I).

 3. Не сознаешь ли себя виновным в грехе кощунства, который бывает тогда, когда неуважительнокто относится к священным предметам, осмеивает их и оскорбляет их святость?
 Этот грехблизок к богохулению и навлекает на виновных страшное наказание. Когда возвращенбыл из плена филистимского священный ковчег завета, многие из евреев началирассматривать его, как вещь обыкновенную: прикасались к нему, заглядывали внутрьего, — и за это кощунство внезапно были наказаны смертью.
 Помни, что Бог долготерпелив и милосерд, но Он же свят и правосуден и часто грозно наказываеткощунников.
 Есть примеры,что тот человек, который притворялся, например, покойником, между тем как другиебезумцы совершали над ним кощунственное отпевание, действительно оказывалсяумершим. Пусть кощунник припомнит, что на всяком месте очи Господни; они видятзлых и добрых (Притч. 15, 7), и что Бог не оставит безнаказанным богохулящегогрешника (Премудр. Сол. 1, 6–9).

 4. Не был литы когда невнимателен во время молитвы или богослужения и всуе, — то есть толькоустами, а не сердцем (Мф. 14, 8–9), — призывал имя Господне?
 Молясь, тыстоишь пред Богом и святыми Его, которые на тебя смотрят и слышат твои молитвы.Берегись быть рассеянным. Это оскорбляет величие Божие и отвращает от тебя угодниковБожиих. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Как царю земному ненавистен тот, кто,предстоя ему, отвращает от него лицо свое и беседует с врагами владыки, такмерзок пред Господом тот, кто, предстоя на молитве, занимается нечистыми помыслами.Пробудись от миролюбия и сластолюбия, свергни с себя заботы, совлекись своихпомышлений, отрекись от тела, потому что молитва не иное что есть, как отчуждениеот видимого мира» (Сл. 28, 42, 25).
 Против рассеянностив молитве самое лучшее средство — усердная молитва к Богу. «Старайся возносить,лучше же сказать — заключать мысль свою в речениях молитвы, — говорит св. ИоаннЛествичник, — и если, утомившись, падет, возводи ее снова, потому что непостоянствосвойственно уму; но и его может установить Тот, Кто силен всему дать постоянство»(Сл. 28, 17). «Если во время молитвы, — говорит св. Василий Великий, — врагбудет влагать лукавые мечтания, душа да не перестает молиться и да не почитаетсобственными своими произращениями эти лукавые всеяния врага; но, рассудив,что появление неприличных мыслей бывает в нас по безотвязности изобретателейлукавства, тем усильнее да припадет к Богу, и да молит Его рассыпать лукавуюпреграду остающихся в памяти непристойных помыслов, чтобы стремление ума своегобеспрепятственно, без всякого промедления, и мгновенно, востечь к Богу так,чтобы нашествие лукавых помышлений нимало не пресекало пути. Если же и продолжитсятаковое насилие помыслов, по безотвязности воюющего с нами, то в этом случаене должно приходить в отчаяние и не оставлять подвига на половине дела, но терпетьдотоле, пока Бог не озарит нас благодатию Духа, которая обращает в бегство наветника,очищает и наполняет божественным светом ум наш и дает, что мысль наша в неволненнойтишине служит Богу с веселием» («Творения святых отцов», т. 9, стр. 425–426.«Воскресное чтение», 1888 г., стр. 28–29).

 5. Не клялся ли ты ложно, то есть не утверждал ли клятвою того, чего не было?
 Не клянисьименем Моим во лжи и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь Бог ваш (Лев.19, 12). Господь воспрещает ложную клятву и указует на Себя как Отмстителя лжи.Всеведущий видит самые тайные помышления нашего сердца. Правосудный строго взыщетза поругание Его святого имени. Анания и Сапфира показали неправду пред святымиапостолами и солгали Духу Святому: за это мгновенно были поражены смертью.
 И теперьбывают поразительные примеры наказания Божия за ложную клятву. Не подвергай же себя гневу правосудного Бога, ненавидящего ложную клятву Его святейшим именем,пред которым трепещут херувимы и серафимы.

 6. Не согрешил ли ты клятвопреступлением, то есть не исполнил законной клятвы?
 Помни, что Господь грозно наказывает клятвопреступников. Царь Седекия нарушил данную имклятву быть верным Навуходоносору, царю вавилонскому, и перешел на сторону египетскогоцаря, чтобы с ним идти против Навуходоносора. За это он был обличен Богом черезпророка Иезикииля так: «Клятву Мою, которую он презрел, Я обращу на его голову.И закину на него сеть Мою и пойман будет в тенеты Мои, и приведу его в Вавилони там буду судиться с ним за вероломство его против Меня». И действительно,Навуходоносор скоро взял Иерусалим, отвел Седекию в плен, где ему выкололи глазаи посадили в темницу, где он и умер.
 Господи!Кто может обитать в жилище Твоем? — вопрошает святой пророк и царь Давид и между прочим говорит: — Кто клянется и не изменяет (Пс. 14, 4).
 Кто имеетв сердце своем хотя искру благолепия к Богу, для того нарушить клятву — делоужасное. Св. Василий Великий не оправдывает даже невольного и вынужденного насилиемнарушения клятвы: если клятва утверждена именем Божиим, то христианин долженлучше потерпеть за истину, чем изменить клятве (Прав. 82).

 7. Не нарушал ли ты когда данных Богу обетов?
 Данные обетынадо исполнять. «Человек, — говорит святой пророк Моисей, — иже аще обещаетобет Господу, или закленется клятвою… не оскверновит словесе своего: вся,елика изыдут из уст его, да сотворит».
 Видишь ли,обеты стоят наряду с клятвой. «Аще обещаешь обет Богу, — говорит премудрый царьизраильский (Соломон), — не умедли отдать его».
 Все святыеугодники Божий как в Ветхом, так и в Новом Завете строго исполняли данные обеты:Иаков дал в Вефиле обет принести в жертву Богу десятую долю своего имения (Быт.28); святая Анна дала обещание посвятить своего сына Самуила Богу (1 Цар. 11);Пресвятая Мария во храме Иерусалимском дала обет Богу — всегда пребыть девою,и все они данные ими Богу обеты свято исполнили.
 Если ты далпо необдуманности обет, который не в состоянии исполнить, то обратись к твоемудуховному пастырю, который по чину Церкви разрешит тебя отданного обета; а впредьдавай обеты по зрелом обсуждении.

 8. Не божился ли ты? Не призывал ли имя Божие всуе в обыкновенных разговорах или без должногоблаговоления? Не принуждал ли кого к божбе?
 Имя Божиевеликое, святое и страшное, В ветхие времена побивали камнями осмеливавшихсяпроизносить имя Божие без уважения, с пренебрежением (Лев. 24, 16). Херувимыи серафимы, стоящие вокруг престола Божия, со страхом и трепетом называют Егоимя (Ис. 6, 1–3).
 «Как этони странно, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — слуга не смеет назвать именигосподина своего без нужды и как случилось, а ты имя Господа Ангелов произносишьвезде без нужды и с великой небрежностью?»
 Многие великиеученые (например, Ньютон) вставали со своих мест или снимали шляпу, когда нужнобыло произнести имя Божие. Будем и мы подражать им!

 9. Не утаивал ли ты чего на исповеди?
 Кто утаиваетот духовника грехи на исповеди, тот хотя и услышит от него: «Прощаю и разрешаю»,— но Дух Святый, как Сердцеведец, не простит и не разрешит его. Посему св. Златоусти говорит: «Будем во грехах своих не людей стыдиться, но убоимся, как должно,Бога, Который и ныне видит дела наши, и в будущем веке накажет непокаявшихся.Кто ныне опасается стыда от людей только, а не стыдится делать что-либо непотребноепред всевидящим Богом, притом не хочет покаяться и исправиться, тот в будущийдень суда не пред одним или двумя человеками, а в виду всей вселенной будетвыставлен на позор».
 За утаенныетяжкие грехи люди еще здесь на земле, во время их предсмертной болезни, мучимыбывают бесами, а по смерти подлежат мучению во аде. Об этом есть много сказанийв душеполезных книгах.

 10. Не призывал ли Бога и святых Его на помощь в дурных делах, а также при обмане в торговле?
 Помни, что это есть страшное кощунство и такая злая молитва часто может навлечь быструюи явную кару Божию. Много примеров записано, которые показывают, что люди, просившиеу Бога о погибели врагов, сами впадали в великие бедствия по устроению ПромыслаБожия, который чрез это вразумлял их и учил тому, что врагов нужно не толькопрощать, но и любить. Есть много примеров, когда богатые, но бессердечные люди,чрез пожар или наводнение лишались всего своего имения за то, между прочим,что просили у Бога усилить в стране голод, чтобы потом по дорогой цене продатьбедствующим свои огромные запасы хлеба.

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Церковь и общество

Митрополит Виталий, возможно, унес с собой тайну обретения мощей святых царственных мучеников

 ПервоиерархРПЦЗ(В) Митрополит Виталий (Устинов), возможно, унес с собой тайну обретения мощей святых Царственных Мучеников – Императора Николая II и членов его Семьи.В начале 1998 года, сразу после принятия правительственной комиссией РФ во главес Борисом Немцовым решения о захоронении в Санкт-Петербурге екатеринбургскихостанков, он стал единственным в мире церковным иерархом, прямо сказавшим правду.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Богачи богатство Большое богатствосамо по себе не является ни злом, ни благом.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс