Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (408) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№39 (408) / 15 октября ‘06

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Вопросы на исповеди

 Душане знает усталости
 — Дайте отдохнутьмоему телу! В конечном счете это означает: дайте мне выспаться.

 — Дайте отдохнутьмоей душе!
 В конечномсчете это означает: дайте мне Бога.
 Неверно думать,что душа, которая дает силы телу, может утомляться так же быстро, как тело,да еще и должна отдыхать так же долго, как тело.
 Ночью душаработает так же, как и днем. Ночью она обобщает и усваивает свой дневной урок.И ночью душа выносит свой страшный приговор человеку за прошедший день.
 Пустынникисвятогорские, как и пустынники восточные вообще, имеют обычай поспать некотороевремя днем, тогда как ночь проводят в размышлениях и молитве. Это имеет огромноезначение для их душ. В ночной тиши и темноте, когда работа чувств задерживается,душа действует беспрепятственно и мощно. Днем же чувственная активность человекаограничивается сном и молитвой, что также помогает душе действовать более свободнои интенсивно.
 Постоянноеобщение души духовной личности с невидимым и нечувственным миром, конечно же,делает и его сны отличающимися от снов чувственных людей.
 Великие молитвенникина собственном опыте знают, что душа неутомима.
 Те же люди,которые не научились либо не решились общаться с Богом посредством размышленияи молитвы, постоянно говорят о «душевной усталости».
 Однако этаих «душевная усталость» — не что иное, как тирания чувственной гиперактивностинад пассивной и стесненной душой.

 Драгоценныйкамень
Пришел один монах из пустыни к людям и принес с собой сверток. Точнее — бриллиант,завернутый в увядший лист смоковницы.
Монах держал сверток в руке и дрожащим своим голосом говорил о найденном бриллианте,который был завернут в увядший лист смоковницы:
 — Когда однуиз граней этого бриллианта обратить к тварям и вещам земным, то все твари и вещи земные засияют красотой, которая превосходит все желания и мечты.
 — Покажиэто нам! — закричали люди.
Но монах как будто не слышал этого и продолжал:
 — Когда другуюгрань обратить к могилам, то могилы откроются и мертвых можно видеть, как живых.
 — Покажиэто нам! — еще громче закричали люди.
 Но монахкак будто не слышал этого и продолжал:
 — Когда третьюгрань обратить к духовному миру, то засияет такой свет, что и солнце, и звезды,и все вещи внизу и вверху исчезнут, как в затмении, от этого света.
 — Да покажиэто нам! — громко и гневно закричали люди. А монах сказал:
 — Не могувам показать. Потому что не могу вынуть бриллиант из этого увядшего листа смоковницы,пока увядший лист не порвется.
 Люди началихохотать и кричать:
 — Так ведьлист же увядший! Но даже если был бы и не увядший, то чего он стоит по сравнениюс драгоценностью, которая в него завернута.
 Но монахбыл серьезным, а голос его был дрожащим. И монах ответил:
 — Вы говорите,что этот увядший лист смоковницы не стоит ничего, а я говорю вам, что он стоитпо крайней мере столько же, сколько ваше тело по сравнению с драгоценным камнем,который завернут в лист.
 И вдруг монах,разорвав тот увядший лист смоковницы, показал драгоценный камень.
 И все устазамолкли надолго. И все глаза увидели его. И все поверили, что рассказ монахабыл правдой, потому что был он – наслаждением.
 А когда людирасходились, каждый чувствовал, что несет в себе тот чудесный драгоценный камень,который монах носил в пустыне. И все радовались.

 Различияв понимании
 Чем беднееособенностями та или иная вещь, тем меньше различий в представлениях людей о ней. Чем богаче особенностями та или иная вещь, тем больше различий в представленияхлюдей о ней.
 А посколькуБог несравнимо больше и особенностями богаче всех вещей на небе и на земле,то о Нем у людей множество самых разных представлений.
 Легко всемлюдям на земле иметь одинаковое представление о камне или о купоросе, но нелегковсем иметь одинаковое представление о Боге.
 Помимо неисчерпаемогобогатства духовных благ и особенностей силы, славы и величия Бога, различияв представлениях людей о Нем зависят от по-разному сложившихся и по-разномувыражающихся душевных способностей каждого человека, равно как и каждой расычеловеческой.
 Но слепотапо отношению к живому и преславному существу Бога возникает не из-за способностей,а из-за неспособности.

 Философскиепартии
 Философияимеет свои партии и своих партийцев так же, как политика.
 Но достойныепартийцы обеих категорий, чувствуя стесненность в своей партии, ищут более широкихгоризонтов.
Материалист и спиритуалист могут быть сравнены с двумя микробами в человеческомтеле, занявшимися исследованием большого организма, в котором они живут. Если бы они прошли по всем органам человека, все по порядку осмотрели, как могли,и тогда бы изложили результаты своего обследования.
 — Сейчасмы знаем все, — сказал бы микроб-материалист.
 — Сейчасмы не знаем ничего, — сказал бы микроб-спиритуалист.
 — Как этоне знаем ничего? — удивился бы первый. — Знаем, что это — беспредельное телосо многими различными органами и функциями. Органы развиваются от меньшего объемак большему, и все развиваются в определенном соответствии, а также во взаимнойзависимости, каждый из них связан с другим, смежным. И действуют здесь известныезаконы: развития и среды. Одни частицы органов отмирают, другие рождаются вместоних, и вся машина действует непрерывно — от вечности до вечности, неся все образцыи все цели в себе самой.
 Такие бысуждения изложил микроб-материалист. А микроб-спиритуалист покачал бы головойи сказал:
 — Так этолишь представляется твоим и моим глазам. И только таким, пожалуй, может бытьрезультат всей нашей суеты с обследованием этого тела. Но я чувствую, что вневсех этих органов существует еще мир, невидимый для наших глаз, недоступныйдля всех наших чувств. Этот мир — царство сил, которые выше, светлее, масштабнееи долговечнее тех, что мы познали. И все эти силы сконцентрированы вокруг однойглавной силы. В этом высшем мире находятся образцы и цели мира органов, мира,в котором мы с тобой живем, не зная, как и зачем. Этот наш нижний мир – всеголишь бледное предзнаменование мира высшего, его отражение, его след.
 Представьтесебе, каким было бы удивление обоих микробов — конечно же, особенно микроба-материалиста,— если бы они могли войти в царство души человека, взойти на небо сознания человека!

 Сделай и забудь
 Не записывайсвоих добрых дел, ибо если запишешь их, они быстро поблекнут; если же забудешьо них, они будут вписаны в вечность.
 Не записывайзлых дел соседа своего, ибо если запишешь их, половина тяжести этих злых делляжет на тебя; если же забудешь о них, Бог и твои злые дела предаст забвению

 

В других номерах:

Азы православия

Вопросы на исповеди

(Продолжение.

 
Церковный календарь

24 октября — память преподобного Феофана Исповедника, творца канонов, епископа никейского

 СвятительФеофан, память коего совершается сегодня, родился в Аравии, а благочестию и разумению Священного Писания научился в лавре святого Саввы. Как знающий истиныПравославной веры и образованный человек, Феофан, вместе с братом своим Феодором,был послан Иерусалимским патриархом в Константинополь на защиту Православияпротив иконоборцев.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс