Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (407) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№38 (407) / 8 октября ‘06

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Вопросы на исповеди

 Богачи богатство
 Большое богатствосамо по себе не является ни злом, ни благом.

 И большиезнания сами по себе не являются ни злом, ни благом.
 Но в рукахплохого человека богатство становится злом, а в руках хорошего человека богатствостановится благом.
 Точно так же в голове испорченного человека знания становятся отравой, а в голове хорошегочеловека становятся лекарством.

 Дух противления
 Кто противитсязакону Божиему, тот вскоре начнет противиться законам природным и общественным.
 Кто противитсяволе Божией, тот вскоре начнет противиться чьей бы то ни было воле.
 Кто противитсявласти Божией, тот вскоре начнет противиться всякой власти.
 Кто противитсялюбви Божией, тот вскоре начнет противиться и любви матери, жены, детей, друзей.Любовь такого рода превратится в самолюбие, самолюбие — в отчаяние, а отчаяние— это наикратчайший путь к самоубийству.

 Самоубийство
 Самоубийство— это не сокращение страданий, а продление.
 Пчела, котораяперебирается из одного улья в другой, становится нежелательной для двух сторон:для улья, из которого она бежала, и для улья, к которому она прибилась.
 Самоубийство— это попытка бегства из этого царства жизни. Но беглеца никакое царство не принимает радушно.
 Убийство— это опосредованное покушение на жизнь, самоубийство — непосредственное покушениена жизнь. Убийство — это выражение частичного презрения к жизни, самоубийство— выражение крайнего и полного презрения к жизни. Убийство — нападение на человекакак человека, самоубийство — нападение на жизнь как жизнь.
 Убийствосамо по себе представляет также род самоубийства, поскольку жизнь твоя и твоегососеда — это одна жизнь. Но убийством ты намереваешься убить часть жизни, котораяможет защищаться от тебя, тогда как самоубийством ты намереваешься убить частьжизни, которая от тебя не может защититься. Да, жизнь в твоем соседе может защититьсяот тебя, а жизнь в тебе совершенно беззащитна со стороны тебя. А убийство того,кто беззащитен, влечет за собой кару и мучения во всех царствах жизни.

 Привязанностьк земле
 Чем дольшемать держит ребенка в колыбели, тем позднее ребенок начнет ходить.
 Чем дольшемать кормит ребенка грудью, тем позднее ребенок привыкнет к более грубой пище.
 И человек,которого земля долго держит в своих объятиях, поздно направляется в сторонунеба. И тот, кого земля долго кормит своими подслащенными соками, поздно приходитк духовной пище.

 Нематериальныемиры
 Открой своюдушу для миров нематериальных.
 Один из этихмиров теснится около тебя, ожидая твоей помощи. Другой из этих миров предлагаеттебе свою помощь. Не отвергай ни один мир, ни другой.
 Не отвергайни тот мир, ни другой, ибо ты не сегодня, так завтра будешь в одном из них.Не отвергай ни тот, ни другой, чтобы удостоиться быть жителем лучшего мира.

 Когда будемсчастливы?
 Счастьемнаградит Бог верных Своих (то есть подобных Себе), причем не счастьем животного,а счастьем Бога.
 Бог не опоздаетс наградой, но и не поспешит.
 Ожидает ликрестьянин урожая от пшеницы сразу, как только посеет ее? И наездник на бегахожидает ли приз на середине дистанции? И мореплаватель ожидает ли увидеть портпосреди океана? И хозяин нивы платит ли работающим на ниве во время работы?
 Почему тогдаты ожидаешь награду на середине дистанции, посреди океана, во время работы?
 В эту жизньты послан не для того, чтобы иметь счастье, а чтобы его заслужить.

 Жизнь после смерти
 Как переживаетчеловек свои состриженные волосы или обрезанные ногти, или ампутированные рукуили ногу, так переживет он и все тело свое.
 И как белоеоблако отличается от заледеневшей воды и раскаленное железо от холодного железа,так человек в мире бессмертия отличается от себя самого в мире смертном.

 Страх смерти
 Не всегдаи не всюду страх смерти одинаков, как не одинаково и мужество умирающего.
 Тяжелее всегочеловеку умирать среди веселящейся толпы, когда она радуется его смерти. Тогдапроявляется наибольшее мужество или наибольший страх.
 В таких условиях,перед развлекающейся публикой в римских амфитеатрах, умирали христианские мученики.
 А также особеннотяжело человеку умирать, когда ему кажется, что он умирает, оставляя весь мирнетронутым. И когда еще при этом друзья плачут по нем! Человек тогда чувствуетстрах смерти, смешанный со стыдом. Оттого мужество Сократа в подобном случаеосталось так прочно запечатлено историей.
 Намного легчеумирать человеку в поединке – тяжелее в поединке со зверем, чем с человеком,– когда посылает удар и принимает удар. И тогда страх большой, однако меньше,чем в первых двух случаях; и тогда требуется мужество посмотреть смерти в глаза,но все же не такое.
 А меньшевсего страх смерти в больших битвах, когда человек бежит навстречу смерти по телам мертвых. И меньше всего настоящих героев в больших битвах, когда умирающихмножество.
 Одним словом,смерть несравнимо страшнее, когда она своими когтями срывает на ниве жизни колосза колосом, по одному, чем когда косой косит подряд.
 Если хочешьумереть как герои в первых двух случаях, тогда тебе следует сказать: будь мужественным,твоя отсеченная голова не может оказаться ни ближе, ни дальше, чем у ног Божиих.
 Если же боишьсяумирать в одиночестве, тогда тебе можно сказать: будь мужественным, ведь ежедневноидет большая битва во Вселенной, и ты умираешь с половиной Вселенной. И как ты вдыхаешь и выдыхаешь воздух, так Вселенная непрерывно вдыхает и выдыхаетжизнь.

 Герой добродетели
 Не правдали, часы – удивительная вещь, и нельзя не восхищаться тем, кто первый их изобрел?
 Но представьсебе, что у тебя спросили: кого бы ты больше хотел увидеть – изобретателя первыхчасов или Мать Юговичей (героиня сербского эпоса; собирательный образ матери)?Разве ты бы хоть мгновение колебался с ответом?
 Радий – весьманеобычный элемент, необычайно полезный как для научных исследований, так и для практического использования в жизни. Но кого бы ты больше хотел увидеть – открывателярадия или Жанну Д’Арк?
 Один твойсоотечественник является величайшим электротехником мира. Второй твой соотечественник– диакон Аввакум, который шел на смерть с веревкой на шее и пел: «Серб – Христов,радуется смерти!» Так вот, кого бы ты больше хотел видеть из этих своих соотечественников?
 Да что тутспрашивать. Все неразвращенные люди мира, в ком еще совесть жива, были бы единодушныв выборе.
 Научное открытиеценится так же, как ценится всякое мастерство и как всякое приобретение. А вотгерой добродетели предстает как окно в звездных высях, через которое можно видетьвечность.
 Он выше любойцены. Сначала он людей приводит в замешательство, потом радует, а в конце концов– просвещает и вдохновляет.
 Ученый подобенопытному охотнику, который обнаруживает след и не упускает добычи. Так он открываетновое явление или новый закон.
 Не то – геройдобродетели! Что общего у него с явлениями и законами природы?

 

В других номерах:

Азы православия

Вопросы на исповеди

(Продолжение.

 
Церковный календарь

17 октября — обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского

 Ныне празднуетсяобретение мощей иже во святых отец наших Гурия и Варсонофия. СвятительГурий был архиепископом Казанским.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс