Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (406) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№37 (406) / 1 октября ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–36)

 15. Не любишь ли ты тварь больше Творца? Не пристрастился ли ты к чему-либо земному до забвенияБога?
 «Горе тебе,если ты, возлюбивши тварей, забудешь Творца», — учит блаженный Августин. Любымира сего вражда Богу есть (Иак. 4, 4), — пишет святой апостол Иаков. А святойапостол Иоанн учит: Не любите мира, ни яже в мире (2 Ин. 2, 11). Все нужно любитьтолько для Бога и ради Бога. «Не радуйся ни о чем временном в этом плачевномвеке, потому что все в нем непостоянно и превратно, все в нем обманчиво и изменчиво.Но если хочешь утешиться, ищи утешения в одном Господе; если хочешь радоваться,радуйся об одном Господе», — учит святитель Димитрий Ростовский.
 «Может литварь и плотское удовольствие доставить совершенный покой и верное утешениедля души? — спрашивает тот же святой отец и отвечает: — Нисколько!» Один толькоТворец может успокоить и утешить душу и даровать ей вечное и всегдашнее наслаждение.Как ветка расцветает и вырастает не иначе как от корня, так же точно и душаможет получить совершенное утешение единственно от благодати Господней и ПресвятогоУтешителя Духа, от Которого получила и бытие свое.

 16. Не допустил ли ты греха человекоугодия, т. е. не льстил ли кому и не одобрял ли худых дел?
 Помни, что в слове Божием сказано: мужа крови и льстива гнушается Господь (Пс. 5, 7). Гореглаголющим лукавое доброе и доброе лукавое, полагающим тьму свет и свет тьму(Ис. 5, 20–21).
 Как опаснохвалить зло, порок и нечестие, об этом так говорит святитель Василий Великий:«Делающие так своими похвалами навлекают проклятие на жизнь хвалимых и делаютсявиновниками их осуждения вечного за то самое, в чем одобряют их» («Творениясвятителя Василия Великого», ч. 1, стр. 390 в русском переводе).

 17. Не надеялся ли ты на человека более, чем на Бога?
 Знай, что Господь в этом случае сильно прогневляется: Проклят, — говорит Он, — тот, иженадеется на человека (Иерем. 17, 5). Ненадейтеся на князи, на сыны человеческия(Пс. 145, 3), потому что в них нет спасения. Слово Божие называет надежду на человека тенью. Что же есть непостояннее и обманчивее тени? Сегодня тот, на кого ты надеялся, велик и силен, завтра он пал со своей высоты и тебя увлекв свое падение; сегодня он жив, завтра он умер и разбил все твои надежды. Тольконадежда на Бога никогда не обманет человека. «Господь крепость моя и щит мой;на Него уповало сердце мое, и Он помог мне», — говорит святой царь и пророкДавид (Пс. 27, 7).

 18. Не надеялся ли ты слишком на свои силы, на свое богатство, на свои нравственные силы в делеспасения?
 Слово Божиезапрещает надеяться на богатство погибающее (Тим. 6, 17). Кто надеется на богатство,тот сердцем своим отступает от Бога и нередко делается гордым, жестоким, притеснителембедных и слабых.
 Нельзя надеятьсяи на свои душевные силы в деле своего спасения. Бог бо есть действуяй в нас,и еже хотети (т. е. и пожелать только) и еже деяти (т. е. выполнять на деле).Без благодати Божией человек и шагу не может сделать в деле своего спасения.Все святые считали себя ничтожными грешниками, бедными и убогими без помощиБожией.
 «Чуждоприсвоениедуховное (себе приписывание успехов) является в разных видах, и бывает причиноюнаучительного отступления благодати. Отсюда окаменение, забвение, омрачение,потеря энергии. Средство против него — все как от руки Божией принимать, с благодарностью,как дар, жить всегда в предании себя Богу, всего чая свыше» (Свт. Феофан).

 19. Любишь литы Бога больше всего на свете, больше отца, матери, детей, собственной жизни?
 Святой апостолПавел клятвою устрашает того, кто не хочет любить Христа: Аще кто не любит ГосподаИисуса Христа, да будет проклят (1 Кор. 6, 22).
 И святойВасилий Великий в первом своем слове о любви к Богу учит, говоря: «Заповедьубо приемше, братие, любити Бога, Того единого желати и жаждати, о Нем непременнодолжны всегда иметь память, и, якоже младенцы о матерях своих помышляют, такои вы рассуждайте о себе, что мы по образу и по подобию Его созданы, что Он сотворилнас душею бессмертных, и что мы словом и разумом более всех тварей почтены и неизреченными благами одарены. Для нас Он сошел с небес и примирил нас с Богоми Отцом Небесным, спасе, оправда и сотвори нас сыны и наследники царствия Своего».
 О Боже! Спасителюнаш! Воспали любовь в нас, да возлюбим Тебя, якоже Тебе угодно.
 Достойны ли мы любве Его, будучи прах и пепел? Однако Он возлюбил нас.
 Сколько мычувствуем неудовольствий, не имея к Нему любви! Сколько без нее обуреваемсяволнами бедствий и страждем! Но хотя иногда мы Его отвергаем, Он не отвращаетсяот нас. Мы бегаем Его; но Он нас ищет и призывает к Себе, глаголя: Приидитеко Мне вси тружцающиися и обремененнии (Мф. 11, 28).
 Боже наш!Мы отвергаем любовь Твою, а ты нас не перестаешь любить. Мы нередко приемлемсатанинские внушения паче закона Твоего. Мы, не щадя себя и спасения своего,прилежим делам злобы. И несмотря на то, человек часто говорит: «Я люблю Бога».Какое противоречие! Он думает, что любит Бога, но заповедей Его не исполняет.Какая же это любовь? Это одно лицемерие!
 Когда тыговоришь: «Люблю Христа Бога», — то посмотри, что Он тебе заповедует: якожеАз сотворил: и вы творите (Ин. 13, 15).
 Если любишьХриста Бога, терпи, как Он претерпел, и твори все то, что Ему угодно. Он учили творил. Непременно и твоя любовь должна быть такова, чтобы добро творить,терпеть, не смущаться ни о чем находящем и во всем всегда Его благодарить не словами и языком, но самыми делами. Сердцем, умом, от всей души, крепости и помышления возлюбить Его ты должен.
 И если такЕго возлюбишь, то послушай Исаию глаголющего: еда жена забудет отроча свое,еже не помиловати исчадия чрева своего; аще и забудет сих жена, но Аз не забудутебе, глаголет Господь (Ис. 49, 15) (См. «Старческие наставления» Назария, игуменаВалаамского).

 20. Не повинен ли ты, возлюбленный мой, в грехе неблагодарности Богу за Его бесчисленные благодеянияк тебе?
 «Не стыдно ли быть неблагодарным за полученные благодеяния? Даже животные стыдятся неблагодарности.Они с благодарностью помнят о доставляемом им корме», — говорит святой АмвросийМедиоланский. Святитель Иоанн Златоуст, вспоминая безмерные благодеяния Господак роду человеческому, говорит: «Он привел нас из небытия в бытие, даровал нами тело и душу, сотворил нас разумными, устроил всю тварь для рода человеческого…послал к нам Врача душ и телес, Единородного Сына Своего, Который благоволилпринять образ раба и родиться от Девы». Тако возлюби Бог мир, яко и Сына СвоегоЕдинородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный.Можем ли мы не благодарить Бога, если припомним все эти и другие бесчисленныеблагодеяния, — если вспомним, что после смерти человек может наследовать жизньвечную с ее нескончаемым и неописанным блаженством? Ихже око не виде, и ухоне слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор.2, 9). Благослови же, душа христианина, Господа, и не забывай всех безмерныхи неисчислимых благодеяний Его тебе; возлюби своего Творца, Промыслителя и Спасителятвоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем помышлением твоим.

 21. Не убоялся ли ты или не постыдился ли поддержать славу имени Божия или защитить священныепредметы от поругания их людьми нечестивыми и кощунниками?
 Если ты искреннеубежден, что вера твоя единая истинная, то и показывай это делами по убеждению.Не смотри на то, что будут говорить о тебе другие. Найдутся, быть может, неразумныеи станут смеяться. Пусть смеются в обличение своего неразумия. Святые апостолырадовались, когда подвергались бесчестию за имя Христово. Им должно подражать.
 Если притеснятьстанут за веру, еще полезнее это для тебя. Радуйся! Уже венец мученический сходитна главу твою. Стыд, боязнь и смущение суть верные знаки маловерия. Иже бо ащепостыдится Мене и Моих словес, сего Сын человеческий постыдится, егда приидетво славе Своей, и Отчей и святых ангелов (Лк. 9, 26). Вот чего бояться нам нужно,а не того, что скажут о нас люди. Бывают случаи, когда уже совсем неизвинительнонаше молчание. Вот встречаешь ты богохульника. Открыто порицает он и хулит ВеруПравославную. Обличи его, исповедуй истину. Если он послушает тебя, ты приобрелбрата. Не обратит он внимания на твои слова, ты будь спокоен: Богу единому принадлежитсуд, а ты исполнил свой долг. Святой апостол Павел говорит: Аще исповеси устытвоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых– спасешися (Рим. 10, 9). Видишь, какой конец имеет исповедание веры! Во спасениедуши оно бывает и делает людей блаженными. Иди с Божией помощью смело по семупути, православный христианин, мое возлюбленное по духу чадо!

 22. Предаешь ли ты, сын мой, себя на волю Божию?
 Предадимвсецело во-лю нашу Богу, Который знает все, прежде нежели мы родились, и не будем просить, чтобы все было по воле сердец наших, ибо ни один человек не знает,что ему полезно; но станем говорить непрестанно и словами и делами нашими: «ОтчеНебесный, да будет воля Твоя!» Ибо не всякое хотение от Духа Святаго, хотя человекуи кажется праведным, и правым, и добрым. Трудно по правде рассудить, добрый ли дух или злой тебя побуждает желать того или другого, или ты подвигнут твоимсобственным духом. Многим казалось вначале, что от доброго духа в них побуждение,а под конец были они обмануты.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ ЗАКОНА БОЖИЯ

 Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земленизу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

 1. Не заражен ли ты страстью любостяжания или сребролюбия?
Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению святого апостолаПавла (Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (1 Тим.6, 5). Знай, что «любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного»,как говорит один подвижник, авва Евгений (См. Скитский патерик). Сребролюбцыпоистине несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они в беспрестанныхзаботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение. Эта страстьврачуется тем, чтобы:
 1) «всемсердцем и всей душей иметь упование на Бога» (преподобный Нил в «Добротолюбии»,т. II, стр. 425).
 2) «Аще хощешипобедити сребролюбие, возлюби нестяжание и скудость», – говорит преподобныйНил (Из «Поучений о восьми помыслах» святого Нила).

 2. Не предаешься ли чревоугодию, сластолюбию, особенно пьянству?
 Слово Божиенаучает проводить воздержанную жизнь. Внемлите же себе, – говорит Гоподь, –да не когда отягчают сердца ваши объядением, и пьянством, и печальми житейскими,и найдет на вы внезапу день той (Лк. 22, 34). «Пресыщением отягченное чрево,как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях онболее бьется о землю, нежели возлетает к небу», — говорит мудрый святитель Филарет,митрополит Московский. «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясьпьянству» (Рим. 13, 13), — учит святой апостол Павел. Он же наставляет: «Не обма-нывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют» (1 Кор.6, 10).
 Горе человекуот пьянства! Тысячи бедствий он испытывает и в здешней жизни, расстраивая своездоровье, сокращая свою жизнь и делаясь, таким образом, самоубийцей, впадаяв бедность и пороки, причиняя глубокую скорбь родным и знакомым и передаваясвои порочные наклонности несчастным от него рождаемым детям (о, не забывай,сын мой, этого никогда!), и в будущей жизни лишается вечного блаженства.
 Бегай, другмой и брат мой, пьянства, как страшного яда, берегись его больше огня, страшисьего, как западни диавола, чрез которую он уловляет к погибели христианские душии увлекает их на дно адово на вечные, конца не имущие, страдания вместе с собой.
 Молитва к Господу о помощи (особенно молитва Иисусова) и чтение слова Божия да будут врачеваниемот этой гибельной страсти. Эти средства многих спасли от этой пагубной привычки:опытом дознано.

 3. Не страдаешь ли гордостью или честолюбием? Не превозносишься ли своими дарованиями, заслугамиили добродетелями?
 Знай, что Бог ненавидит гордость. «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем: можнопоручиться, что он не останется ненаказанным». «Бог гордым противится, а смиреннымдает Свою благодать», – сказано в слове Божием (Иак. 4, 6). Помни, что блаженнынищие духом, т. е. смиренные, вовсе чуждые гордости.
 «Что горевозносишься, человек, и поднимаешься выше облаков, будучи пыль и прах?» – учитодин подвижник («Добротолюбие», т. II, стр. 285). Чрез гордость пал диавол,чрез гордость лишились райского блаженства наши прародители, пожелавшие бытьяко бози и знать добро и зло; чрез гордость христианин делается недостойнымпринять благодать Святаго Духа, без которой он неспособен ни на какое доброедело.
 Вот врачевство,преподанное опытными в духовной жизни подвижниками, против этой греховной болезни:
 1) «Аще хощешипобедити гордыню, что-либо аще твориши, не глаголи, яко от твоего труда, или от твоего мужества бывает. Но аще постишися, аще бдиши, аще молишися, аще низулежиши,аще поеши, аще служиши, аще поклоны многи твориши глаголи: яко не от моего тщания,но от Божией помощи и заступления бывают» (Из «Поучения о восьми помыслах» святогоНила).
 2) «Истребив себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого, и не думай,чтобы другой человек был многим ниже тебя по достоинству» (Святитель ВасилийВеликий).
 3) «Когдапридет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои,тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные,бесчисленные оскорбления Всеблагого и Праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей, сравнительно с ними, все равно, что нет» («Моя жизнь во Христе» св. прав. Иоанна Кронштадтского, т. I).

 4. Не согрешил ли ты лицемерием, т. е. не казался ли ты для приобретения славы от людей благочестивым,не имея истинного благочестия в душе?
 Господь давнообличил наружное благочестие людей, устами, но не сердцем, чтивших Бога. Онсказал про таких, что всуе чтут Его (Мф. 15, 8–9). Он не только не услышит их,но воспылает на них праведным гневом. В Новом Завете Господь наш Иисус Христосгрозно обличал книжников и фарисеев и предсказывал им великое горе, т. е. тяжкоенаказание за их лицемерие.
 «Нет пользыи от благотворительности, о которой трубят трубою; нет выгоды и от поста, о котором всем разглашают: что делается напоказ, то не приносит плода, но ограничиваетсялюдской похвалой» (Святитель Василий Великий в «Слове о посте»).
Искупитель наш Господь наш Иисус Христос, даровавший нам действительнейшие врачеванияпротив всех недугов наших, телесных и душевных, заповедует нам врачевать страстьлицемерства в корне ее, в ее начале, в тщеславии.
 Тщеславиеалчет и жаждет славы человеческой: Господь повелел умерщвлять его свойственнымему гладом. Он повелел отъять у тщеславия его пищу и питие – человеческую похвалу;повелел тщательно укрывать все добрые дела от взоров человеческих, повелел вседобрые дела, самую любовь к ближним, приносить всецело в жертву единому Богу.

 5. Не считал ли идолопоклонством поклонение святым иконам? Носишь ли на себе крест Христов– орудие нашего спасения?
 Святой АфанасийВеликий говорит: «Мы, верные, поклоняемся иконам, не как богам, как то делаютязычники – да не будет! Но только выражаем расположение и любовь души нашейк изображенному на иконе; вот почему часто, если изображение сотрется, то, что прежде было иконой, мы сжигаем, как простое дерево. Посему как Иаков пред своеюкончиною поклонился на верх жезла Иосифова, не самый жезл почитая, но того,кто держал оный, так и мы, верные, почитаем иконы не по какой-либо иной причине,как только для того, чтобы выразить любовь нашу к тем святым лицам, которыеизображены на них» (См. «Творения святителя Афанасия Великого»).

(Продолжение следует)

 

В других номерах:

Церковь и общество

Один в поле – не воин, а вместе мы – сила

 ВасилийМихайлович Андриянов окончил философский факультет Уральского государственногоуниверситета, некоторое время работал специалистом по связям с общественностьюв миссионерском отделе Екатеринбургской епархии. В настоящее время являетсяпрезидентом некоммерческой организации «Региональный фонд развития ЖКХ», членомпрезидиума Ассоциации управляющих компаний и собственников жилья Свердловскойобласти.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Ктоможет осветить могилу? Если бы и весь свет Вселенной слился в одно солнце, он бы не смог осветить ни одну могилу.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс