Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (406) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№37 (406) / 1 октября ‘06

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Вопросы на исповеди

 Ктоможет осветить могилу?
 Если бы и весь свет Вселенной слился в одно солнце, он бы не смог осветить ни одну могилу.

 Наоборот,чем больше света вокруг нас, чем больше роскоши природной и культурной, чембольше смеха и цветов, тем мрачнее кажется нам могила. Самый большой пессимизмпоявился не в бедной Палестине или Греции, а в Индии, стране наибольшей природнойроскоши.
 Все, что делает эту жизнь приятнее, светлее и слаще, это же делает более острым жалосмерти. Через окно льется на нас свет солнца, а через двери хлещет нас холодныйветер. Такова эта жизнь, в которой через один проем на нас изливается удивительноесияние природы, а через другой нас хлещет холодный ветер смерти.
 Идет веселаягурьба по дороге, и вся Вселенная — нарядная и улыбчивая, можно сказать — участвуетв ее веселье. И вдруг: перед веселой гурьбой, при дороге, оказывается свежаямогила!
 Наслаждаетсячеловек вкуснейшей рыбой, и кажется ему, что его наслаждение преображает всехлюдей и все вещи вокруг. И вдруг: кость застревает в горле!
 Был ли и есть ли кто-то, кто мог бы со светильником войти в могилу и не потерять улыбкижизни? Кто-то, кто мог бы то, чего не может эта смертная Вселенная? Все иныевопросы сплетаются в этом узле.
 Сколько угоднооглядывайся на мудрых людей — и на тех, что были, и на тех, что есть, — никтоиз них не сможет тебе помочь заглянуть в могилу и сохранить улыбку жизни. Никто,кроме Христа.

 Мало быть человеком
 Сделай доброи закопай под камень, оно из камня образует себе язык и объявится.
 Если ты в темнице из-за правды, все звезды будут сиять над твоей темницей и радеть о твоейсвободе.
 Если ты на виселице из-за справедливости, все небеса взволнуются и постараются, чтобы твоюсмерть обратить в жизнь.
 «Будь человеком»,как говорят, — этого мало.
 «Будьте богами»,— говорится в Священном Писании.
 «Будь человеком»— это малая программа.
 «Будьте богами»— это наивысшая программа.
 Изголодавшиеся,не насытит вас ни одна программа, кроме наивысшей.
 Изжаждавшиеся,не напоит вас ни одна программа, кроме наивысшей.
 Те, кто вводитвам в уши: «Будьте людьми», по сути говорит: «Будьте тем, что несколько иное».
 А Бог вам,с верой, шепчет наивысшую и наимилейшую тайну: «Будьте богами!»
 И большеэтого ничего нельзя сказать. Над этим слова теряются, и молчание становитсякрасноречивым.

 Борьба Иаковас Богом
 Если ты человек,то должен в этой жизни бороться с Богом, как Иаков боролся. Благо тебе, еслиБог одержит победу над тобой. Горе тебе, если ты победишь Бога и останешьсясам на месте борьбы. В этом случае не ты победил, а смерть победила.

 Гром и громовник
 Когда водаиспарится и как пар станет невидимой, тогда она выглядит самой немощной. Но именно тогда она производит громы.
 Так и Христос.Когда Он был положен во гроб и уничтожен, глазам людским Он казался Самым немощным.Но именно тогда Он стал громом и громовником для истории мира.

 Большое и малоеутешение
 Нет некоронованнойголовы на земле.
 Звездноенебо сияет как драгоценная корона над каждой людской головой. Но одно слово«Отче наш» дает сердцу больше утешения, чем эта корона. Ведь та же корона коронуети головы ослов, а вот это слово не дает сердцу осла никакого утешения.

 Отблеск
 Солнце льетсвое сияние одинаково обильно и на чистые, и на пыльные камни, но при этом толькочистые камни дают отблески.
 И Бог изливаетСвое Божественное сияние одинаково обильно и на чистые, и на пыльные души, но при этом только чистые души дают отблески.

 Загрязнениедуши
 Даже самоеотвратительное загрязнение тела – это мелочь по сравнению с грязью души. Немноговоды, немного мыла – и все загрязнение тела может быть смыто: и грязь, и смрад,и вши, и мерзость. А загрязнение души невозможно смыть никакими средствами,пока душа не обновится.
 Грязный полмоют, но чтобы он был чистым, его нет нужды постоянно менять на новый. А вотгрязный воздух в комнате невозможно ничем промыть или очистить – его нужно удалить,заменяя свежим. Так и с душой. Загрязненная душа должна обновиться, возродиться,чтобы стать чистой.
 Если в комнатеесть окно, грязный воздух нетрудно удалить и заменить его свежим. Но как грязныйвоздух очистить в помещениях без окон и без дверей?
 Чья душаимеет окно к Богу, ту нетрудно освежить, очистить, обновить, возродить. Но как очистить душу того, кто наглухо закрыт от Бога, как источника душевной свежестии омоложения?

 НападаюЩий на дороге
 Кто большевсего нападает, тот меньше всего приобретает.
 Кто меньшевсего оказывает сопротивление, тот меньше всего подвергается нападениям.
 Алчущий и жаждущий славы да богатства чаще всего нападает на этот мир, поэтому он и приобретаетлишь самые незначительные ценности этого мира, причем свою собственную ценностьтеряет.
 Смиренныйчеловек меньше всего оказывает сопротивление, поэтому и меньше всего подвергаетсянападениям.
 Природа не любит волнений среди людей и карает их голодом и мором.
 Против нападающегона дороге оказываются не только люди, но и природа тоже. И если его минет стрелаиз кустов, то не минет гром с неба.

 Самый неинтересныйдруг
 Дружба между человеком духовным и человеком плотским вряд ли приятнее и прочнее дружбы между овцой и шакалом.
Если ты человек духовный, для тебя никто не может быть другом менее приятным,нежели человек, который больше всего любит говорить о накоплении богатства да о плотских удовольствиях.
 Если ты богачи больше всего любишь говорить о накоплении богатства да о плотских удовольствиях,для тебя никто не может быть другом менее приятным, нежели человек духовный,который ведет разговоры о Боге и душе.
 Духовныйчеловек никогда – ни при жизни, ни перед смертью – не пожелает общества плотскогочеловека, а также никогда не раскается, что отвергал советы его. Плотский жечеловек – если не при жизни, то перед смертью – пожелает общества духовногочеловека, а перед смертью еще и раскается, безусловно, что не следовал советамего.

 Приязнь и неприязнь
 Никак невозможнопрезирать недруга-невежду так же, как недруга-развратника.
 Недруг по причине невежества никогда не может быть столь же отвратительным, как недругпо причине испорченности.
 Мы чувствуемнеприязнь к тому или иному человеку тогда, когда узнаем его отрицательные особенности,а не знаем особенностей положительных. Приязненно же мы относимся к тому или иному человеку, когда принимаем во внимание его положительные особенности, а не замечаем особенностей отрицательных.
 Сила нашейприязни или неприязни по отношению к людям, соответственно, зависит не от этихлюдей, а от нас самих – от нашей осведомленности и нашей проницательности.

 

В других номерах:

Азы православия

Вопросы на исповеди

(Продолжение.

 
Церковный календарь

9 октября — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

 Святой,ныне прославляемый апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын галилейскогорыбаря Зеведея и Саломии. До обращения ко Христу он был учеником святого ИоаннаПредтечи и вместе с апостолом Андреем последовал за Господом по указанию Предтечи,как рассказывает об этом он сам в 1-й главе своего Евангелия, не указывая, впрочем,по смирению, себя по имени.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс