Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (405) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№36 (405) / 22 сентября ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35)

 Помни, возлюбленныйбрат мой во Христе, что неверие бессильно в решении важнейших вопросов жизни.(Дальнейшее разъяснение вопроса о несостоятельности неверия уместно перед лицомобразованным и неуместно перед малосведущим. Пастырский такт это сразу подскажетдуховнику).
 Спроситеневерующего, если он не верит в Бога, как ответит он на эти семь неоспоримыхвопросов, всю важность которых вы поймете по мере вашего знания законов науки.
 Во-первых,откуда явилась материя? Может ли мертвая вещь создать свое мертвое я?
 Во-вторых,где начало движения? Может ли мертвая вещь привести в движение свое мертвоея? Кто дал первый толчок неподвижной инерции? Откуда явилась начальная сила?
 В-третьих,откуда явилась жизнь? Создалась ли жизнь сама по себе из мертвой материи? Или дана первая жизненная сила, которая проникла в эту бесчувственную массу, и еслиможете вы объяснить все, то скажите, откуда явилась эта животворящая искра божественнойжизни, если не от перста Всемогущего? Были ли первая бацилла или первая бактериянастолько всемогущи, чтобы создать самих себя?
 В-четвертых,откуда происходят дивная гармония, великолепное устройство всех частей вселеннойи назначение каждого предмета в природе? Заставите ли вы нас поверить, что этонеобъятное, гармоническое согласование происходит от сцепления обстоятельств,от случайного сцепления атомов? Если бы кто-нибудь сказал нам, что люди, называемыеКрыловым, Пушкиным, Гоголем, Данте, Шекспиром, Мильтоном, никогда не существовали,но что миллионы печатных букв случайно приняли свои особенные формы и нечаянносоединились вместе в басни Крылова, в стихотворения Пушкина, в повести Гоголя,в «Божественную комедию» Данте, в пьесы Шекспира и в поэмы Мильтона, то вы,наверное, подумали бы, что этот человек выжил из ума. И тогда он не был бы такимсумасшедшим, как человек, говорящий нам, что краски на великолепных крыльяхмотылька, радужные перья на шейке голубя, стекловидная влага и сетчатая оболочкачеловеческого глаза, нежно окрашенные цветы и листья беспредельных лесов, пескии моря, прелестные розовые раковины на берегу, и слоистый хрусталь снега, и небеса, и звезды, что все это случайно образовало симметричное целое, и что из соединения враждебных атомов они заимствовали свою величественную красоту.
 В-пятых,откуда явилось сознание? Может ли мыслить слепой случай? Может ли мертвая материяпрояснить чувство своего существования и вполне создать предметы?
 В-шестых,кто дал вам свободную волю? Мы имеем тела, но в то же время и душу разумную,свободную и бессмертную, созданную по образу и подобию Божию. Выражаясь другимисловами, мы имеем в себе нечто бесконечно высшее материи, то есть дух; дух этотне может быть ничем другим, кроме дыхания Господа. Даже языческий поэт сказал:«В нас самих находится Бог».
 В-седьмых,откуда происходит совесть? Отделяла ли мертвая материя божественное чувствоправого и неправого? Поэтому тот, кто не признает существование Бога, не разрешаетдаже самого простого затруднения чело-веческого ума; вместе с тем он создаетзатруднения в тысячу раз многочисленнее и неразрешимее. Он просто говорит изумительнуюбессмыслицу и высказывает беспредельное безрассудство.
 Когда доходишьэтим путем до веры в Бога, то затем следует вера в Божественное Провидение –что Он создал нас, что Он наш Отец, что мы народ Его пастбища, овцы Его десницы.И с сознанием нашего отношения к Богу по необходимости пробуждается совесть.Видимые явления по воле Божией обнаруживают невидимые.

 6. Не повинен ли ты в грехе ереси? Не сочувствовал ли ты когда еретическим лжеучениям?
 Знай, что быть еретиком значит быть в отлучении от Святой Церкви и от Бога, значит осудитьсебя на лишение царствия небесного. Припомни, как некогда поступил святой апостолИоанн Богослов, этот святой и чистый проповедник божественной любви: встретившисьв бане с одним еретиком, он поспешно сказал своему ученику: «Бежим отсюда: баняможет загореться, ибо в ней находится этот нечестивый человек!» Этот же святойапостол, кротко относившийся ко всем грешникам, советует христианам не приниматьдаже в дом и не приветствовать тех, кто ложно учит о Христе, Господе нашем.
 Чтобы предотвратитьсебя от пагубного увлечения какой-либо ересью, помни, что лишь Святая Церковьесть хранительница и истолковательница Божественного откровения.
 Бог вверилЦеркви Свое откровение, заключенное как в Священном Писании, так и в СвятомПредании, почему божественными источниками христианского учения веры несомненнопризнаются только такие, какие она приемлет. «Я не поверил бы Евангелию, – говоритблаженный Августин, – если бы в том не убедил меня голос Кафолической Церкви».Церковь, приняв от Господа Иисуса Христа и Святаго Духа откровение, хранит егоцелым и невредимым; ей передан и смысл оного, она есть вместе и непогрешимаяистолковательница его от начала своего установления и пребудет такою до скончаниявека, ибо Вселенская Церковь никогда не говорила и не говорит от себя, но говориттолько от Духа Божия, Которого она непрестанно имеет, имела и будет иметь своимучителем до конца века (Ин. 14, 16, 17, 26). Человеку, который говорит сам от себя, можно погрешать, обманывать и обманываться; но Вселенская Церковь, таккак она не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия (Которого она непрестанноимеет и будет иметь своим учителем до века), никак не может погрешать, ни обманывать,ни обманываться.
 Древний отецЦеркви, св. Ириней Лионский говорит: «Не должно у других искать истины, которуюлегко заимствовать от Церкви: ибо в нее апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни»(«Против ереси», книга III, гл. 4).

 7. Не был ликогда раскольником или не одобрял ли раскольнических самочинных собраний внеединства с Православной Церковью?
 Помни, что расколы противны желаниям и намерениям Господа нашего: Да будут вси едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21–23).«Хочешь спастись? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст. – Пребывай в Церкви,и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебяне тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся жеЦеркви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней твое счастье».
 Знай, что «кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Так учит святитель Киприан, епископКарфагенский.

 8. Не подвергался ли ты когда отчаянию в своем спасении по случаю каких-либо тяжких грехов, тобойсоделанных?
 Не подражайИуде Искариотскому, который, бросив сребреники в храме, полученные им от первосвященниковза предательство своего Божественного Учителя, пошел и удавился (Мф. 27, 5).«Никто не отчаивайся, никто не подвергайся этой болезни нечестивых, – говоритсвятитель Иоанн Златоуст. – Если впадешь и во все пороки, то скажи самому себе:Бог человеко-любив и желает нашего спасения. Аще, – говорит : Он, – будут грехиваши яко багряное, яко снег убелю» (Толкование на 1 послание к Коринфянам).«Не отчаивайся же, потому что Господь милостив: но не будь беспечен, потомучто Он праведен», – поучает тот же святой отец. Ты сказал, что по временам оченьослабеваешь до малодушия, а иногда и до отчаяния. «Знай, что главные козни вражиидве: бороть христианина или высокоумием и сомнением, или малодушием и отчаянием.Св. Лествичник пишет, что один искусный подвижник отражал козни вражии их жеоружием. Когда они приводили его в отчаяние, то он говорил сам себе и врагам:как же вы не так давно хвалили меня и приводили в высокоумие, – и чрез это отражалзлой умысел вражий. Если же враги опять переметывались на другую сторону и начиналихвалить и подавать поводы к высокоумию и самомнению, то старец тут отвечал:как же вы не так давно приводили меня в отчаяние; ведь одно другому противоречит.И таким образом этот подвижник с помощью Божией отражал козни вражии их же оружием,благовременно употребляя одно против другого. Также, если у тебя бывает иногдамысль восставать мужественно против врагов, справедливо ли это? Противоположноесему малодушие показывает, что несправедливо. Не в нашей силе восставать противзлохитрых врагов, а всего вернее со смирением прибегать всегда к помощи и заступлениюБожественному, призывая на помощь Самого Господа и Пречистую Его Матерь, как советует св. Лествичник: именем Иисусовым отражай ратники» (См. Письма оптинскогостарца Амвросия).

 9. Не страдаешьли, сын мой, духом уныния?
 1) Если духуныния будет тревожить тебя, скажу тебе так от имени великого духовного врача,св. Ефрема Сирина: ты не упадай, но помолись Господу, и даст тебе долготерпение;и по молитве сядь и собери свои помыслы, и утешай душу свою подобно говорившему:вскую прискорбна еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога (Пс. 41, 6).И скажи: почему нерадишь, душе моя? Не всегда должно нам жить в этом мире. Представьв мысли живших прежде тебя и вспомни, что как они прешли из сего века, так и нам, когда угодно будет сие Богу, должно переселиться… Уныние есть тот злойнедуг, от избавления от которого не в Четыредесятницу токмо молимся, но ежедневнов вечерней молитве, взывая: уныние бесовское далече от меня отжени, Господи!(См. «Душеполезное чтение» за 1896 г., ноябрь, стр. 507).
 2) «Аще хощешипобедити уныние, займись немного рукоделием и почитай Божии книги, и молисячасто» (Из поучений о восьми помыслах св. Нила).

 10. Не испытываешь ли ты, брат мой, ложного и вредного для спасения души страха вражеского?
 Когда будешьощущать такой страх и вражеское нападение, то полезно тебе по примеру древнихотцов произносить (так, чтобы твои только уши слышали) устами псаломские приличныек тому слова, например: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся;и весь 26 псалом. Также: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхсяим. Еще: суди, Господи, обидящии мя, и побори борющие мя, и проч. Еще: Боже,в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися; и подобное.
 На самомопыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляюти прогоняют врагов мысленных, как пламень (Из Писем оптинского старца Амвросия).

 11. Не обращался ли ты когда-либо к волшебникам, гадателям будущего и ворожеям? Не желал ли чрезних узнать будущее, или получить облегчение от болезни, или избегнуть несчастия?
 Волшебство,а равно и обращение к волшебникам есть великий грех. Сам Бог чрез святого пророкаИеремию говорит: Не слушайте волхвующих вам, ни чарований ваших, ни обаятелей,яко лжу прорицают вам тии (Иеремия. 27, 9). Кто обращается к волшебникам, техСвятая Церковь отлучает на шесть лет от Святого Причащения: так велик этот грех!Это значит от Бога удаляться ко врагу Его – диаволу и от него ожидать себе помощи…Однажды царь Охозия, желая помочь себе в болезни, обратился к идолу Ваалу в городе Аккарон и за это по предсказанию пророка Илии был наказан смертью: и умре царь по глаголу Господню, иже глагола Илия. Другой царь, по имени Езекия,в тяжкой болезни обратился к Богу – и выздоровел. У нас, христиан, есть Бог,святые угодники Божии, есть великая и сильная Заступница рода христианскогоМатерь Божия, Царица Небесная; к ним мы должны обращаться в случае нашей нужды.

 12. Не повинен ли ты греху суеверия? Не веришь ли в счастливые и несчастливые дни, встречами другим приметам?
 Все дни одинаковыпред Богом; Он не творил счастливых и несчастливых дней. Думать так – значитвозносить хулу на Создателя. Не тот или другой день, а сами мы виновны бываемв несчастье, если начинаем дело без благословения Божия или дело грешное. СвятительИоанн Златоуст говорит даже, что диавол внушил людям это суеверие. «Если ктоверит, что день есть счастливый или несчастливый, тот в несчастный день не будетстараться о добрых делах, думая, что по неблагопри-ятности дня напрасно станеттрудиться и ни в чем не успеет» (в 23 беседе).
 Равным образомтяжко грешит тот, кто верит каким-либо встречам, считая их для себя несчастными.«Не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».
 Что же касаетсятого, что некоторые боятся встретиться со святым служителем Божиим, нередконесущим на своих персях святые Тайны Христовы, то эта боязнь прямо вызвана диаволом,который ненавидит служителей Божиих как орудий спасения душ христиан; эта ненавистьведет свое начало со времени первых веков христианства, когда языческие жрецывсячески старались отвлечь язычников от христианства и внушали ненавидеть пресвитеров(т. е. священников) Церкви – проповедников истины христианской.

 13. Не гадаешь ли о будущем по книгам Священного Писания?
 Раскрыватьсвятое Евангелие или св. книгу святые отцы не советуют, а советуют в затруднениидо трех раз по примеру Спасителя пред страданиями помолиться Ему, и куда хотьна волос уклонится помысл, тому и последовать (См. Письма афонского старца иеромонахаАрсения, изд. 1891 г.).

 14. Не ленишьсяли, сын мой, молиться Богу?
 Молитва естьпища души. «Не оставляй молитвы, как духовной пищи, – учит святитель Геннадий,– ибо как тело, лишенное пищи, ослабевает, так и душа, лишаемая молитвы, приближаетсяк расслаблению и мысленной смерти». («Прибавления к творениям святых отцов»,ч. III).
 Господь учит:Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7–11).Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4, 2).
 Помни приэтом мудрое и великое наставление одного святого подвижника: «Желай, чтобы с тобой сбылось не то, что тебе хочется, но что Богу угодно», и тогда ты будешьспокоен и благодарен в молитве своей (преподобный Нил, см. Скитский патерик).
 Когда во время молитвы овладевает твоим| сердцем уныние и тоскливость, знай, что этопроисходит от диавола, всячески старающегося занять тебя в молитве. Крепись,мужайся и памятью о Боге прогоняй убийственные ощущения.
 Когда тыодин молишься и унывает дух твой, и станет скучать и тяготиться одиночеством,помни тогда, как и всегда, что на тебя светлейшими, паче солнца, очами взираетТриипостасный Бог, все святые ангелы, ангел твой хранитель и святые Божии человеки.Истинно! Ибо все они едины в Боге, и где Бог, там и они. Куда солнце, туда и все лучи его обращены. Разумей, что говорится. Молись всегда горящим сердцем,а для этого никогда не объедайся и не упивайся. Помни, с Кем беседуешь. Людизабывают пречасто, с Кем они беседуют на молитве, Кто свидетели их молитвы.Они забывают, что беседуют со Всевидящим, что беседе их с Богом внимают всесилы небесные и святые Божии человеки.
 Некто во время молитвы, когда он делался вял, расслаблен духом и телом, и ему хотелосьдремать, возбуждал себя следующим внутренним вопросом: «С Кем ты беседуешь,душа моя?» И живо представляя после этого пред собою Господа, начинал молитьсяс великим умилением и со слезами; притупленное внимание его изощрялось, ум и сердце просветлялись, и он весь оживотворялся. Вот что значит живо представлятьпред собою Господа Бога и ходить в присутствии Его! «Если, – говорил он дальше,– душа моя, ты не смеешь вяло и небрежно разглагольствовать с людьми высшимитебя, чтобы не оскорбить их, то как ты смеешь вяло и небрежно разглагольствоватьс Господом!»
 Вообще, сделатьусилие воли и с напряжением обратить свой взор к Богу – самое благоплодное средство,сразу поднимающее человека над рассеянностью и обращающее его к сосредоточенноймолитве.

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Церковь и общество

Губернатор Самарской области считает, что во взаимодействии Государства и Церкви наступает новый период

 Самара.15 сентября губернатор Самарской области Константин Титов принял участие в работемежрегиональной научно-практической конференции «Православная цивилизация: прошлое,настоящее и будущее», сообщили в пресс-службе правительства Самарской области.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Востоки Запад Запад — в конвульсиях, Восток — в покорности судьбе. Запад непрестанно грызет Древо Познанияи ощущает все больший голод знания, Восток сидит под Древом Познания, но не может дотянуться до плода. Запад помешался на организации, Восток помешалсяна организме. Запад неустанно занимается устроением внешних вещей, в то времякак внутренние ценности одна за другой исчезают; Восток неустанно культивируетвнутренние ценности, в то время как внешние падают и пропадают. Запад строитчудовищные вавилонские башни, но поскольку эти башни строятся из неотесанногокамня и всегда наклонены в одну сторону, то они быстро обваливаются; Востокв поте лица шлифует камень за камнем и успел нашлифовать прекрасных камней,но никак не может сложить их в одно сооружение.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс